Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля

Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля
Проблема материи Проблема души Проблема человека
▫ Материя - субстрат. Без ма­терии нет бытия, но и сама материя не существует само­стоятельно. До принятия оп­ределенной формы материя находится в состоянии небы­тия. Эта первая материя ли­шена жизни, энергии, цело­стности, всяких свойств, вся­кой определенности. Материя еще не есть действительность, а только возможность. Дей­ствительностью она становит­ся лишь в связи с формой. ▫ Материя — это потенция, ограниченная формой; потен­ция (субстрат) есть пассив­ное начало, форма — актив­ное. ▫ Всякая вещь есть единство «материи» и «формы». ▫ Движение - обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей. ▫ Виды причин: материаль­ная (субстрат), формальная (образующая «сущность», вещь), производящая (раскры­вающая цель движения). ▫ Высшей формой всего су­щего является Бог, имеющий бытие вне мира. ▫ Душа - носитель со­знания и одновременно ведает функциями орга­низма. ▫ Три уровня души: - «растительная душа», отвечает за функции пи­тания и размножения; - «чувственная (живот­ная) душа», отвечает за функции питания, раз­множения, ощущения и желания; - «разумная душа», ох­ватывает все вышепере­численные функции и ведает еще функциями познания и мышления. ▫ Душа смерти. Одушевление материи (гилозоизм) — «неле­пость и противоречие». ▫ Человек рождает­ся политическим су­ществом и стремит­ся к «совместному сожительству». ▫ Человек есть по­литическое животное (выводя политич­ность человека из его природы, а не наоборот — природу человека из его дея­тельности в обще­стве, — Аристотель делает ошибку). ▫ Проявление поли­тической сущности человека есть образо­вание семьи, госу­дарства.

Период эллинистической и римской философии

Эллинистическая и римская философия (III в. до н. э. — VI в. н. э.)
Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля - student2.ru Платонова Академия Спевсипп (409-339 до н.э.) Ксенократ (395—314 до н. э.) Аркесилай (315-240 до н. э.) Карнеад (214-129 до н. э.)   Перипатетическая школа Аристотель (384—322 до н. э.) Теофраст (370-285 до н. э.) Евдем Родосский Андроник Родосский Александр Афродизийский
     
Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля - student2.ru Эпикурейская школа Эпикур (341-270 до н. э.) Тит Лукрецкий Кар (95-55 до н. э.)   Стоическая школа Зенон из Китии (336-264 до н. э.) Луций Анней Сенека (ок. IV до н. э. — 65 н. э.) Марк Аврелий (121-180)
     
Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля - student2.ru Скептицизм Пиррон из Элиды(360-270 до н. э.) Секст Эмпирик (II-III в. н. э.)   Эклектизм Панэций (185-110 до н. э.) Антиох из Аскалона (умер в 68 г. до н. э.) Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) Марк Теренций Варрон (116-27 до н.э.)
       
  Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля - student2.ru   Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля - student2.ru
 


Мистицизм

Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля - student2.ru

Неопифагореизм Аполлоний Тианский (вторая половина I в- н. э.) Модерат из Гадеса (I в. н. э.)   Философия Филона Александрийского Филон Александ­рийский (20—54)   Неоплатонизм Аммоний Саккос (175—242 ) Плотин (205-270) Прокл (410-485)  

Эпикурейская школа

ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА - материалистическая философская школа Древней Греции, основана Эпикуром. Прошла три этапа развития: 1) школа Эпикура в эллинистическую эпоху (IV—III вв. до н.э.); 2) греко-римский эпикуреизм (II—I вв. до н.э.); 3) эпикуреизм периода Римской империи (I—VI вв. до н.э.).
Общая характеристика философии Эпикура (341—270 до н.э.)
▫ Эпикур делит философию на три части: учение о природе (физика), уче­ние о познании (логика, или каноника), учение о достижении человеком счастья (этика). Им написано около 300 сочинений. ▫ Важнейший элемент материалистического учения Эпикура - принцип со­хранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения. Вселенная бесконечна и существует вечно. ▫ Основные элементы мироздания: атомы и пустота. Они вечны и бесконеч­ны. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожимы; их свойства: форма, ве­личина, вес. Атомы находятся в постоянном движении. Все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты. Материальный мир — единственная и первичная реальность. ▫ Исходный пункт познания — объективная реальность', истина — в совпаде­нии мысли с этой реальностью, данной через посредство наших чувств. По­знание — сложный процесс, предполагающий память, внимание, сравнение и образование общих понятий. В своей канонике Эпикур исходит из познава­емости мира и, признавая единичные ощущения единственным источником познания (сенсуализм), нисколько не умаляет значения общих понятий для познания. ▫ Этика Эпикура построена на натуралистической и индивидуалистической основе. Человек — чувственное существо, и чувства являются критериями морали. Высшее благо — блаженство, наслаждение, которое понимается как отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия). Нормой жизни должны стать разумное ограничение (жела­ний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость. ▫ Учение об обществе. Общество — совокупность индивидов; каждый инди­вид должен совершать поступки, не идущие вразрез с общественными инте­ресами, ибо добродетели находятся в неразрывной связи с приятной жизнью.

Стоицизм

СТОИЦИЗМ — школа древнегреческой философии, получившая на­звание от портика в Афинах, где она была основана Зеноном из Китио-на около 300 г. до н.э. Прошла три этапа развития: 1) Древняя Стоя (III—II вв. до н.э.; Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики); 2) Средняя Стоя (II—I вв. до н. э.; Ланэций, Лосидоний); 3) Поздняя Стоя (римский стоицизм — Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет, Гиерокл-стоик, Марк Аврелий)
  Общая характеристика философии стоиков
▫ Стоики делили философию на три части: логику, физику и этику. Филосо­фия — «упражнение в мудрости»; мудрость— «знание божественных и челове­ческих дел». ▫ В основе множества тел лежит единая субстанция, материя (сущность). В мире, едином самом по себе, есть два начала всего: активное и пассивное. Пассивным является бескачественная сущность — материя, а активным — находящийся в ней Логос, или Бог. Саморазвитие мира происходит цикличес­ки; каждый цикл кончается превращением всего в огонь «воспламенением»; в начале каждого нового цикла «творческий огонь», он же Бог-Логос, порож­дает из себя четыре первоосновы: огонь, воду, воздух и землю, а из них все тела в мире. ▫ Душа человека, часть мировой разумной души, дыхания, телесна и прони­цает все тело, а со смертью отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств. ▫ Логическую часть философии стоики делили на риторику и диалектику. Материал диалектики — понятия, а цель — познание методов доказательств. ▫ Этический идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий себе» (автаркия), т. е. не зависящий от внешних обстоя­тельств. Конечная цель человека - счастье - определяется как жизнь согласно Природе, Логосу. Только такая жизнь добродетельна. ▫ Общество возникло по природе, а не на основании договора (как у Эпику­ра). «Две вещи дала человеку природа... Это разум и общество». ▫ Из тезисов о существовании единого космоса выводилось утверждение Стои о равенстве всех людей по природе независимо от национальности, пола, социального положения.

Скептицизм

СКЕПТИЦИЗМ — направление в древнегреческой философии, осно­ванное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н.э. В развитии скептицизма различают три периода: 1) ранний скептицизм (Пиррон, ок. 360—270 до н.э.); 2) скептицизм, развивающийся в платоновской Академии при Аркесилае и Карнеаде; 3) поздний скептицизм (Энесидем из Кноса, Агриппа, Секст Эмпирик)
Общая характеристика философии Пиррона
▫ Философ, утверждал Пиррон, — тот, кто стремится к счастью. Счастье состоит в невозможности и отсутствии страданий. ▫ Кто желает достигнуть счастья, должен ответить на три вопроса: 1) Из чего состоят вещи? 2) Как мы должны относиться к этим вещам? 3) Какую выгоду получим мы от этого нашего к ним отношения? На первый вопрос мы, по Пиррону, не можем дать никакого ответа: всякая вещь «есть это не в большей степени, чем то». Ни о чем нельзя сказать, что оно поистине существует, и никакой способ не может быть признан истинным или ложным. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суж­дение. ▫ Отсюда ответ на второй вопрос: единственное достойное философа отно­шение к вещам может состоять только в воздержании от суждений. Это воз­держание не значит, что не существует ничего достоверного: безусловно, достоверным являются, по Пиррону, наши чувственные восприятия (субъек­тивно-идеалистическая тенденция скептицизма). ▫ Этими положениями определяется ответ Пиррона на третий вопрос: выго­дой, проистекающей из воздержания от всяких суждений об истинной сущ­ности, будет невозмутимость или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую степень возможного блаженства. ▫ Воздержание от суждений не означает полной практической бездеятельно­сти: кто живет, тот должен действовать. Но философ-скептик не приписыва­ет своему образу мыслей и своим действиям значения безусловной истины. Он сомневается в существовании внешнего мира и в возможности его позна­ния. Для него сомнение — всеобщий принцип и метод познания.

Наши рекомендации