A posse ad esse non valet consequentia
(лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.
A posteriori(лат.) — см. Апостериори и априори.
A potiori(лат.) — на основании предыдущего, главного.
A priori(лат.) —см. Апостериори и априори.
Arbitrium liberum(лат.) — свобода воли (выбора).
Αρχή(arche) (греч.) — начало. См. Архе.
A realibus ad realiora(лат.) — от реального к реальнейшему.
Argumenta adversaria(лат.) — доводы противной стороны.
Argumenta ponderantur, non nume-rantur(лат.) — сила доказательств в вескости, а не в количестве. Argumentum ad hoc — см.Ad hoc.
Argumentuni ad hominem(лат.) — см. Ad hominem.
Argumentum ad ignorantiam(лат.) — аргумент к незнанию. Доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.
Argumentum ad ran(лат.) — см. Ad rem.
Argumetum ambiguum (commune)(лат.) — аргумент обоюдный, или общий. Доказательство, к-рое можно повернуть против доказывающего.
Argumentum baculinum(лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном смысле — осязаемое доказательство.
Argumentum ex contrario(лат.) — доказательство от противного. Argumentum ex silentio(лат.) — доказательство, выводимое из умалчивания.
Argumentum externum(лат.) — аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса. Argumentum internum(лат.) — аргумент, указывающий на саму спорность вопроса. ArgumentumIcgis (лат.) — законный
довод.
Argumentum nimium probans(лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.
Argumentum primarium (palmarium)
(лат.) — решающее (приносящее победу) доказательство.
Ars conjecturalis(лат.) — искусство толкования.
Ars magna(лат.) — великое искусство. Название логич. труда Луллия.
Artes liberales(лат.) — свободные искусства. Позднеантич. и ср.-век. название семи светских наук. См. Trivlum и Quadrivium.
Aseitas(лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Ср.-век. термин.
Asylum ignorantiae(лат.) — убежище невежества. Понятие, на к-ром останавливаются, чтобы избежать дальнейших размышлений. Αταραξία (ataraxia) (греч.) — невозмутимость. Состояние душевного покоя, достигаемое мудрецом (Демокрит, Эпикур, скептики).
Auctoritas nasum cereum habet(лат.) — у авторитета — восковой нос (т. е. его можно повернуть куда угодно). Схоластич. афоризм. Aufhebung(нем.) — см. Снятие.
Aurea mediocritas(лат.) — золотая середина (Гораций). ???AutOQxeict (autarkeia) (греч.) — автаркия, самоудовлетворение. Внутренняя самодостаточность, автономность, независимость (Демокрит, киники, стоики, Платон, Аристотель).
Automaton spirituale(лат.) — духовный механизм (Лейбниц). Αυτός έ'φα (autos epha) (греч.) — сам (учитель) сказал. По преданию, пифагорейцы о своём учителе, подчёркивая непререкаемость его слов.
В
Begriffsdichtung(нем.) — поэзия понятий. Ланге о сущности метафизики.
Bellum omnium contra omnes(лат.) — война всех против всех (Гоббс).
Bona fide(лат.) — заслуживающий доверия.
Bon sens(франц.) — здравый смысл.
С
Calculus probabilium(лат.) — исчисление вероятностей.
Casus conscientiae(лат.) — вопрос совести.
Causa(лат.) — причина, основание.
Causa activa(лат.) — действующая причина.
Causa corporalis(лат.) — физич. причина.
Causa cognoscendi(лат.) — основание познания.
Causa efficiens(лат.) — действующая причина.
Causa esscndi et fiendi(лат.) — основание существования и возникновения.
Causa exemplaris(лат.) — причина парадигматическая; порождающая модель вещи.
Causa finalis(лат.) — целевая (конечная) причина.
Causa formalis(лат.) — формальная причина.
Causa materialis(лат.) — материальная причина.
Causa movens(motiva) (лат.) — движущая причина.
Causa sui(лат.) — причина себя (схо-ластич. термин). По Спинозе, субстанция — причина самой себя. Causa vera(лат.) — истинная причина.
Causae occasionales(лат.) — побудит. причины, «случайные» причины, когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого. См. Окказионализм.
Characteristica universalis(лат.) — универсальное знаковое искусство (Лейбниц).
Χάρισμα (charisma) (греч.) — см. Xаризма.
Circulus in definiendo(лат.) — круг в определении.
Circulus in demonstrando(лат.) — круг в доказательстве.
Circulus in probando(лат.) — круг в обосновании, доказательстве.
Circulus vitiosus(лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки к-рого уже содержат то, что должно быть доказано.
Cogito ergo sum(лат.) —мыслю, следовательно существую. Тезис Декарта.
Cogitor ergo sum(лат.) — мыслюсь (богом), следовательно существую. Тезис Баадера, противопоставленный тезису Декарта.
Coincidentia oppositorum(лат.) — совпадение противоположностей (ср.-век. философия, Николай Ку-занский).
Common sense (англ.) — здравый смысл.
Complicatio — explicatio(лат.) — свёртывание — развёртывание (Николай Кузанский).
Conatus(лат.) — порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на воздействие силы.
Concordia discors(лат.) — несогласное согласие. Тождественность в к.-л. смысле мнений спорящих сторон.
Concursus dei(лат.) — соприсутствие бога. Участие бога в деятельности
спасающего душу человека; постоянная поддержка богом существования вещей.
Conditio sine qua non(лат.) — необ-ходимое условие.
Consensus (consensus gentium, consensus omnium)(лат.) — согласие, общее мнение (согласие народов, согласие всех).
Consummatum(лат.) — доведённое до конца.
Contradictio in adjecto(лат.) — противоречие в определении. Напр., круглый квадрат.
Contrat social(франц.) — см. «Об-щественный договор».
Corpus mysticum(лат.) — мистич. тело. Символич. обозначение христ. церкви как тела Христова. Creatio continue(лат.) — непрерывное творение.
Creatio ex nihilo(лат.) — творение из ничего.
Credo(лат.) — верую. Исповедание, символ веры; убеждения.
Credo, quia absurdum(лат.) — верую, потому что абсурдно. Неточная цитата из Тертуллиана; искажение его слов «credibile est quia ineptum» — «вероятно, ибо нелепо».
Credo, ut intelligam(лат.) — верю, чтобы понимать. Принцип Августина, повторенный Ансельмом Кен-терберийским.
Cum principia negantenon est dis-putandum(лат.) — с отрицающим принципы не должно спорить; для спора нужна нек-рая общность исходных посылок.
Curriculum vitac(лат.) — жизненный путь; жизнеописание.
D
Δαιμόνων (daimonion) (греч.) — демон, божество. Так называл Сократ свой «внутр. голос», предостерегавший его от неправильных поступков.
Dasein(нем.) — существование, определённое бытие, наличное бытие, здесь-бытие.
De facto(лат.) — фактически, на деле.
Definitio essentialis(лат.) — существенное определение.
De jure(лат.) — по закону, юридически.
De omnibus dubitandum(лат.) — подвергать всё сомнению. Принцип философии Декарта.
De profundis (clamavi ad te Domine)
(лат.) — из бездны (воззвал к тебе, господи). Начальные слова 129-го псалма.
Desideria carnis(лат.) — плотские желания.
Determinatio est negatio(лат.) — ограничение есть отрицание (Спиноза). Иногда «determinatio» переводится как «определение».
De tripode dictum(лат.) — с треножника изречённое; такое же тёмное, как слова пифии.
Deus absconditus(лат.) — незримый бог. Один из эпитетов библейского бога. Иногда подразумевается афинский алтарь «неведомому богу».
Deus ecce deus!(лат.) — бог, вот бог! Восклицание сивиллы из «Энеиды» Вергилия. Образное обозначение поэтпч. вдохновения.
Deus ex machina(лат.) — бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механич. приспособления.
Deus sive nature(лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы.
Dictum sapienti sat(лат.) — сказанного достаточно разумному.
Differentia specifica(лат.) — видовое отличие (схоластич. термин).
Ding an sich(нем.) — см. An sich.
Distinctio (formalis, rationis, realis)(лат.) — различение (формальное, рациональное, реальное). Docta ignorantia(лат.) — учёное незнание; умудрённое неведение (Николай Кузанский).
Doctor angelicas(лат.) — ангеличе-ский доктор. Почётный титул Фомы Аквинского.
Doctor christianissimus(лат.) — христианнейший доктор. Почётный титул философа-схоласта Иоанна Гер-сона (1363—1429).
Doctor extaticus(лат.) — экстатический доктор. Почётный титул философа-схоласта Дионисия Картезианца (1402/3—1471).
Doctor fundatissimus(лат.) — основательнейший доктор. Почётный титул философа-схоласта Эгидия Римского (1247—1316).
Doctor illuminatus(лат.) — просветлённый доктор. Почётный титул Рай-мунда Луллия.
Doctor invincibilis(лат.) — непобедимый доктор. Почётный титул Уильяма Оккама.
Doctor marianus(лат.) — доктор, погружённый в молитвенное созерцание девы Марии. Почётный титул Франциска Ассизского и нек-рых христ. мистиков.
Doctor mirabilis(лат.) — чудесный доктор. Почётный титул Р. Бэкона.
Doctor seraphicus(лат.) — серафический доктор. Почётный титул Бонавентуры.
Doctor solemnis(лат.) — торжественный доктор. Почётный титул философа-схоласта Генриха Гентского (1217—93).
Doctor subtilis(лат.) — тонкий доктор. Почётный титул Иоанна Дунса Скота.
Doctor universalis(лат.) — всеобъемлющий доктор. Почётный титул Альберта Великого.
Δό|α(doxa) (греч.) — мнение; видимость; недостоверное суждение. См. Мнение и знание.
Δύναμις (dynamis) (греч.) — возможность (ср. Ενέργεια). Также — сила, способность, свойство.
Duree(франц.) — длительность. Понятие философии Бергсона.
Ε
Ecclesia spiritualis(лат.) — духовная церковь; церковь как духовное единство верующих.
Ego(лат.) — Я.
Είδωλα (eiflola) (греч.) — отображения, подобия. По Демокриту, тонкие истечения, отделяющиеся от вещей.
Είδος(eidos) (греч.) — см. Эйдос.
Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat(лат.) — бремя доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает. Одно из положений римского права.
Emergent(англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое (в отличие от resultant) из предшествующих моментов. См. Эмерджентная эволюция.
Elan vital(франц.) — жизненный порыв. Категория философии Бергсона.
Ενάργεια(enärgeia) (греч.) — непо-средств. очевидность. По Эпикуру, свойство чувств. восприятия; критерий истины.
Ενέργεια (energeia) (греч.) — акт, активность, деятельность, действительность (ср. Δύναμις). См. Энергия; Энтелехия.
Ens(лат.) — сущее, бытие, вещь.
Ens ab alio(лат.) — сущее благодаря другому.
Ens a se(лат.) — сущее благодаря себе.
Ens entium(лат.) — сущее из сущих. То, что делает существующие вещи существующими (бог).
Ens in actu(лат.) — сущее в действительности.
Ens in potentia(лат.) — сущее в возможности.
Ens rationis(лат.) — мыслимое сущее.
Ens reale(лат.) — реальное сущее.
Ens realissimum (лат.) — реальнейшее сущее '(бог).
Εντελέχεια (entelecheia) (греч.) — см. Энтелехия.
Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem(лат.) — сущности не следует умножать без необходимости. Одна из формулировок «бритвы Оккама».
Επαγωγή (epagögö) (греч.) — приведение. Индукция.
Έπέκεινα (epekeina) (греч.) — запредельное (бытие). Термин Платона, обозначающий трансцендентность идеи блага.
Επιστήμη (episteme) (греч.) — знание (точное); наука. Достоверное знание. См. Мнение и знание. Επιστροφή (epistrophe) (греч.) — см. Μονή.
Εποχή(epoche) (греч.) — воздержание от суждения. См. Эпохе.
Ereclus ingenium(лат.) — высокий образ мыслей.
Erga(лат.) — по отношению к...
Ergo(лат.) — следовательно.
"Εργον (ergon) (греч.) — факт, деяние, содеянное. Содеянное как результат действительности (ενέργεια). По В. Гумбольдту, язык — не продукт деятельности (έργον), а деятельность (ενέργεια).
Erlebniss(нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея.
Errare humanum est(лат.) — человеку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-старшего.
Esprit de finesse — esprit de geo-metrie(франц.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. У Паскаля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от науч. познания.
Esse (лат.) — бытие, существование.
Esse est percipi(лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Беркли).
Essentia (лат.) — сущность.
Eventualia(лат.) — предполагаемое; возможное при определенных условиях.
Evoluta(лат.) — выявленное, открытое.
Ewig-weibliche(нем.) — вечно-женственное. Женственное начало в мире; мировая душа. Слова из «Фауста» Гёте.
Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).
Exclusi tertii. principium(лат.) — исключённого третьего принцип (закон).
Exempli causa(лат.) — например.
Ex fontibus(лат.) — из первоисточников.
Ex nihilo nihil fit(лат.) — из ничего не происходит ничего (Персии).
Experimenta fructifera(лат.) — опыты плодоносные. Исследования, приносящие практич. пользу (Ф. Бэкон).
Experimenta lucifera(лат.) — опыты светоносные. Исследования, расширяющие знания (Ф. Бэкон). Experimentum crucis(лат.) — эксперимент креста (перекрёстка). Решающий эксперимент (Ф. Бэкон). Explicite — implicite(лат.) —развёрнуто, явно — неявно, подразумеваемо.
F
Fallacia(лат.) — ошибка.
Fallacia accidentis(лат.) — ошибка в результате смешения существенного со случайным.
Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum(лат.) — ошибка, когда о части утверждается то, что справедливо по отношению к целому.
Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum(лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что справедливо лишь по отношению к части.
Fallacia dictionum(лат.) — умозаключения, неправильные сами по себе.
Fallacia falsi medii(лат.) — доказательство при помощи ложных суждений.
Fallacia fictae necessitatis(лат.) — ошибка, вызванная сочетанием доводов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.
Fallacia fictae universalitatis(лат.) — см. Ficta universalitas.
Fallacia incerti medii(лат.) — тоже, что Petitio principii; см. Логические ошибки.
Fallacia plurium interrogationum(лат.) — ошибка из-за смешения неск. вопросов в одном.
Fallacia secundum dictionem(лат.) — ошибка из-за неправильного словесного выражения (ср. Fallacia extra dictionem).
Fallacia suppositionis(лат.) — ошибка из-за неправильного допущения.
Falsa in uno, falsa in omnibus(лат.) — ошибка в одном — ошибка во всём.
Fata volentem ducunt, nolentem trahunt(лат.) — судьба желающих ведёт, нежелающих тащит. Выражение Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.
Fatum(лат.) — судьба, рок.
Fiat(лат.) — да будет.
Ficta universalitas(лат.) — ошибка из-за придания большей посылке всеобщего характера, к-рого она не имеет.
Fides quaerens intellectum(лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийский).
Figura dictionis(лат.) — неправильное умозаключение, возникающее из-за смешения неск. значений слова.
Filioque(лат.) — и сына. Догмат рим.-католич. церкви, признающей, в отличие от вост. церкви, исхожде-ние св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына.
Flatus vocis(лат.) — колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.
Fons vitae(лат.) — источник жизни (бог). Лат. название пантеистич. произв. Ибн Гебироля (Авицебро-на).
Formaliter(лат.) — но форме, формально.
Fundamentum divisionis(лат.) — основание разделения.
Furioso eroico(итал.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).
Für sich(нем.) — для себя. «Для-се-бя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая в-себе-бытие (см. An sich), раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе своего существования снимающая противопоставление себя другому.
G
Geistesgeschichte(нем.) — история духа. История культуры как исто-
рия духовных образований (Диль-тей).
Geisteswissenschaften(нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).
Gemeinschaft und
Gesellschaft(нем.) — община и общество; противопоставление органич. (община) и механич. (общество) типов чело-веч. отношений (Ф. Теннис).
Genus(лат.) — род.
Genus proximum(лат.) — ближайший род (для данного вида).
Genus remotum(лат.) — отдалённый род.
Gestalt(нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальтпси-хологии.
Globus intellectuais(лат.) — универсум человеч. знаний.
Γνώοι σεαυτόν (gnö'tlii seauton) (греч.) — см. Познай самого себя. Γνώσις (gnösis) (греч.) — знание. Также — учение гностицизма.
Gotheit(ср.-верх.-нем.) — божество. Экхарт различает в боге Gotheit — божество как абсолют и
Got— первое обособление божества, бог как личность. Различение восходит, по-видимому, к Жильберу Порретаискому.
Grenzbegriff(нем.) — предельное понятие. Марбургская школа неокантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логич. определения объекта.
Grenzsituation(нем.) — пограничная ситуация. См. Ясперс; Экзистенциализм.
H
Habitus(лат.) — состояние, положение, свойство; внешний облик; обыкновение.
Habitus naturae(лат.) — природное свойство.
Habitus animi(лат.) — характер, душевный склад.
Haecceitas(лат.) — «этость». Термин Дунса Скота, подчёркивающий несводимость единичного существования к сущности (ср. Quidditas).
Harmonia praestabilita(лат.) — см. Предустановленная гармония.
Harmonie preetablie(франц.) — см. Предустановленная гармония.
'Εν και πάν(hen kai pan) (греч.) — всё и единое. См. Всеединство.
'Έτερον (heteron) (греч.) — см. Иное.
'Όλος(holos) (греч.) — целый. Целостность.
Homme naturel — homme civil(франц.) — человек естественный — человек-гражданин. Противопоставление Руссо.
Homo(лат.) — человек.
Homo creator(лат.) — человек-творец.
Homo faber— человек-ремесленник.
Homo homini lupusest (лат.) — человек человеку — волк (Плавт).
Homo liber(лат.) — человек свободный (Спиноза).
Homo ludens(лат.) — человек играющий (Хейзинга).
Homo mensura omnium rerum(лат.)— человек — мера всех вещей. Принцип восходит к Протагору. Homo pictor(лат.) — человек-художник (творец образов).
Homo sapiens(лат.) — человек разумный (Линией).
Homo sum, humani nihil a me alie-num puto(лат.) — я — человек, ничто человеческое мне не чуждо (Те-ренций).
Homo viator(лат.) — человек-путник (Марсель).
Horror vacui; fuga vacui(лат.) — боязнь пустоты; избегание пустоты. По Аристотелю — одно из свойств природы.
Humaniora(лат.) — гуманитарные науки и знания.
Humanitas(лат.) — человечность, гуманность, культура.
'Ύλη (hyle) (греч.) — материя, вещество, материал.
I
Ichheit(нем.) — «яйность», «ячество». «Я» как принцип; как основоположение (Бёме, Фихте).
Ichts (нем.) — слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»). В философии Бёме — принцип, разделяющий божеств. единство.
Id(лат.) — оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ.
'Iδι???а(idea) (греч.) — идея. См. Эйдос.
Idea dubia(лат.) — сомнительная идея.
Ideae innatae(лат.) — врождённые идеи; см. Врождённое знание.
Idem per idem(лат.) — то же через то же. Логич. ошибка в определении.
"Ιδιον(idion) (греч.) — собственное. Неотделимый признак.
Idola fori(лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью, условностью, образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон).
Idola specus(лат.) — идолы пеще- · ры. Заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон).
Idola theatri(лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэкон) .
Idola tribus(лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой ограниченностью человека (Ф. Бэкон).
Ignorabimus (ignoramus et ignorabi-mus)(лат.) — не узнаем (не знаем и не узнаем). Указание на предел в познании того или иного явления.
Ignorantia non est argumentum(лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской юриспруденции.
Ignoratio elenchi(лат.) — неведение довода. Логич. ошибка, при к-рой
доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть опровергнуто.
Ignotum per ignotum(лат.) — неизвестное через неизвестное. Ошибка в объяснении или рассуждении.
Illiquidum(лат.) — неочевидное.
Impetus(лат.) — побуждение, стремление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской механике — «приобретённая сила». У Гассенди — свойство атомов.
Implicite(лат.) — см. Explicate — implicite.
In abstracto(лат.) — отвлечённое.
I n actu(лат.) — см. Actu.
In adjecto(лат.) — в определении.
In aeternum(лат.) — в вечности, навечно.
Incerta incertibus(лат.) — (доказывать) недостоверное недостоверным.
Incompossibilitas(лат.) — несовместимое с возможным (Дунc Скот).
In concrete(лат.) — в определ. случае; в действительности.
In corpore(лат.) — в совокупности.
Individuum est inet'fabile(лат.) — неделимое есть невыразимое. Схола-стич. тезис.
In dubio(лат.) — под сомнением.
Influxus physicus(лат.) — физич. влияние. Обозначение взаимодействия души и тела у Декарта и окказионалистов.
In infinitum(лат.) — в беспредельное, без конца.
Innerlichkeit(нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная сущность.
In potentia(лат.) — в возможности.
In re(лат.) — в реальности; в вещах.
In statu nascendi(лат.) — в состоянии зарождения.
Intellectus agens(лат.) — разум деятельный. См. Νους ποιητικός.
Intellectus archetypus(лат.) — интеллект, понятия к-рого являются не отображениями, а первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божеств. рассудок (Кант).
Intellectus ectypus(лат.) — интеллект, понятия к-рого являются лишь отображениями (ectypa) предметов. В философии Канта — человеч. рассудок.
Intentio(лат.) — направленность, стремление, усилие. См. Интенционалъностъ.
Intentio animi(лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схо-ластич. психологии, восходящий к Августину.
Intentio prima(лат.) — направленность мысли на объект, создающая предмет познания или познаваемый образ. Схоластич. термин.
Intentio secunda(лат.) — направленность мысли на объект, создающая понятие познаваемого предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластич. термин.
Intuitus mentis(лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция.
In vestigio(лат.) — см. Per vestigium.
Ipse dixit(лит.) — сам сказал. См. Λυτός εφα.
Ipso facto(лат.) — самим фактом.
J
Jenseits(нем.) — потустороннее.
Jenseits von Gut und Böse(нем.) — по ту сторону добра и зла (Ницше).
Juxtapositio(лат.) — рядоположение (в противоположность соподчинению).
К
Καιρός(kairos) (греч.) — надлежащая мера; благоприятный момент; удача; выгода.
Καλοκαγαθία(kalokagathia) (греч.) — идеал физич. и нравств. совершенства. См. Калокагатия. Κατάληψις (katälepsis) (греч.) — постижение; восприятие.
Κατ' εξοχήν(kat'exochen) (греч.) — по преимуществу; прежде всего.
Κάβαρσις (katharsis) (греч.) — см. Катарсис.
Κένωσις (kenösis) (греч.) — опустошение. В эллинистич. философии и вост. патристике — похождение бога в мир, творение мира.
Κήρυγμα(kerygma) (греч.) — извещение, проповедь, кернгма.
Κοιναί εννοιαι(koinäi ennoiai) (греч.) — общие убеждения. Понятия, непосредственно почерпнутые из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики).
Κόσμος νοερός(kosmos noeros) (греч.) — космос мыслящий (интеллектуальный). В неоплатонизме — бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей.
Κόσμος νοητός (kosmos noetos) (греч.) — космос мыслимый (интеллигибельный). В неоплатонизме — мир самодовлеющих идей, прообразов.
L
Laissez faire, laissez aller(франц.) — позволять действовать, позволять идти (своим ходом). Лозунг физиократов. Λάβε βιώσας(läthe biosas) (греч.) — живи незаметно (Эпикур).
Lato sensu(лат.) — в широком смысле.
Lebenswelt(нем.) — жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий взаимосвязь дорефлексивных очевидностей и уверенностей.
Lex (lex naturalis)(лат.) — закон (естественный закон).
Liaison universelle(франц.) — всеобщая связь (Лейбниц).
Liberum arbitrium(лат.) — свобода выбора.
Libido(лат.) — влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ).
List der Vernunft(нем.) — хитрость разума (мирового). Несовпадение индивидуальных целей и объективных результатов, для достижения к-рых мировой разум как бы использует частные цели людей (Гегель).
Λόγοι σπερματικοί(logoi sperma-tikoi) (греч.) — семенные логосы. «Осеменяющие» мир идеи, из к-рых прорастают космич. связь и индивидуальные существования (стоики, Плотин).
Λόγος(logos) (греч.) — см. Логос. Λόγος ένδιάβετος (logos endiathe-tos) (греч.) — слово внутреннее. Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Александрийский).
Λόγος προφορικός (греч.) (logos propliorikos) — слово произносимое. Речь изустная, звучащая (стоики). У Филона Александрийского—логос, исходящий из бога; также — λόγος προφατικός (logos prophatikos).
Lumen (naturale и supranaturale)(лат.) — свет (естественный и сверхъестественный). Цицерон о естеств. свете разума. По Августину, полнота знания достигается благодаря излучаемому богом сверхъестеств. свету, дополняющему естеств. свет.
М
Man(нем.) — неопределённо - личное местоимение. У Хайдеггера — мир безликого неистинного существования.
Materialiter(лат.) — материально, в отношении материи.
Materia primo prima(лат.) — первая материя первого рода. Чистая возможность всего (Дунс Скот).
Materia secundo prima(лат.) — первая материя второго рода. Безразличный субстрат любой формы (Дунс Скот).
Materia tertio prima(лат.) — первая материя третьего рода. Субстрат определ, формы (Дунс Скот). Materia secunda(лат.) — вторая материя. Оформленные тела (Дунс Скот).
Medicina mentis(лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).
Mens (лат.) — дух, разум, ум.
Μη öv (me on) (греч.) — небытие. Иногда — относит. небытие, «ещё не бытие». Ср. Ουκ όν. Μετάβασις εις άλλο γένος(metäbasis eis ällo genos) (греч.) — переход в другой род. Логическая ошибка. Μίμεσις(mimesis) (греч.) — ми-месис. См. в ст. Подражание.
Modus operandi(лат.) — способ действия.
Modus probandi(лат.) — способ доказательства.
Modus vivendi(лат.) — способ существования. ,
Μονή(mоne); Μονή—πρόοδος—επιστροφή (топе — proodos — epislrophg)
(греч.) — пребывание; пребывание — похождение — возвращение. У Прок-ла — моменты триады: пребывающее в себе единство — переход его во множество — возвращение единства к себе.
Moral insanity(англ.) — моральный недуг.
Moralsense (англ.) -- нравстн. чувство.
Mundus (intelleglbilis, sensibilis)(лат.) — мир (умопостигаемый, ощущаемый).
Μυστήριον(mysteriou) (греч.) — мистерия, таинство.
N
Natura naturans (naturata)(лат.) — природа творящая (сотворённая). Термины лат. пер. комм. Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её порождения.
Natura non facit saltus(лат.) — природа не делает скачков. Выражение встречается в «Философии ботаники» Линнея; принцип философии Лейбница.
Natura rerum(лат.) — природа вещей; вселенная.
Nervus probandi(лат.) — нерв доказательства. Основной аргумент.
Nego(лат.) — отрицаю. Термин, обозначающий отрнцат. суждения. Первой гласной E обозначают общеот-рицат., второй О — частноотрицат. суждения (ср. Affirmo).
Nexus causalis(лат.) — причинная связь.
Nexus effectivus(лат.) — действительная, причинная связь (Кант).
Nexus finalis(лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант).
Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu... (nisi inlel-lectus ipse)(лат.) — нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходящий к Аристотелю. Локк противопоставляет его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц дополняет тезис: ... кроме самого разума.
Nihil humani mihi alienum(лат.) — см. Homo sum.
Nisus formativus(лат.) — усилие формирующее (см. Александер).
Νόημα(noema) (греч.) — мысль. См. Ноэсис и ноэма.
Νόησις(noesis) (греч.) — мышление.
Νόησις νοήσεοίς(noesis noeseos) (греч.) — мышление мыслящее (само себя). У Аристотеля — перводви-гатель.
Νόμος(поток) (греч.) — см. Номос и фюсис.
Nonesse (лат.) — небытие.
Non finilo(лат.) — неопределённость, беспредельность.
Non liquet(лат.) — не ясно.
Non plus ultra (пер plus ultra)(лат.) — непревзойдённое, крайний предел.
Non sequitur(лат.) — не следует.
Nosce te ipsum(лат.) — см. Познай самого себя.
Notio(лат.).— понятие.
Notiones communes (notitiae communes)(лат.) — общие понятая. Спиноза противопоставляет эти формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обобщениям.
Notiones disparatae(лат.) — несравнимые понятия.
Nudis verbis(лат.) — голословно, бездоказательно.
Numen(лат.) — божество; божественное (вообще).
Νους (mis) (греч.) — ум. См. Нус.
Νους παθητικός(nus pathetikos) (греч.) — ум, претерпевающий, пассивный. У Аристотеля — ум, возникающий u погибающий вместе с телом.
Νους ποιητικός(mis poietikos) (греч.) — ум творящий. Термин Аристотеля.
О