Глава 9. русская философия
Какую общую характеристику можно дать
Русской философии?
. 106
Многие мыслители задаются вопросом о том, существует ли самобытная русская философия. Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. Значительная часть философов XIX – начала XX века была склонна отвечать на этот вопрос отрицательно.
Историк и публицист Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885) придерживался взглядов о несамостоятельности русской мысли. В 1884 году Кавелин опубликовал статью «Философия и наука в Европе и у нас», в которой отметил, что философия в России никогда не являлась предметом серьезного интереса. Она была завезена из Европы, и различные философские учения, созданные там, оказавшись в России, становились объектом праздного дилетантизма и быстро сменяющейся моды.
Русский философ Густав Густавович Шпет (1879 – 1940) в 1922 году в Петрограде опубликовал книгу «Очерк развития русской философии», в которой утверждал, что русской философии практически не существует. Некоторые ее проявления, по мнению автора, стали заметны лишь в начале XX века.
Тем не менее, следует думать, что если о русской философии говорят – значит, она все-таки есть. Вопрос только в том, что именно подразумевается под русской философией. Прекрасную характеристику специфики русской философии дал Алексей Фёдорович Лосев (1893 – 1988):
1) русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин;
2) Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени;
3) Кладезем самобытной русской философии является художественная литература. В прозаических сочинениях Льва Толстого, Федора Достоевского и других разрабатываются основные философские проблемы, в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме.
Какова специфика и основные этапы развития
Русской философии?
Специфика современной русской философии определяется рядом исторически обусловленных обстоятельств:
– русская философия исконно имеет свои собственные традиции, которые были заложены такими мыслителями, как П.Я. Чаадаев, B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, М.М. Бахтин;
– Россия подарила миру значительное число оригинальных философов (например, творчество такого мыслителя, как B.C. Соловьев, гораздо лучше известно и изучено в Европе, чем в России);
– оригинальность русской философии связана с тем, что Россия изначально является православной страной, впитавшей в себя не римскую (интеллектуализированную) традицию, а в большей степени мистическую византийскую. Для русской философии в большей степени характерна склонность к интуитивному познанию;
– русская философия начала XX века находилась в авангарде мысли. Русские философы (Фёдр Достоевский, Лев Шестов, Николай Бердяев и др.) стояли у истоков экзистенциализма – одного из наиболее влиятельных направлений в современной мировой философии;
– разрушение железного занавеса в результате падения СССР привело к тому, что в России для широкого круга людей стали доступны самые разнообразные философские тексты, созданные за последний век. В настоящее время русская философия активно вбирает в себя всё то, что ранее было для нее недоступно.
Можно выделить следующие четыре основных этапа русской философии:
1) Ранняя русская философия XI – XVIII веков, которая охватывает:
а) период зарождения древнерусской философии;
б) философию периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства;
в) философию XVIII века;
2) Философия XIX века, включавшую в себя ряд направлений: декабристское, монархическое, западническое и славянофильское и др.;
3) Русская (и советская) философия XX векапредставленная философией марксизма-ленинизма, философией космизма, естественно-научной философией и философией «русского зарубежья».
4) Постсоветская российская философия (конец ХХ – начало ХХI века).