Тема: «Философия, ее предмет, направление, функции и роль в обществе».
Практическая работа №1.
Цель работы: усвоить основные понятия «философия», «мировоззрение», уяснить, что такое структура философии, различные подходы к изучению философии. Показать учащимся специфику философского знания, познакомить с новыми понятиями, идеями и проблемами философии.
Краткая теоретическая часть.
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580-500 гг. до н. э.).
Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).
Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.
Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.
По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.
Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии:
«...познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней...» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т.д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т.п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи.
Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.
Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.
Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.
5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.
6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.
9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.
Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.
Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия — самообращенность). Но ведь человек познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в который он «вписан», который выступает как данность, как жизненно-смысловой горизонт человека. Таким образом, философия дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое. Мировоззрение — это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности.
Основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть отождествлено с понятием «философское мировоззрение».
Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию.
Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления и социально-классовые отношения.
Какова роль мировоззрения в жизни человека? Мировоззрение определяет отношение человека к миру и направленность его деятельности. Оно дает человеку ориентацию в социальной, политической, экономической, нравственной, эстетической и других сферах жизни общества.
Мировоззрение — это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру.
В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.
В мировоззрении выделяют два уровня — чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень — это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций.
Теоретический уровень — это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).
Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание.
Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основных формы мировоззрения.
1. Мифологическое мировоззрение — форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.
2. Религиозное мировоззрение — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное восприятие действительности.
3. Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.
Основной, базисной, проблемой философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. В существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, то есть существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные (идеальные, существующие в сознании).
Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 году в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Некоторые мыслители отрицают значимость основного вопроса философии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения. Но ясно и другое: невозможно игнорировать противоположность материального и идеального.
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:
1. Материализм (основатель Демокрит) — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Материя существует реально, независимо от сознания; является самостоятельной субстанцией; развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; сознание определяется материей (бытием).
Особое направление материализма — вульгарный материализм (Фохт и др.), представители которого абсолютизируют роль материи, исследуют материю с точки зрения физики, математики и химии, игнорируют сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
2. Идеализм — направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
Два направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.): реально существует только идея; «мир идей» изначально существует в Мировом Разуме; «мир идей» объективно существует независимо от нашего сознания; «мир вещей» является лишь воплощением «мира идей»; большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
• субъективный идеализм (Беркли, Юм): идеи (образы) материальных вещей существуют только в разуме человека, через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни идей не существует.
3. Дуализм (Декарт) — течение философии, сторонники которого признавали равное существование двух противоположных и взаимосвязанных сторон единого бытия — материи и духа. Материальные вещи происходят от материальной субстанции, идеи — от духовной. В человеке соединяются одновременно обе субстанции.
4. Деизм (французские просветители XVIII века) — направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:
• эмпиризм (сенсуализм);
• рационализм;
• иррационализм;
• гностицизм;
• агностицизм.
1. Эмпиризм/сенсуализм (основатель Ф. Бэкон) — направление философии, представители которого считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.
2. Рационализм (основатель Р. Декарт) — течение философии, сторонники которого полагали, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
3. Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр) — особое на-правление, сторонники которого считали, что мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
4. Гностицизм (как правило, материалисты) — философское течение, сторонники которого считают, что мир познаваем, и возможности познания не ограничены.
5. Агностицизм (Э. Кант и др.) направление, представители которого считают, что мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
Практическая часть:
Задание №1. Разгадайте кроссворд.
5г | ||||||||||||
н | ||||||||||||
7а | г | н | о | с | т | и | к | и | ||||
с | ||||||||||||
е | ||||||||||||
о | ||||||||||||
л | ||||||||||||
6м | и | ф | о | л | о | г | и | я | ||||
г | ||||||||||||
и | ||||||||||||
4а | 2ф | и | л | о | с | о | ф | и | я | |||
т | ||||||||||||
е | ||||||||||||
3м | и | р | о | в | о | з | р | е | н | и | е | |
з | ||||||||||||
м |
По вертикали:
1. Как с греческого языка переводится слово «философия»? Любовь к мудрости
4. Как называется философское направление, которое отрицает существование Бога?
5. Как называется раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания?
По горизонтали:
2. Как называется наука, изучающая основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом?
3. Совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе?
6. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это - целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?
7. Они отрицают возможность познания мира.
Задание 2. Тест
1) С греческого языка слово «философия» переводится как:
1) любовь к истине
2) любовь к мудрости
3) учение о мире
4) божественная мудрость
2) Определите время возникновения философии:
1) середина III тысячелетия до н.э.
2) VII-VI в.в. до н.э.
3) XVII-ХVIII в.в.
4) V-XV в.в.
3) Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:
1) история
2) философия
3) социология
4) культурология
4) Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
1) философия осуществляет рефлексию современной ей культуры
2) философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя
3) философия способствует улучшению характеров людей
4) философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире
5) Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
1) вера в единого бога-творца
2) отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом
3) презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности
4) вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире
6) Онтология – это:
1) учение о всеобщей обусловленности явлений
2) учение о сущности и природе науки
3) учение о бытии, о его фундаментальных принципах
4) учение о правильных формах мышления
7) Гносеология – это:
1) учение о развитии и функционировании науки
2) учение о природе, сущности познания
3) учение о логических формах и законах мышления
4) учение о сущности мира, его устройстве
8) Антропология – это:
1) учение о развитии и всеобщей взаимосвязи
2) учение о человеке
3) наука о поведении животных в естественных условиях
4) философское учение об обществе
9) Аксиология – это:
1) учение о ценностях
2) учение о развитии
3) теория справедливости
4) теория о превосходстве одних групп людей над другими
10) Этика – это:
1) учение о развитии
2) учение о бытии
3) теория о нравственном превосходстве одних людей над другими
4) учение о морали и нравственных ценностях
11) Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
1) отношении сознания к материи
2) смысле жизни
3) соотношении природного и социального миров
4) движущих силах развития общества
12) Для идеализма характерно утверждение:
1) первично сознание, материя независимо от сознания не существует
2) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
3) это строгая непротиворечивая система суждений о природе
4) первично сознание, материя не существует
13) Для дуализма характерен тезис:
1) первично сознание, материя независимо от сознания не существует
2) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
3) это строгая непротиворечивая система суждений о природе
4) первично сознание, материя не существует
Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?
1) Материалисту
2) Объективному идеалисту
3) Дуалисту
4) Субъективному идеалисту
Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?
1) Пантеизму
2) Субъективному идеализму
3) Объективному идеализму
4) Вульгарному материализму
16) Агностицизм – это:
1) учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
2) учение, постулирующее наличие потусторонних сил
3) учение о развитии философских знаний
4) учение о ценностях
17) Агностицизм – это:
1) направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно
2) недоверие чувственному опыту
3) философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии
4) отрицание рациональных путей познания мира
18) Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:
1) философия жизни
2) прагматизм
3) неотомизм
4) позитивизм