Сущность процесса познания, его структура. 2 страница
11. Философия Канта.Иммануил Кант /1724-1804/ положил начало немецкой классической фил-и. В творческой деятельности Канта различают два периода: 1-й, до-критический, в котором главный интерес Канта - изучение природы, и 2-й, "критический". В этом периоде Кант считает, что разработке проблем философии должно предшествовать критическое исследование познавательных способностей. Исходная проблема критической философии распадается на вопросы: I/ Что такое познание? 2/ Является ли познание фактом? 3/ Как этот факт возможен? Отвечая на первый вопрос, Кант говорит, что всякое познание есть суждение, но не всякое суждение есть познание. Познание дают такие суждения, в которых предикат утверждает тс, чего нет в субъекте, и эти суждения имеют общий, необходимый характер. Далее Кант показывает, что такие суждения есть в науках и они возможны при соответствующих усл., когда у нас есть представления о пр-ве и времени. Обычно считается, что представления о пространстве и времени выведены из опыта. Кант с этим не согласен. У нас есть способность восприятия, чувственность. Пространство и время - формы чувственности. Какие-то внешние воздействия идут извне, они созерцаются и упорядочиваются, в априорных формах пространства и времени. А какие объекты до, вне упорядочивания в этих формах мы не знаем и знать не можем /"вещи в себе/. Кроме чувственности как способности восприятия, сущ. рассудок как мыслящая способность. Рассудок на базе чувственных созерцаний создает понятия. Образование понятий возможно потому, что сущ. категории, как формы мышления. Например, у нас есть созерцание освещенного солнцем камня и ощущение его теплоты. Мы связываем эти чувственные данные в суждении о их причинной связи; для этого у нас есть категория причинности. Кант указывает на 12 категорий рассудка. Над рассудком возвышается разум. Он стремится систематизировать познание, дать принципы для рассудка. Разум создает идеи и идеалы, стремится познать "умопостигаемые вещи", находящиеся вне опыта /мир как целое, Бог, душа/. Но когда разум желает познать мир как целое, он впадает в антиномии / антиномия состоит в том, что одновременно доказываются два противоречащих суждения: А и не-А /. Так, Кант приводит док-а тому, что мир конечен и бесконечен в пр-ве и времени, что в мире есть нечто простое и все должно делиться до бесконечности и т.д. Нельзя, далее, доказать ни того, что есть Бог или нет Бога; нельзя док-ь ни смертности, ни бессмертия души. Все это означает непознаваемость мира, Бога и души; они оказываются "вещами в себе". В то же время Кант говорит, что они принимаются "практическим разумом". Например, слабые люди укрепляются в морали благодаря религиозной вере. Если при помощи разума нельзя познать мир, Бога и душу, то в практической жизни-следует верить в них. Если "вещи в себе" непознаваемы, то познаваемы явления, "вещи для нас". Мир явлений включает материальные явления и человеческие поступки. И Кант предлагает метафизику природы и метафизику нравов. Говоря о морали, Кант утверждает ее "автономность" - независимость от религии. Сам человеческий разум устанавливает нравственный закон. Нравственная воля содержит максимы и императивы. Максима - это желание, намерение поступать определенным образом. Императивы говорят, что поступать определенным образом - хорошо. Развивая свою концепцию, Кант говорит, что есть три способности души - рассудок, способность суждения и разум. Способность суждения применима к искусству, а также к оценке целесообразности в мире. В последние годы жизни Кант много размышлял над социально-политическими проблемами, считал, что через антагонизм людей и гос-в общество придет к оптимальному состоянию. Апофеоз истории - формирование всестороннего, развитого человека, формирование свободы, установление вечного мира.
12. Философия Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель /1770-1831/ завершает развитие идеализма в немецкой классич. фил-и. Исходное понятие его фил-и - абсолютная идея. Абсолютная идея - это разум, мышление, но не отдельных людей; она "подлинно всеобщее всего природного, и также всего духовного","выходит за пределы всех их и составляет основание всего". В своем сущ-и и развитии абсолютная идея проходит три этапа: внутреннее саморазвитие идеи, самообъективирование ее в природу и человека и самопознание через человека и общ-о. Соответственно этому система Гегеля включает три части: логику, фил. природы и фил. духа. Логика - наука о категориях, в которых выражается абсолютная идея. Гегель выстраивает систему категории. Первая группа категорий категории бытия. В начале системы категорий - понятие чистого бытия, которое фиксирует только факт сущ. идеи. Следующая категория - становление. Результат становления - категория наличного бытия. Наличное бытие далее характеризуется категориями кач-а, кол-а и меры. За категориями бытия лежат глубинные связи, отражаемые категориями сущности. Сущность прежде всего включает в себя аспекты тождества, различия, противоположности и противоречия. Противоречивость сущности разрешается в категориях основания и следствия, а основание представляет собой единство категории содержания и формы. Следующий шаг: сущность рассматривается в ее взаимосвязи с бытием. Единство сущности и явления далее выступает как действительность, которая характеризуется категориями возможности и необходимости. Блок категорий сущности завершается категориями причинности и взаимодействия. За сущностью скрываются категории понятия. Здесь Гегель рассматривает понятия, суждения и умозаключения, категории субъективного и объективного, истину. Категорией истины завершается саморазвитие идеи. После внутреннего саморазвития - инобытие идеи, природа, превращаясь в природу, идея опредмечивает себя в виде конечных, телесных единичностях, в том числе и человека. Идея создает природу, чтобы в ней был человек, его познание. Фил-я природы включает механику, физику и органическую физику. Здесь говорится о пр-ве, времени, движении, функц-ых системах. В целом, эта часть системы Гегеля весьма архаична, содержит много спекулятивных построений современного Гегелю естествознания. Завершает систему Гегеля фил. духа. Достигнув ступени духа, идея через человека приступает к самопознанию. Учение о субъективном духе состоит из антропологии, феноменологии и психологии. Речь идет об индивид. сознании, самосознании, формах знания и т.д. На уровне объективного духа развитие идеи получает свое дальнейшее выражение не в деятельности индивидуального Я, а в коллективной деятельности, в практике человеческого рода. Гегель верит в неодолимость общественного прогресса, говорит о своеобразной хитрости разума в истории, когда идея побуждает людей-эгоистов своей деятельностью способствовать цеоям идеи. Финал системы Гегеля - учение об абсолютной духе. Здесь речь идет об искусстве, религии и фил. В этих нормах абсолютная идея занимается самопознанием. В искусстве она сознает себя в чувственный образах, в религии - в самоуглубленных представлениях, в фил. идея мыслит себя в научных понятиях. Фил. Гегеля оказала большое влияние на последующую фил., прежде всего, его учением о категориях, его диалектическими идеями.
13. Философия Л. Фейербаха.Завершает немецкую классическую философию Людвиг Андреас Фейербах /1804-1872/. Пережив влияние Гегеля, Фейербах отказывается от идеализма; в основу фил-и нужно положить не абстрактную идею, а "реальное действительное бытие". Фейербах много внимания уделяет религии. Он говорит, что недостаточно видеть, как это часто говорится, основы религии в невежестве и страхе людей. Источник религии следует искать в "природе человека", в условиях его жизни. Чел. стремится удовлетворять свои потребности. При этом он на протяжении всей истории человечества чувствовал свою зависимость от природы, которая угрожала ему, была полна опасностей. Основу религии составляет чувство зависимости человека - сначала от природы, а затем от других людей. Предмет, являющийся источником зависимости, становится объектом обожествления. В богов, властителей, человеческой судьбы, превращаются те могущественные силы, от которых зависит жизнь и смерть, счастье и несчастье, здоровье и болезнь. В религии наряду с действительным миром возникает мир фантастический, господствующий над первым. Фейербах негативно оценивает религиозную веру. Он видит ее главный вред в том, что она учит страдать, терпеть, ожидать в надежде на Царство Небесное, она по самому своему существу является силой консерватизма. Каковы же пути преодоления религии? Если религиозная вера закрепляет чув-о зависимости, то для избавления от религии нужно приобрести чув-о независимости, осознание того, что судьба человека зависит от него самого. Он должен сам стремиться устранить несправедливость и бедствия. Если же нужна духовная взаимосвязь людей, о которой говорит религия, то пусть это будет особая религия, без бога, в центре которой находился бы человек. Человек человеку бог - таково основоположение новой религии. Фейербах считает неестественным связь фил. с религией, Необходима связь фил.и естествознания, Фейербах считает, что необходима реформа фил. В центре фил. должен быть человек, новая фил. должна быть антропоцентрической. Человек же должен рассматриваться в тесной связи с природой, как основы человека. Фейербах утверждает несотворимость и неуничтожимость материи, природы. Движение, пр-о и время объективны. Антропологическая фил. должна рассматривать чел. в единстве тела и души. Фейербах подчеркивает связь чувственности и разума. Мышление сущ. как отражение бытия, копия следует за оригиналом, мысль за предметом. Отражая природу, мозг как орган мышления все более совершенствуется. Фейербах говорит, что человек всегда включен в систему общения с другими людьми, только в общении человек развивается в физ. и духовном смысле. Отмежевываясь от идеализма Гегеля, Фейербах негативно оценивает диалектику. Противоречия в лучшем случае могут сущ. в мышлении, но как и другие диалектические законы, они не сущ. в природе. В этике Фейербах стоит на позиции эвдемонизма - обоснования нравственности стремлением к счастью. Хотя люди по-разному понимают счастье, есть все же что-то общее. Во-первых, счастье предполагает хорошее здоровье. Во-вторых, настоящая мораль не знает изолированного, обособленного от других людей счастья. Счастье может быть лишь совместным счастьем.
14. Причины возникновения, основные идеи и сущность марксистской философии.Марксистская философия, как и марксизм в целом, является одним из главных направлений в философии XIX - XX вв. Создавая новое мировоззрение Карл Маркс /1818-1683/ и Фридрих Энгельс /1820-1895/ критически использовали то ценное, что содержалось в предшествующей философской мысли, социальных учений в области политической экономии и утопического социализма, современного им естествознания. Марксизм претендовал на роль выразителя потребностей пролетариата, международного рабочего движения. Бесспорной заслугой, новым в обл. фил. является создание марксизмом новой формы материализма, диалектического материализма и материалистического понимания истории общ-а. В предшествующей фил. по ряду причин получалось так, что материализм был в основном метафизическим, а диалектика была преимущественно идеалистической. Фил-ы не видели связи материализма и диалектики и даже часто противопоставляли их друг другу. Маркс и Энгельс преодолели этот разрыв. Если Гегель говорит о диалектике идеи, то в марксизме диалектика понимается как наука о связи явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества у мышления. Объективная диалектика первична, а субъективная диалектика, диалектика мышления - отражение объективной диалектики. Фил. марксизма утверждает материальное ед-во мира, идеальное, сознание - высший продукт развития материи, марксистская фил. отрицает сущ-ие каких-то неизменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя сущ. в виде кач-о разнообразных, изменяющихся вещей, явлений. Осн. формы сущ-ия материи – пр-во и время. Движ. - способ сущ-ия материи, оно абсолютно, несотворимо и неуничтожимо. Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию законов и категорий диалектики, раскрыли их методологическую роль. В марксистской фил. по-новому понимается процесс познания. Маркс и Энгельс указали на социальную обусловленность познания; общественная практика образует основу и является критерием истины. До Маркса и Энгельса все мыслители, как идеалисты, так и материалисты, полагали, что в развитии общества решающая роль принадлежит сознанию людей, Маркс и Энгельс разработали материалистическое понимание истории. Они исходили из того, что основой общественной жизни, истории общества является труд, материальное производство. "Способ производства...обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание."/Маркс/ Истор. процесс, будучи результатом деятельности людей, в то же время объективен, закономерен. Законы общества определяют в общих чертах тенденции развития общества. Одним из этих законов является закон соответствия пр-ых отношений хар-ру и состоянию производительных сил общества. Действие этого закона определяет специфику и смену общественно-экономических формаций. Маркс и Энгельс развивают теорию классов и классовой борьбы, теорию государства, социальной революции. При характеристике общественного сознания в целом и его отдельных форм они постоянно проводят мысль об их специфической материальной обусловленности. Мapкс и Энгельс по-новому поставили вопрос о фун-ях фил. Если раньше фил-ы видели свою задачу, главным образом, в том, чтобы нарисовать картину мира, то Маркс подчеркивал, что фил. должна стать активной социальной силой. «Философы лишь различным объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Чтобы фил. стала действующей силой, она должна овладеть массами и, прежде всего, стать мировоззрением передового, прогрессивного, революционного класса, который заинтересован в изменении существующего общественного строя и способен повести за собой трудящиеся классы. Таким классом, по мнению Маркса и Энгельса, является пролетариат, марксизм прямо и открыто признавал классовый характер своей идеологии, провозглашал служение пролетариату и его партии своим высшим принципом. Философию марксизма продолжали и развивали соратники и последователи Маркса и Энгельса - И.Дицген, П. Лафарг, А..Лабриола, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.
15.Судьбы марксистской философии в XX веке.Вопрос о судьбах марксизма в XX веке теснейшим образом связан с феноменом “западного марксизма”. Это понятие в марксологической литературе западных стран и в советской науке интерпретировалось прежде всего как попытка противопоставить его “восточному марксизму”, ленинизму и офиц-ой советской фил-и. В наше время представляется целесообразным обратиться к истокам и побудительным причинам возникновения неортодоксальных версий марксизма. На рубеже XIX и XX вв. в развитии мирового капитализма произошли глубокие кач-ые сдвиги, связанные с его материально-производственной и организационно-финансовой перестройкой. Кредитные учр-ия все активнее вмешивались в организацию пр-ва, утверждались частные монополии, развивалось гос-ое регулирование экономики. Процесс “регулирования” и “рационализации” производства сопровождался усилением бюрократизации и стандартизации всей производственной, социокультурной и повседневной жизни человека. Уже в середине XIX века по сравнению с предшествующим периодом произошла смена ведущих ориентаций фил-го и научного познания. В XIV–XVIII вв. задача подняться с низкого уровня средневековой экономики на уровень индустриальной цивилизации обусловливала прежде всего потребность в познании законов природы, при этом человек рассматривался в системе природы лишь как один из ее элементов. Особую актуальность этой проблематике придавало растущее рабочее движение, неоднократно приводившее к революционным потрясениям во многих странах. Возникновение марксизма также явилось одной из форм нового типа философствования, в том числе по стержневой проблематике определения субъекта истории, соотношения абстрактного и конкретного. К.Маркс уже в ранних произведениях показал логическую несостоятельность попыток Гегеля вывести конкретное (человека) из абстрактного (мирового духа), в результате чего человек низводился до положения носителя государственных форм “всеобщности”, и субъектом развития выступал не человек, а государство. Особенно важное значение для судеб марксизма в XX веке имели положения Маркса о практике и человеческой субъективности, впервые сформулированные им в “Тезисах о Фейербахе” (1845 г., опубликовано в 1888 г.). В советской литературе, посвященной анализу этой работы, обычно речь шла об отличии фил-ой установки Маркса от Фейербаха, задачах фил-ии по преобразованию мира, сущности человека. Между тем важные идеи, сформулированные в первом тезисе, не были раскрыты и по достоинству оценены. Речь идет о том, что, согласно Марксу, предмет, действительность и чувство следует рассматривать не только в форме объекта, созерцательно, но и субъективно, как человеческую чувственную деятельность, практику. В этом пункте проявился один из радикальных разрывов марксизма с классической философской традицией, абсолютизировавшей гносеологическое отношение, когда человеческое “я” выступало лишь в качестве рефлектирующего и познающего центра. К концу XIX века марксизм занимал доминирующее положение в социалистическом движении. Он отражал реальное размежевание различных социальных групп как внутри рабочего класса, так и во всем обществе. Начало этому расколу положил в конце 90-х годов Э.Бернштейн, заявивший, что традиционные марксистские решения не соответствуют более историческим реалиям и марксизм нуждается в коренном пересмотре. Все сказанное выше обусловило выступление в 20-х годах XX века ряда марксистских теоретиков против позитивистского объективизма, экономического редукционизма ортодоксальных марксистов, за возврат к “подлинному Марксу”. В заключение отметим, что многие идеи, развивавшиеся в русле западного марксизма и неомарксизма, оказали влияние на формирование новых, неортодоксальных тенденций и направлений в советских философских исследованиях 60 – начала 90-х годов в условиях ослабления идеологического контроля. Постепенно происходил отход творчески ориентированных фил-ов от унифицированной версии марксистской фил-ии. Новые подходы и весомые результаты были связаны с обоснованием принципа единства сознания и деятельности, субъект-объектных отношений, проблем духовного пр-ва, фил-ой антропологии.
16. Позитивизм и его эволюция. Позитивизм - одно из основных течений в фил. XIX-XX вв. В истор. позитивизма выделяют т.наз. первый позитивизм, и неопозитивизм. Основатель позитивизма - Огюст Конт /1798-1857/. Начиная с Конта звучит призыв к преодолению противоположности материализма и идеализма. Позитивисты утверждает, что основной массив знании о мире, человеке и обществе, нужных в практической жизни, получается в специальных науках. Это знание противопоставляется традиционной фил-и как "метафизике". Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную фил-ию. Описание явлений позволяет вывести законы, функциональные отношения между элементами данной структуры. Конт говорит, что человечество в своем умственном развитии последовательно пользуется тремя методами познания - сначала теологическим /для объяснения явлении ищутся сверхестественные факторы/, затем метафизическим / используются некие филсофские абстракции - Абсолют, Идея и т.п./ и,наконец, позитивным /когда познаются действительные законы явлений. Позитивная стадия должна полностью сменить обе предыдущие. Конт считал своей заслугой создание социологии как науки; сам термин "социология" был введен Контом. Его социология включала "социальную статику" /учение об условиях существования общества/, "социальную динамику"/ учение об изменении социальных систем/ и "социальную политику /программу социального действия/.. Герберт Спенсер /180С-1905/ также видит задачу науки в познании сосуществования и последовательности явлении. При этом он допускает, что есть некая единая "Сила" или "Мощь", но они - тайна, в принципе непознаваемая человеческим разумом.
Лидерами "второго позитивизма" былии Эрнст Мах /1638-1916/ и Рихард Авенариус /1843-1890/. Мах выступает против понимания материи как объективной реальности. Все существующее - совокупность ощущений, "комплексы ощущении образует тела". Махисты используют понятие "элементы мира". Их они хотят представить как нечто "нейтральное" по отношению к материи и сознанию, утверждая, что "элементы мира" могут быть в одном отношении цизическими, а в другом - психическими. Махисты далее утверждают, что между физичсскими и психическими "элементами" существует неразрывная связь, одни не могут быть без других /"принципиальная координация" Авенариус?/. Авенариус заявляет затем о "принципиальной координации" нашего Я и среды / не-Я/. Сознание человека - центральный член, внешний мир - противочлен; они неразрывно связаны друг с другом. Отсюда можно прийти к субъективному идеализму.
17.Иррационлизм и его эволюция.Иррационализм формируется как реакция на материалистические и революционные идеи мыслителем предшествующего периода, но рационалистическую традицию прежде всего в немецкой классической философии. Артур Шопенгауэр /1788-1860/ первым из философов XIX в. порвал с прогрессивно-оптимистической традицией, провозгласил иррационализм. Шопенгауэр говорит, что в основе мира лежит воля. Шопенгауэр истолковывает волю как некое "слепое влечение","темный, глухой порыв". Воля объектируется в идеях, в явлениях природы, в человеке. Объективации иррациональной воли находятся в борьбе, столкновениях, разладе. А жизнь человека - это страдания, постоянная суета, причина этого - "воля к жизни", поэтому нужно "успокоить" свою волю, не бояться смерти, жизненный идеал Шопенгауэра - аскетический квиетизм буддий-ского отшельника или христианского пустынника. Серен Кьеркегор /1813-1653/ размышляет с человеческой личности и ее судьбе. Человек для Кьеркегора - сложнейшая проблема, его существование - тайна, раскрыть которую научными методами невозможно. Существование не может быть выражено с помощью понятий. Мое существование дано мне в жизни, в чувстве, переживании. Фидрих Ницше /1844-1900/,как и Шопенгауэр, за основу всего принимает волю, но не какую-то единую, а множество воль, конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе. А потому мир - это хаос, не укладыаающийся в рамки каких-либо закономерностей. Если этот мир хаоса сил кажется нам логичным, то только потому, что мы сами приписываем ему логику. Изменения в мире привели к появлению человека. Но это вовсе не прогресс. Ницше пренебрежительно говорит о чел-е, как какой-то болезни Земли. Ницше старается принизить роль сознания, выступает против стремления к истине. Ницше говорит, что существует природное неравенство людей, обусловленное различием их "воли к власти". Существуют высшие и низшие люди. К высшим относится человек такого типа, который обладает хорошим и постоянно прогрессирующим здоровьем, в котором энергично пульсирует воля к власти. Ницше выдвигает идею сверхчеловека. Он вырастет из представителей высшего типа человека, будет представлять собой наиболее совершенное воплощение воли к власти со всеми вытекающими из этого следствиями. В рамках иррационализма предложена т.наз. философия жизни. Вильгельм Дилътей /1833-1911/ утверждает, что разум недостаточен для цельного мировоззрения. Следует исходить из "полноты переживаний жизни". Иходное понятие этой концепции - "жизнь", как некая интуитивно постигаемая реальность, нечто изначальное, не тождественное ни материи, ни духу. Сначала нужно понять жизнъ "из нее самой", а затем мир может бытъ объяснен из жизни. Жизнь неуловима рассуждениями, научными методами, ее познание возможно на основе переживания, понимания, интуиции, веры, любви. Анри Бергсон /1859-1941/ также говорит о некоем общем потоке жизни, длительности, жизненном порыве. Этот порыв иногда у него трактуется как некое сверхсознание. На основе жизни идет эволюция. В ходе эволюции у живых организмов возникает инстинкт, затем интеллект. Но интеллект ограничен, не в состоянии познать жизнь.
18. Неотомизм.Под неотмизмом понимается христианская философия, считающая своим предшественником Фому Аквинского /1225-1274/. В свое время Фома создал богословско--ую систему, использующую аристотелизм для обоснования и защиты католического вероучения. Фил-ия ХУ11-ХУ111 вв. отвергала средневековую схоластику. Во 2-ой половине XIX в. ситуация изменилась. Усиливаются иррационалистические умонастроения, оппозиция материализму. Первый Ватиканские собор /I864-I870/ объявил фил. Фомы Аквинского единственно истинной. Затем было принято решение восстановить в католических школах преподавание фил., основывающееся на идеях Фомы в 1914 г. были опубликованы "24 томистских тезиса", извлеченных из фил. Фомы, в которых сформулированы основоположения католической фил. Руководствуясь этими тезисами, католические философы ведут преподавание фил. и осуществляют ее разработку. Исходная идея неотомизма - принцип гармонического единства разума и веры. Этьен Жильсон /1884-1978/ образно говорил, что достижение гармоник между философией и верой - тайна томизма. Неотомисты утверждают, что вера и разум не должны противоречить друг другу, при правильном использовании они дополняют друг друга. Ведь вера основывается на окровении божества, разум Бог внедрил в чел-а, поэтому вера и разум имеют общий источник. Но разум по своей природе ограничен, ему не все доступно. Как говорил Жак Маритен /1882-1975/, разум "останавливается" и "сохраняет молчание" перед такими вопросами, как вопросы о смысле жизни личности, о бессмертии души и т.п. Именно здесь возникает потребность в вере. Соотношение теологии и философии в неотомизме сформулировано в догмате: "Фил. - служанка богословия". Служебная обязанность философии - доказать, что Бог есть. Как это сделать? Человек не может "непосредственно-духовно" созерцать Бога. Но богопознание возможно, поскольку Бог пребывает в мире как его сокровенная основа. И вслед за Фомой неотомизм предлагает его апостериорные док-а - от движения, причин, совершенств и т.д. к их источнику - Богу. Кроме пяти доказательств Маритен предложил еще одно: опыт человеческого мкшления приводит к выводу, что оно бессмертно и «предсу-ществует» до времени в разуме Бога. В онтологии неотомиз различает чистое бытие и существование. Чистое бытие - неизменная духовная субстанция, тождественная с Богом. Существование - мир сотворенных вещей. Неотомисты утверждают принцип творения мира Богом из ничего. Богом душа образуют субстанциальное единство человека. Душа бессмертна. У души есть две главные способности - познание и воля. Познание через ощущения, суждения и умозаключения стремится к истине, раскрывая в познаваемых объектах их духовные прообразы, формы. Бог дал человеку свободу воли, выбора между посюсторонним и потусторонним благом. Надо избежать ложного пути. Говоря о взаимоотношениях людей, неотомизм отвергает индивидуализм и коллективизм в их обычном понимании, пропагандирует идею солидаризма, объединяющего людей принципом любви к ближнему, в основе котороый - любовь к Богу. Анализируя ситуацию в современном мире, неотомисты говорит, что технические средства и достижения материальной культуры, базирующиеся на науке, имеют двойственный характер: они и объединяют, и разъединяют людей. Подлинная цивилизация должна опираться не на "материальный прицип", а на «духовные факторы».
19. Эксистенциальная философия и её основные направления. Экзистенциализм сформировался в первой половине ХХ века. В середине века он был заметным явлением в духовной жизни общества. Люди стали разочаровываться в существующих ценностях. Войны, революции и контрреволюции, тоталитарные режимы и концлагеря - все это порождало настроения неуверенности, тревоги, подавленности. Поскольку в обществе существовали определенные настроения, нашлись и их фил-ие выразители. Экзистенциализм ставил задачу отображения внутреннего мира личности. Исходное понятие экзистенциализма - понятие существования. Основная проблема - определение места чел-го сущ-ия в общей структуре сущ-ия. Но здесь нужно заметить, что экзистенциалисты не дают логически корректного определения экзистенции. Экзистенциалисты утверждают, что существование человека не определяется какой-то природной, общественной или собственной сущностью; такой сущности просто нет. Мы отметили некоторые общей черты экзистенциализма. Добавим к этому некоторые идеи его главных представителей. Мартин Хайдеггер /1889-1976/ говорит о трех аспектах человеческого бытия: мы находим себя уже существующими в мире, без нашего предварительного на то согласия и наше существование всегда есть "проект" выхождения за пределы данного. Смысл существования осознается в пограничных ситуациях, в состояниях на грани жизни и смерти, при трагических поворотах судьбы. Здесь человек осознает свою конечность. Но у человека есть выбор: или бегство от смерти в мир обыденной жизни, что - неподлинное бытие, или - принятие экзистенциальной перспективы и жизнь с учетом своей конечности. Карл Яcперc /I883 -1964/ решительно отказывается от рацуоналистической линии в философии. Фил-я должна выражаться не в научных терминах, а в понятиях психологии. Экзистенция, в отличие от эмпирических объектов, не может быть понята рационально; для этого есть единственная возможность - "экзистенциальное прояснение. Экзистенция не может удовлетвориться повседневным бытием. В пограничных ситуациях раскрывается трансцендентное - Бог. И у человека есть свобода выбора направленности своей жизни. Жан-Поль Сартр/1905-1980/ утверждает своеобразную "философию свободы". Свобода в том, что человек сам выбирает свои поступки, свое будущее и не может ссылаться на объективные обстоятельства. У человека - "неизбежность" свободного выбора. Но выбор может привести к конфликту с другим, к страданию, к страху. Сама свобода превращается в мучительную необходимость, от свободы никуда не уйти,"человек осужден быть свободным.