Глава 6. философия и наука эпохи возрождения

Возрождение (или Ренессанс) – термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Важнейшей характеристикой данной эпохи является её направленность на возрождение культурных ценностей античности. Мыслители этого периода искали в античности основание для новой культуры.

Приблизительные хронологические границы эпохи Возрождения –XIV-XVI вв. Наиболее выдающиеся мыслители эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Л. Валла, Дж.Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, П. Помпонацци, Бруно, Кампанелла, Макиавелли (в Италии), М. Монтень, Ф. Рабле (во Франции), И. Кеплер (в Германии), Эразм Роттердамский (в Голландии) и др.

Для того, чтобы понять Возрождение, необходимо предварительно дать краткий обзор политического положения Италии. На территории Италии было пять значительных государств: Милан, Венеция, Флоренция, Папская область и Неаполь; кроме того, было множество мелких княжеств, которые в разных комбинациях вступали в союз с одним из более крупных государств или же покорялись тому или иному крупному государству. До 1378 года Генуя оспаривала торговое и морское могущество у Венеции, но в дальнейшем она попала под протекторат Милана.

Флоренция была наиболее цивилизованным городом мира и главным источником Возрождения. С Флоренцией связаны почти все великие имена в литературе, а также ранние и некоторые из позднейших великих имен в искусстве. В XIII веке население Флоренции состояло из трех враждовавших между собой классов: знати, богатых купцов и мелкого люда. Конфликт разрешился не установлением прочной демократии, а постепенным ростом той формы правления, которую греки назвали бы «тиранией». Медичи, которые в конце концов стали правителями Флоренции с 1389г., правили городом более ста лет. Под их властью Флоренция процветала.

Блестящему взлету эпохи Возрождения предшествовало множество жестоких бедствий и катастроф, а его апогей пришелся на пору непрерывных волнений. В середине XIV столетия по всей Европе промчался черный смерч бубонной чумы, унеся с собой около трети всего населения континента. Столетняя война между Англией и Францией превратилась в нескончаемый разрушительный конфликт, а Италию в это же время раздирали беспрестанные вторжения и междоусобные войны. Повсюду рыскали пираты, бандиты и наемные головорезы. Религиозная борьба приняла международный масштаб. На целые десятилетия и почти повсеместно хозяйственная жизнь поверглась в упадок. Все новые болезни, разносимые из портовых городов, буквально парализовали Европу. Правили бал черная магия и дьяволопоклонство, массовые бичевания, пляски смерти на кладбищах, черные мессы. Инквизиция, пытки и публичные сожжения еретиков. Обычным делом стали церковные заговоры. На каждом шагу вершились убийства, насилия, грабежи, ежегодно возникала опасность голода и моровой язвы. В любой момент Европе грозило нашествие турецких полчищ. Всюду ждали светопреставления. Сама Церковь–этот важнейший из культурных институтов Запада – многим виделась средоточием упадка и развращенности, а ее устроение и назначение – давно лишенными духовной цельности и чистоты. На этом-то фоне массового разложения культуры, насилия и смерти и зачиналась «новая жизнь», то есть эпоха Возрождения.

XV век открыл новую эпоху – эпоху географических открытий, эпоху Колумба и Магеллана, которая подготовила переворот не только в географических представлениях, но и в науке в целом. Открытие новых земель, иных культур существенно расширило жизненный мир европейцев, и показало на несоответствие традиционной, сложившейся в Средневековье картины мира новым реальным представлениям о нём.

В период Возрождения возникли также технические предпосылки для последующего прогресса естествознания в эпоху Нового времени. Развитие ремесел, технического мастерства сыграли огромную роль в формировании мировоззренческих и социальных основ науки Нового времени. По словам Маркса «порох, компас, книгопечатание – три великих открытия, предваряющие буржуазное общество». В этот период формируется новый – конструктивно-технологический тип мышления, который резко отличается от прежнего, созерцательного стиля мышления, характеризующего античное и средневековое научно-теоретическое познание. Технический прогресс данного периода создал предпосылки для создания материальных средств экспериментального исследования, которое началось в XVII веке.

В эпоху Возрождения формируется новое понимание человеческой личности. Для нее характерны такие качества, как индивидуализм, светскость, сила воли, многообразие интересов и устремлений, творчество и готовность рвать любые путы, веками сковывавшие деятельность человека. Новый тип личности вскоре начал утверждаться во всей Европе, закладывая основы современного общества. Формирование нового типа личности было неразрывно связано с формированием нового типа мышления и новой картины мира.

Совершается переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки, разрушение представлений о статичном, иерархически упорядоченном Космосе и открытие бесконечной Вселенной.

Тип мышления, формирующийся в эпоху Возрождения, опирался на идеологию гуманизма – мировоззрения, распространившегося на самые разные сферы культуры и социальной жизни, выдвинувшего идеал активности человека как творца своего земного бытия,способного постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира. Гуманизм нес в себе огромный потенциал светскости и рационализма, открывающих путь научному знанию.

Философия. Идейными источниками философии Возрождения являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, а также, отчасти, арабские и византийские мыслители.

Принципиальное значение для понимания особенностей и исторического места Возрождения имеет проблема отношения к античной и средневековой культурам. Если по отношению к первой утвердилась мысль о необходимости восстановить преемственность, то по отношению ко второй подчеркивался разрыв.

Потребность в осмыслении сущности человека, его духовного мира вела к общей переоценке роли гуманитарного знания, литературы и искусства. На первый план выдвигались этика как «наука жизни», а также философия, риторика, педагогика, история.

В роли духовного авторитета выступила античная культура. Мыслители Возрождения стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как мир, подчиненный причинно-следственным закономерностям.

Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма – Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую – Кардано, Николай Кузанский, Бруно. Из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира, при этом предполагалось, что целое – Вселенная – отражается в любой своей части индивидуально, в том числе и в человеке, высшем совершенстве природы. Вопрос о движении и его источниках решался большинством философов стихийно-материалистически или пантеистически; в качестве движущей силы выступало неотделимое от материи разумное начало.

В гносеологии опыт, чувственность представали как важнейший первый шаг в процессе познания, далее выделялись следующие ступени – рассудок, разум и дух (или интуиция у Николая Кузанского).Утверждение великой силы разума и логической деятельности вело к математизации интеллектуальной деятельности.

С помощью теории двойственной истины, согласно которой истины разума не противоречат истинам Откровения, (Николай Кузанский, Помпонани, Галилей) обосновывались права человеческого разума на самостоятельное исследование, при этом ограничивались сфера влияния церковной догматики.

В эпоху Возрождения появляются и первые социальные утопии, в которых были представлены основные принципы идеального общественного устройства (Мор, Кампанелла, Мюнцер). В то же время происходила секуляризация искусства и освобождение художника из-под опеки церкви. Возрождалась античная теория подражания – мимесиса. Для того, чтобы найти объективные критерии Прекрасного, художнику необходимо изучать анатомию и математику как основу пропорций, – такую позицию отстаивали Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Микеланджело, Л.Б. Альберти, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и др. «Подражание природе» сочеталось с культом античного художественного наследия.

Леонардо да Винчи (1452-1519гг.) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый, инженер, автор «Джоконды» и других известных полотен.

Прежде всего Леонардо является человеком Возрождения не только потому, что он – мыслитель универсального типа, т.е. не ограничивается какой-либо одной областью знаний, но и потому, что в его рассуждениях можно обнаружить влияние античной философии. Он обращает внимание на параллелизм человека и космоса (универсума). Идея параллелизма микрокосма и макрокосма служит Леонардо для утверждения представления о механистическом строении всей природы. Оно происходит от Бога, и это действительно необходимое механическое строение. Леонардо не отрицает наличия души, функция которой заключается «в формировании одушевленных тел». Однако он оставляет не имеющие научного обоснования рассуждения о ней «братьям-монахам, которые по вдохновению свыше знают все секреты».

Исследования Леонардо не позволяют еще говорить о нем как об ученом эпохи научной революции. Полные блистательных догадок и гениальных прозрений, они никогда не выходили за пределы «занимательных» опытов и не достигали той систематичности, которая является основной характеристикой современной науки и техники. Если в трудах Леонардо и не обнаруживается всей суммы основных характеристик современной науки, то некоторые из них прослеживаются в его размышлениях с достаточной четкостью. Именно так обстоит дело с идеей опыта, а также отношения между теорией и практикой.

В противоположность авторитетам и традиции, Леонардо считает, что опыт – великий учитель; именно в школе опыта мы можем постичь природу, а не путем передачи и повторения бледных отражений ее, которые даются в книгах: «знание – дитя опыта», а не произвольных теоретических конструкций, пусть и воплощающих проблемы высшего порядка: «Лучше маленькая точность, чем большая ложь», – говорит Леонардо.

Итак, чтобы понять природу, следует вернуться к опыту. Если природа получает результаты, пользуясь определенными причинами, человек от результатов должен обратиться к причинам. Для выявления этих причин необходима математика.

Он убежден, что «никакое человеческое исследование не может привести к истинному знанию, если оно не опирается на математические доказательства». Простого, голого наблюдения недостаточно; в природе есть «бесконечное число отношений», которые «никогда не познаются опытным путем». Природные явления могут быть поняты лишь в том случае, если мы раскроем их причины. «Любое наше знание берет начало от чувства»; «чувства имеют земную природу, разум находится вне, созерцая их». И «те, кто принимает практику без науки, подобны кормчему, взошедшему на корабль без штурвала и компаса, не знающему точно, куда плывет корабль». «Наука, – продолжает Леонардо, – это капитан, практика – матросы». И если имеется научное знание вещей, это знание, с одной стороны, завершается «определенным опытом», т.е. теории получают подтверждение, с другой – оно открывает путь к технологическим разработкам, воплощенным Леонардо в его «машинах».

Таким образом, любое знание начинается с ощущения и опыта. Не останавливаясь на частном, мы должны попытаться понять общий закон, который возвышается и господствует над ним. Только знание этого закона дает нам в море частных фактов и отдельных практических данных компас, без которого мы остаемся слепыми и лишенными штурвала. Теория дает нужное направление опыту. Таким образом, Леонардо предвосхитил метод Галилея и современной науки о природе.

В механике Леонардо приблизился к пониманию принципа инерции, угадал принцип сложения сил и принцип наклонной плоскости, принятый им в качестве основы при объяснении полета птиц. Удивительно то, что эти догадки не остались только на теоретическом уровне. Были попытки их реализации или, по крайней мере, технического проектирования. Леонардо имел ясное представление о принципе сообщающихся сосудов. Многочисленны его проекты в области гидравлики. То же можно сказать и относительно искусства фортификации, создания оружия, текстильного производства, типографского дела.

Он достиг новых результатов в геологии (объяснив, в частности, происхождение ископаемых), в анатомии и физиологии. Его интерес к анатомии объяснялся желанием лучше познать природу, чтобы усовершенствовать ее художественное воплощение. Невозможно отделить в Леонардо ученого от художника. Для него живопись – это наука, более того, – вершина наук. Живопись обладает познавательной ценностью, и художник должен обладать познаниями в области различных наук (анатомии, геометрии и т.д.), если хочет проникнуть в тайны природы.

Наши рекомендации