Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля |
Проблема материи | Проблема души | Проблема человека |
▫ Материя - субстрат. Без материи нет бытия, но и сама материя не существует самостоятельно. До принятия определенной формы материя находится в состоянии небытия. Эта первая материя лишена жизни, энергии, целостности, всяких свойств, всякой определенности. Материя еще не есть действительность, а только возможность. Действительностью она становится лишь в связи с формой. ▫ Материя — это потенция, ограниченная формой; потенция (субстрат) есть пассивное начало, форма — активное. ▫ Всякая вещь есть единство «материи» и «формы». ▫ Движение - обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей. ▫ Виды причин: материальная (субстрат), формальная (образующая «сущность», вещь), производящая (раскрывающая цель движения). ▫ Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. | ▫ Душа - носитель сознания и одновременно ведает функциями организма. ▫ Три уровня души: - «растительная душа», отвечает за функции питания и размножения; - «чувственная (животная) душа», отвечает за функции питания, размножения, ощущения и желания; - «разумная душа», охватывает все вышеперечисленные функции и ведает еще функциями познания и мышления. ▫ Душа смерти. Одушевление материи (гилозоизм) — «нелепость и противоречие». | ▫ Человек рождается политическим существом и стремится к «совместному сожительству». ▫ Человек есть политическое животное (выводя политичность человека из его природы, а не наоборот — природу человека из его деятельности в обществе, — Аристотель делает ошибку). ▫ Проявление политической сущности человека есть образование семьи, государства. |
Период эллинистической и римской философии
Эллинистическая и римская философия (III в. до н. э. — VI в. н. э.) |
Платонова Академия Спевсипп (409-339 до н.э.) Ксенократ (395—314 до н. э.) Аркесилай (315-240 до н. э.) Карнеад (214-129 до н. э.) | | Перипатетическая школа Аристотель (384—322 до н. э.) Теофраст (370-285 до н. э.) Евдем Родосский Андроник Родосский Александр Афродизийский |
| | |
Эпикурейская школа Эпикур (341-270 до н. э.) Тит Лукрецкий Кар (95-55 до н. э.) | | Стоическая школа Зенон из Китии (336-264 до н. э.) Луций Анней Сенека (ок. IV до н. э. — 65 н. э.) Марк Аврелий (121-180) |
| | |
Скептицизм Пиррон из Элиды(360-270 до н. э.) Секст Эмпирик (II-III в. н. э.) | | Эклектизм Панэций (185-110 до н. э.) Антиох из Аскалона (умер в 68 г. до н. э.) Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) Марк Теренций Варрон (116-27 до н.э.) |
Мистицизм
Неопифагореизм Аполлоний Тианский (вторая половина I в- н. э.) Модерат из Гадеса (I в. н. э.) | Философия Филона Александрийского Филон Александрийский (20—54) | Неоплатонизм Аммоний Саккос (175—242 ) Плотин (205-270) Прокл (410-485) |
Эпикурейская школа
ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА - материалистическая философская школа Древней Греции, основана Эпикуром. Прошла три этапа развития: 1) школа Эпикура в эллинистическую эпоху (IV—III вв. до н.э.); 2) греко-римский эпикуреизм (II—I вв. до н.э.); 3) эпикуреизм периода Римской империи (I—VI вв. до н.э.). |
Общая характеристика философии Эпикура (341—270 до н.э.) |
▫ Эпикур делит философию на три части: учение о природе (физика), учение о познании (логика, или каноника), учение о достижении человеком счастья (этика). Им написано около 300 сочинений. ▫ Важнейший элемент материалистического учения Эпикура - принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения. Вселенная бесконечна и существует вечно. ▫ Основные элементы мироздания: атомы и пустота. Они вечны и бесконечны. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожимы; их свойства: форма, величина, вес. Атомы находятся в постоянном движении. Все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты. Материальный мир — единственная и первичная реальность. ▫ Исходный пункт познания — объективная реальность', истина — в совпадении мысли с этой реальностью, данной через посредство наших чувств. Познание — сложный процесс, предполагающий память, внимание, сравнение и образование общих понятий. В своей канонике Эпикур исходит из познаваемости мира и, признавая единичные ощущения единственным источником познания (сенсуализм), нисколько не умаляет значения общих понятий для познания. ▫ Этика Эпикура построена на натуралистической и индивидуалистической основе. Человек — чувственное существо, и чувства являются критериями морали. Высшее благо — блаженство, наслаждение, которое понимается как отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия). Нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость. ▫ Учение об обществе. Общество — совокупность индивидов; каждый индивид должен совершать поступки, не идущие вразрез с общественными интересами, ибо добродетели находятся в неразрывной связи с приятной жизнью. |
Стоицизм
СТОИЦИЗМ — школа древнегреческой философии, получившая название от портика в Афинах, где она была основана Зеноном из Китио-на около 300 г. до н.э. Прошла три этапа развития: 1) Древняя Стоя (III—II вв. до н.э.; Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики); 2) Средняя Стоя (II—I вв. до н. э.; Ланэций, Лосидоний); 3) Поздняя Стоя (римский стоицизм — Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет, Гиерокл-стоик, Марк Аврелий) |
Общая характеристика философии стоиков |
▫ Стоики делили философию на три части: логику, физику и этику. Философия — «упражнение в мудрости»; мудрость— «знание божественных и человеческих дел». ▫ В основе множества тел лежит единая субстанция, материя (сущность). В мире, едином самом по себе, есть два начала всего: активное и пассивное. Пассивным является бескачественная сущность — материя, а активным — находящийся в ней Логос, или Бог. Саморазвитие мира происходит циклически; каждый цикл кончается превращением всего в огонь «воспламенением»; в начале каждого нового цикла «творческий огонь», он же Бог-Логос, порождает из себя четыре первоосновы: огонь, воду, воздух и землю, а из них все тела в мире. ▫ Душа человека, часть мировой разумной души, дыхания, телесна и проницает все тело, а со смертью отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств. ▫ Логическую часть философии стоики делили на риторику и диалектику. Материал диалектики — понятия, а цель — познание методов доказательств. ▫ Этический идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий себе» (автаркия), т. е. не зависящий от внешних обстоятельств. Конечная цель человека - счастье - определяется как жизнь согласно Природе, Логосу. Только такая жизнь добродетельна. ▫ Общество возникло по природе, а не на основании договора (как у Эпикура). «Две вещи дала человеку природа... Это разум и общество». ▫ Из тезисов о существовании единого космоса выводилось утверждение Стои о равенстве всех людей по природе независимо от национальности, пола, социального положения. |
Скептицизм
СКЕПТИЦИЗМ — направление в древнегреческой философии, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н.э. В развитии скептицизма различают три периода: 1) ранний скептицизм (Пиррон, ок. 360—270 до н.э.); 2) скептицизм, развивающийся в платоновской Академии при Аркесилае и Карнеаде; 3) поздний скептицизм (Энесидем из Кноса, Агриппа, Секст Эмпирик) |
Общая характеристика философии Пиррона |
▫ Философ, утверждал Пиррон, — тот, кто стремится к счастью. Счастье состоит в невозможности и отсутствии страданий. ▫ Кто желает достигнуть счастья, должен ответить на три вопроса: 1) Из чего состоят вещи? 2) Как мы должны относиться к этим вещам? 3) Какую выгоду получим мы от этого нашего к ним отношения? На первый вопрос мы, по Пиррону, не можем дать никакого ответа: всякая вещь «есть это не в большей степени, чем то». Ни о чем нельзя сказать, что оно поистине существует, и никакой способ не может быть признан истинным или ложным. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суждение. ▫ Отсюда ответ на второй вопрос: единственное достойное философа отношение к вещам может состоять только в воздержании от суждений. Это воздержание не значит, что не существует ничего достоверного: безусловно, достоверным являются, по Пиррону, наши чувственные восприятия (субъективно-идеалистическая тенденция скептицизма). ▫ Этими положениями определяется ответ Пиррона на третий вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений об истинной сущности, будет невозмутимость или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую степень возможного блаженства. ▫ Воздержание от суждений не означает полной практической бездеятельности: кто живет, тот должен действовать. Но философ-скептик не приписывает своему образу мыслей и своим действиям значения безусловной истины. Он сомневается в существовании внешнего мира и в возможности его познания. Для него сомнение — всеобщий принцип и метод познания. |
Наши рекомендации