Общие черты культуры Древнего Востока, их влияние на формирование философии
Существует 2 крайние точки зрения на философию Древнего Востока:
1 – это предфилософия, или религиозно-философское мировоззрение;
2 – это «сверхфилософия», т.е. непревзойденный образец.
Обе точки зрения основаны на том, что обычно в качестве эталонной модели берется философия Запада, от которой восточная философия значительно отличается. В силу этого принципиального отличия философия Индии и Китая объединены понятием «Восток», хотя они тоже во многом существенно различаются.
Древний Восток (Индия, китай от сер. I тыс. до н.э. до III в. н.э.) – сложный тип цивилизации, для которого характерны следующие общие признаки:
- экономической основой являлось мелиоративное земледелие (земля и вода – в собственности государства);
- централизованное устройство государственной власти;
- абсолютная власть правителя (восточная деспотия);
- корпоративный способ организации жизнедеятельности (большинство населения проживало в замкнутых сельскохозяйственных общинах);
- человек ни объективно, ни субъективно не выделял себя из природы и общества.
Эти обстоятельства определили специфику духовной культуры Древнего Востока и стали социально-историческими источниками формировании философии.
Духовно-культурные источники философии Древнего Востока:
1) мифология (в отличие от западноевропейской философии, которая вытеснила мифологические представления, восточная философия характеризуется совмещением мифологических и философских представлений);
2) древнейшие сборники текстов: в Индии – Веды, в Китае – «И-цзин» («Книга перемен»). Древние тексты отличались энциклопедичностью содержания, а также сложностью, неопределенностью содержания, поэтому они допускали возможность многозначных трактовок. Именно комментарий к текстам стал первым способом философствования на Древнем Востоке.
Особенности культуры Древнего Востока определили характерные черты философии:
- космоцентризм;
- созерцательный характер;
- синкретический характер, т.е. синтез философского анализа, религиозных идей, мифологических представлений, а также стремление рассмотреть любую проблему в ее целостности – с позиций онтологии, гносеологии, этики и т.д.;
- традиционализм, т.е. направленность на сохранение исторически сложившихся обычаев, нравов, верований;
- представление о единстве человека и окружающего его мира.
2.Социально-исторические и культурные источники древнеиндийской философии.
Индия – одна из древнейших цивилизаций с высоким уровнем культуры.
В развитии культуры Древней Индии можно выделить два основных периода:
1)ведический – предфилософский (сер. II тыс. – VI в до н.э.), связанный с переселением на территорию Древней Индии арийских племен. В этот период создаются и распространяются древние сборники текстов – Веды;
2)классический (VI в. до н.э. – III–IV вв. н.э.), связанный с формированием основных религиозных течений и философских школ.
Среди предпосылок формирования и развития философии в Древней индии можно выделить социально-исторические и духовно-культурные.
1) Социально-исторические источники.
Культура Древней Индии в целом и философия в частности возникла и развивалась в условиях кастовой организации общественной жизни, патриархальных традиций и власти деспотического государства.
Индийское общество в соответствии с социальным происхождением и характером деятельности делилось на замкнутые общественные группы – касты(варны). Уже в Ведах было закреплено деление индийского общества на 4 основные варны:
-брахманы – жрецы, которым принадлежала монополия на умственный труд, религиозную деятельность – согласно религиозным представлениям, Бог-творец сотворил брахманов из своих уст, они традиционно носили белые одежды;
-кшатрии – правители, военная знать – они сотворены из рук бога Брахмы и носили красные одежды;
-вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы – из бедер Брахмы, носили одежду желтого цвета;
-шудры – бесправное трудовое население – сотворены из ступней Брахмы и носили черный цвет;
-кроме того, существовали неприкасаемые, не относившиеся ни к одной из варн.
Возможность приобщения к ценностям культуры, духовному творчеству определялась кастовой принадлежностью.
Кастовый строй объявлялся извечным и незыблемым порядком, освящался религией. Принадлежность к той или иной касте, согласно религиозным представлениям, определялась уровнем духовного развития человека (кармой), поэтому для древнеиндийского общества не характерен интерес к социальной проблематике, человек направлен не на изменение общества, а на собственное духовное совершенствование.
2) Духовно-культурные источники.
Основным культурным источником философии Древней Индии стала ведическая литература.
Веды (с древнеинд. – «знание») – сборники религиозных текстов, заклинаний, руководство к богослужениям, а также мифологических представлений о происхождении мироздания, наблюдений над природными явлениями и т.д.
Веды составили основу всей последующей духовой культуры Индии: религии, философии и науки. Известны 4 основные Веды:
-Ригведа – книга гимнов;
-Самаведа – сборник ритуалов и песнопений;
-Аюрведа (Яджурведа) – сборник молитвенных формул;
-Атхарваведа – более поздний сборник песнопений и заклинаний.
Тексты Вед отличались неопределенностью, расплывчатостью содержания и поэтому предполагали возможность различных трактовок. В состав Вед входили:
-мантры (песнопения и молитвы) – создавались поэтами;
-брахманы (сведения о ритуалах и обрядах) – создавались жрецами;
-упанишады (досл. «сидение у ног учителя») – философские комментарии к текстам Вед – создавались философами. Т.е. философия в Древней Индии появлялась как комментарий к Ведам.
[Инд. ученый С.Радхакришнан – создатель туда по истории инд. философии – считает, что это 3 вида религии: религия природы – в мантрах, религия закона – в брахманах, религия духа – в упанишадах].
Упанишады (известно около 300 текстов) по своей форме обычно представляли собой диалог мудреца-учителя со своим учеником.
В Упанишадах содержались идеи, во многом определившие все дальнейшее развитие индийской философии:
-о том, что весь мир, природа и человек, едины в своем стремлении к духовному, нравственному совершенству;
-идея о бессмертии души, которая переходит из одного рождения в другое согласно закону кармы, или воздаяния.
Наряду с религиозно-идеалистическими представлениями в упанишадах получили отражение и материалистические взгляды, которые отвергали существование души после смерти, а первоосновой мира считали одно из материальных, природных начал: огонь, воздух, воду.
Т.обр., Упанишады знаменуют переход от мифологического к философскому мировоззрению, в них сосредоточены основные понятия и представления, получившие свое развитие в философских учениях Древней Индии.
Другим духовным источником формирования древнеиндийской философии была религия. Религия Индии прошла сложный и длительный путь формирования. Первым ее этапом стала ведическая религия, для которой характерны многобожие, обожествление сил природы, антропоморфность (наделение божеств человеческими качествами); представления о происхождении мира, его устройстве, потустороннем мире и загробной жизни были мало разработаны. На следующем этапе формируется брахманизм как религиозное учение, оправдывающее социальное неравенство – кастовую систему.
В Vi в. до н.э. возникает, а в III в. до н.э. получает наибольшее влияние буддизм. Жизнь человека в системе индийских верований представляет собой бесконечную цепь перерождений (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма). Это учение наложило отпечаток на всю культуру Древней Индии, стало основой для формирования следующих принципов:
-признание единства природного мира и человека;
-принцип непричинения вреда живому;
-отсутствие интереса к социальным проблемам, сосредоточение на самосовершенствовании, на духовном развитии личности и др.