A posse ad esse non valet consequentia

(лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.

A posteriori(лат.) — см. Апостерио­ри и априори.

A potiori(лат.) — на основании пре­дыдущего, главного.

A priori(лат.) —см. Апостериори и априори.

Arbitrium liberum(лат.) — свобода воли (выбора).

Αρχή(arche) (греч.) — начало. См. Архе.

A realibus ad realiora(лат.) — от реального к реальнейшему.

Argumenta adversaria(лат.) — дово­ды противной стороны.

Argumenta ponderantur, non nume-rantur(лат.) — сила доказательств в вескости, а не в количестве. Argumentum ad hoc — см.Ad hoc.

Argumentuni ad hominem(лат.) — см. Ad hominem.

Argumentum ad ignorantiam(лат.) — аргумент к незнанию. Доказатель­ство, рассчитанное на невежество убеждаемого.

Argumentum ad ran(лат.) — см. Ad rem.

Argumetum ambiguum (commune)(лат.) — аргумент обоюдный, или об­щий. Доказательство, к-рое можно повернуть против доказывающего.

Argumentum baculinum(лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном смысле — осязаемое доказательство.

Argumentum ex contrario(лат.) — доказательство от противного. Argumentum ex silentio(лат.) — до­казательство, выводимое из умалчи­вания.

Argumentum externum(лат.) — ар­гумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса. Argumentum internum(лат.) — ар­гумент, указывающий на саму спор­ность вопроса. ArgumentumIcgis (лат.) — законный

довод.

Argumentum nimium probans(лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.

Argumentum primarium (palmarium)

(лат.) — решающее (приносящее по­беду) доказательство.

Ars conjecturalis(лат.) — искусство толкования.

Ars magna(лат.) — великое искус­ство. Название логич. труда Луллия.

Artes liberales(лат.) — свободные искусства. Позднеантич. и ср.-век. название семи светских наук. См. Trivlum и Quadrivium.

Aseitas(лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Ср.-век. термин.

Asylum ignorantiae(лат.) — убежи­ще невежества. Понятие, на к-ром останавливаются, чтобы избежать дальнейших размышлений. Αταραξία (ataraxia) (греч.) — невоз­мутимость. Состояние душевного покоя, достигаемое мудрецом (Де­мокрит, Эпикур, скептики).

Auctoritas nasum cereum habet(лат.) — у авторитета — восковой нос (т. е. его можно повернуть куда угодно). Схоластич. афоризм. Aufhebung(нем.) — см. Снятие.

Aurea mediocritas(лат.) — золотая середина (Гораций). ???AutOQxeict (autarkeia) (греч.) — автар­кия, самоудовлетворение. Внутренняя самодостаточность, автономность, не­зависимость (Демокрит, киники, стои­ки, Платон, Аристотель).

Automaton spirituale(лат.) — духов­ный механизм (Лейбниц). Αυτός έ'φα (autos epha) (греч.) — сам (учитель) сказал. По преданию, пи­фагорейцы о своём учителе, подчёр­кивая непререкаемость его слов.

В

Begriffsdichtung(нем.) — поэзия по­нятий. Ланге о сущности метафи­зики.

Bellum omnium contra omnes(лат.) — война всех против всех (Гоббс).

Bona fide(лат.) — заслуживающий доверия.

Bon sens(франц.) — здравый смысл.

С

Calculus probabilium(лат.) — исчис­ление вероятностей.

Casus conscientiae(лат.) — вопрос совести.

Causa(лат.) — причина, основание.

Causa activa(лат.) — действующая причина.

Causa corporalis(лат.) — физич. при­чина.

Causa cognoscendi(лат.) — основание познания.

Causa efficiens(лат.) — действующая причина.

Causa esscndi et fiendi(лат.) — осно­вание существования и возникнове­ния.

Causa exemplaris(лат.) — причина парадигматическая; порождающая модель вещи.

Causa finalis(лат.) — целевая (ко­нечная) причина.

Causa formalis(лат.) — формальная причина.

Causa materialis(лат.) — материаль­ная причина.

Causa movens(motiva) (лат.) — дви­жущая причина.

Causa sui(лат.) — причина себя (схо-ластич. термин). По Спинозе, суб­станция — причина самой себя. Causa vera(лат.) — истинная при­чина.

Causae occasionales(лат.) — побу­дит. причины, «случайные» причи­ны, когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого. См. Окказионализм.

Characteristica universalis(лат.) — универсальное знаковое искусство (Лейбниц).

Χάρισμα (charisma) (греч.) — см. Xаризма.

Circulus in definiendo(лат.) — круг в определении.

Circulus in demonstrando(лат.) — круг в доказательстве.

Circulus in probando(лат.) — круг в обосновании, доказательстве.

Circulus vitiosus(лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки к-рого уже содержат то, что должно быть доказано.

Cogito ergo sum(лат.) —мыслю, сле­довательно существую. Тезис Де­карта.

Cogitor ergo sum(лат.) — мыслюсь (богом), следовательно существую. Тезис Баадера, противопоставлен­ный тезису Декарта.

Coincidentia oppositorum(лат.) — совпадение противоположностей (ср.-век. философия, Николай Ку-занский).

Common sense (англ.) — здравый смысл.

Complicatio — explicatio(лат.) — свёртывание — развёртывание (Ни­колай Кузанский).

Conatus(лат.) — порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на воздействие силы.

Concordia discors(лат.) — несоглас­ное согласие. Тождественность в к.-л. смысле мнений спорящих сторон.

Concursus dei(лат.) — соприсутствие бога. Участие бога в деятельности

спасающего душу человека; постоян­ная поддержка богом существова­ния вещей.

Conditio sine qua non(лат.) — необ-ходимое условие.

Consensus (consensus gentium, con­sensus omnium)(лат.) — согласие, общее мнение (согласие народов, сог­ласие всех).

Consummatum(лат.) — доведённое до конца.

Contradictio in adjecto(лат.) — про­тиворечие в определении. Напр., круглый квадрат.

Contrat social(франц.) — см. «Об-щественный договор».

Corpus mysticum(лат.) — мистич. тело. Символич. обозначение христ. церкви как тела Христова. Creatio continue(лат.) — непрерыв­ное творение.

Creatio ex nihilo(лат.) — творение из ничего.

Credo(лат.) — верую. Исповедание, символ веры; убеждения.

Credo, quia absurdum(лат.) — верую, потому что абсурдно. Неточная ци­тата из Тертуллиана; искажение его слов «credibile est quia ineptum» — «вероятно, ибо нелепо».

Credo, ut intelligam(лат.) — верю, чтобы понимать. Принцип Августи­на, повторенный Ансельмом Кен-терберийским.

Cum principia negantenon est dis-putandum(лат.) — с отрицающим принципы не должно спорить; для спора нужна нек-рая общность ис­ходных посылок.

Curriculum vitac(лат.) — жизнен­ный путь; жизнеописание.

D

Δαιμόνων (daimonion) (греч.) — де­мон, божество. Так называл Сок­рат свой «внутр. голос», предосте­регавший его от неправильных по­ступков.

Dasein(нем.) — существование, оп­ределённое бытие, наличное бытие, здесь-бытие.

De facto(лат.) — фактически, на де­ле.

Definitio essentialis(лат.) — сущест­венное определение.

De jure(лат.) — по закону, юриди­чески.

De omnibus dubitandum(лат.) — подвергать всё сомнению. Принцип философии Декарта.

De profundis (clamavi ad te Domine)

(лат.) — из бездны (воззвал к тебе, господи). Начальные слова 129-го псалма.

Desideria carnis(лат.) — плотские желания.

Determinatio est negatio(лат.) — ог­раничение есть отрицание (Спино­за). Иногда «determinatio» перево­дится как «определение».

De tripode dictum(лат.) — с тренож­ника изречённое; такое же тёмное, как слова пифии.

Deus absconditus(лат.) — незримый бог. Один из эпитетов библейского бога. Иногда подразумевается афин­ский алтарь «неведомому богу».

Deus ecce deus!(лат.) — бог, вот бог! Восклицание сивиллы из «Энеи­ды» Вергилия. Образное обозначе­ние поэтпч. вдохновения.

Deus ex machina(лат.) — бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механич. при­способления.

Deus sive nature(лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы.

Dictum sapienti sat(лат.) — сказан­ного достаточно разумному.

Differentia specifica(лат.) — видо­вое отличие (схоластич. термин).

Ding an sich(нем.) — см. An sich.

Distinctio (formalis, rationis, realis)(лат.) — различение (формальное, рациональное, реальное). Docta ignorantia(лат.) — учёное незнание; умудрённое неведение (Ни­колай Кузанский).

Doctor angelicas(лат.) — ангеличе-ский доктор. Почётный титул Фомы Аквинского.

Doctor christianissimus(лат.) — хри­стианнейший доктор. Почётный ти­тул философа-схоласта Иоанна Гер-сона (1363—1429).

Doctor extaticus(лат.) — экстатиче­ский доктор. Почётный титул фило­софа-схоласта Дионисия Картезиан­ца (1402/3—1471).

Doctor fundatissimus(лат.) — осно­вательнейший доктор. Почётный ти­тул философа-схоласта Эгидия Рим­ского (1247—1316).

Doctor illuminatus(лат.) — просвет­лённый доктор. Почётный титул Рай-мунда Луллия.

Doctor invincibilis(лат.) — непобеди­мый доктор. Почётный титул Уильяма Оккама.

Doctor marianus(лат.) — доктор, по­гружённый в молитвенное созерца­ние девы Марии. Почётный титул Франциска Ассизского и нек-рых христ. мистиков.

Doctor mirabilis(лат.) — чудесный доктор. Почётный титул Р. Бэкона.

Doctor seraphicus(лат.) — серафи­ческий доктор. Почётный титул Бонавентуры.

Doctor solemnis(лат.) — торжест­венный доктор. Почётный титул фи­лософа-схоласта Генриха Гентского (1217—93).

Doctor subtilis(лат.) — тонкий док­тор. Почётный титул Иоанна Дунса Скота.

Doctor universalis(лат.) — всеобъ­емлющий доктор. Почётный титул Альберта Великого.

Δό|α(doxa) (греч.) — мнение; ви­димость; недостоверное суждение. См. Мнение и знание.

Δύναμις (dynamis) (греч.) — возмож­ность (ср. Ενέργεια). Также — сила, способность, свойство.

Duree(франц.) — длительность. По­нятие философии Бергсона.

Ε

Ecclesia spiritualis(лат.) — духов­ная церковь; церковь как духовное единство верующих.

Ego(лат.) — Я.

Είδωλα (eiflola) (греч.) — отображе­ния, подобия. По Демокриту, тонкие истечения, отделяющиеся от вещей.

Είδος(eidos) (греч.) — см. Эйдос.

Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat(лат.) — бремя доказа­тельства лежит на том, кто ут­верждает, а не на том, кто отрицает. Одно из положений римского права.

Emergent(англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое (в отличие от resul­tant) из предшествующих момен­тов. См. Эмерджентная эволюция.

Elan vital(франц.) — жизненный по­рыв. Категория философии Берг­сона.

Ενάργεια(enärgeia) (греч.) — непо-средств. очевидность. По Эпикуру, свойство чувств. восприятия; крите­рий истины.

Ενέργεια (energeia) (греч.) — акт, активность, деятельность, действи­тельность (ср. Δύναμις). См. Энер­гия; Энтелехия.

Ens(лат.) — сущее, бытие, вещь.

Ens ab alio(лат.) — сущее благода­ря другому.

Ens a se(лат.) — сущее благодаря себе.

Ens entium(лат.) — сущее из су­щих. То, что делает существующие вещи существующими (бог).

Ens in actu(лат.) — сущее в дейст­вительности.

Ens in potentia(лат.) — сущее в воз­можности.

Ens rationis(лат.) — мыслимое су­щее.

Ens reale(лат.) — реальное сущее.

Ens realissimum (лат.) — реальней­шее сущее '(бог).

Εντελέχεια (entelecheia) (греч.) — см. Энтелехия.

Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem(лат.) — сущности не следует умножать без необходимо­сти. Одна из формулировок «бритвы Оккама».

Επαγωγή (epagögö) (греч.) — при­ведение. Индукция.

Έπέκεινα (epekeina) (греч.) — за­предельное (бытие). Термин Плато­на, обозначающий трансцендент­ность идеи блага.

Επιστήμη (episteme) (греч.) — зна­ние (точное); наука. Достоверное знание. См. Мнение и знание. Επιστροφή (epistrophe) (греч.) — см. Μονή.

Εποχή(epoche) (греч.) — воздержа­ние от суждения. См. Эпохе.

Ereclus ingenium(лат.) — высокий об­раз мыслей.

Erga(лат.) — по отношению к...

Ergo(лат.) — следовательно.

"Εργον (ergon) (греч.) — факт, дея­ние, содеянное. Содеянное как ре­зультат действительности (ενέργεια). По В. Гумбольдту, язык — не про­дукт деятельности (έργον), а деятель­ность (ενέργεια).

Erlebniss(нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея.

Errare humanum est(лат.) — челове­ку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-старшего.

Esprit de finesse — esprit de geo-metrie(франц.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. У Паска­ля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от на­уч. познания.

Esse (лат.) — бытие, существование.

Esse est percipi(лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Берк­ли).

Essentia (лат.) — сущность.

Eventualia(лат.) — предполагаемое; возможное при определенных усло­виях.

Evoluta(лат.) — выявленное, от­крытое.

Ewig-weibliche(нем.) — вечно-жен­ственное. Женственное начало в мире; мировая душа. Слова из «Фауста» Гёте.

Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).

Exclusi tertii. principium(лат.) — исключённого третьего принцип (за­кон).

Exempli causa(лат.) — например.

Ex fontibus(лат.) — из первоисточ­ников.

Ex nihilo nihil fit(лат.) — из ничего не происходит ничего (Персии).

Experimenta fructifera(лат.) — опы­ты плодоносные. Исследования, при­носящие практич. пользу (Ф. Бэкон).

Experimenta lucifera(лат.) — опы­ты светоносные. Исследования, рас­ширяющие знания (Ф. Бэкон). Experimentum crucis(лат.) — экс­перимент креста (перекрёстка). Ре­шающий эксперимент (Ф. Бэкон). Explicite — implicite(лат.) —развёр­нуто, явно — неявно, подразуме­ваемо.

F

Fallacia(лат.) — ошибка.

Fallacia accidentis(лат.) — ошибка в результате смешения существен­ного со случайным.

Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum(лат.) — ошибка, ког­да о части утверждается то, что спра­ведливо по отношению к целому.

Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum(лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что спра­ведливо лишь по отношению к части.

Fallacia dictionum(лат.) — умоза­ключения, неправильные сами по себе.

Fallacia falsi medii(лат.) — доказа­тельство при помощи ложных суж­дений.

Fallacia fictae necessitatis(лат.) — ошибка, вызванная сочетанием дово­дов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.

Fallacia fictae universalitatis(лат.) — см. Ficta universalitas.

Fallacia incerti medii(лат.) — тоже, что Petitio principii; см. Логические ошибки.

Fallacia plurium interrogationum(лат.) — ошибка из-за смешения неск. вопросов в одном.

Fallacia secundum dictionem(лат.) — ошибка из-за неправильного сло­весного выражения (ср. Fallacia extra dictionem).

Fallacia suppositionis(лат.) — ошиб­ка из-за неправильного допущения.

Falsa in uno, falsa in omnibus(лат.) — ошибка в одном — ошибка во всём.

Fata volentem ducunt, nolentem trahunt(лат.) — судьба желающих ведёт, нежелающих тащит. Выраже­ние Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.

Fatum(лат.) — судьба, рок.

Fiat(лат.) — да будет.

Ficta universalitas(лат.) — ошибка из-за придания большей посылке всеобщего характера, к-рого она не имеет.

Fides quaerens intellectum(лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийский).

Figura dictionis(лат.) — неправиль­ное умозаключение, возникающее из-за смешения неск. значений слова.

Filioque(лат.) — и сына. Догмат рим.-католич. церкви, признающей, в отличие от вост. церкви, исхожде-ние св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына.

Flatus vocis(лат.) — колебание го­лоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.

Fons vitae(лат.) — источник жизни (бог). Лат. название пантеистич. произв. Ибн Гебироля (Авицебро-на).

Formaliter(лат.) — но форме, фор­мально.

Fundamentum divisionis(лат.) — ос­нование разделения.

Furioso eroico(итал.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).

Für sich(нем.) — для себя. «Для-се-бя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая в-себе-бытие (см. An sich), раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе своего существования снимающая противопоставление себя другому.

G

Geistesgeschichte(нем.) — история духа. История культуры как исто-

рия духовных образований (Диль-тей).

Geisteswissenschaften(нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).

Gemeinschaft und

Gesellschaft(нем.) — община и общество; про­тивопоставление органич. (община) и механич. (общество) типов чело-веч. отношений (Ф. Теннис).

Genus(лат.) — род.

Genus proximum(лат.) — ближай­ший род (для данного вида).

Genus remotum(лат.) — отдалённый род.

Gestalt(нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальтпси-хологии.

Globus intellectuais(лат.) — уни­версум человеч. знаний.

Γνώοι σεαυτόν (gnö'tlii seauton) (греч.) — см. Познай самого себя. Γνώσις (gnösis) (греч.) — знание. Также — учение гностицизма.

Gotheit(ср.-верх.-нем.) — божест­во. Экхарт различает в боге Go­theit — божество как абсолют и

Got— первое обособление божест­ва, бог как личность. Различение восходит, по-видимому, к Жильберу Порретаискому.

Grenzbegriff(нем.) — предельное по­нятие. Марбургская школа нео­кантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предель­ное понятие) процесса логич. опре­деления объекта.

Grenzsituation(нем.) — погранич­ная ситуация. См. Ясперс; Экзи­стенциализм.

H

Habitus(лат.) — состояние, положе­ние, свойство; внешний облик; обык­новение.

Habitus naturae(лат.) — природное свойство.

Habitus animi(лат.) — характер, ду­шевный склад.

Haecceitas(лат.) — «этость». Тер­мин Дунса Скота, подчёркивающий несводимость единичного существо­вания к сущности (ср. Quidditas).

Harmonia praestabilita(лат.) — см. Предустановленная гармония.

Harmonie preetablie(франц.) — см. Предустановленная гармония.

'Εν και πάν(hen kai pan) (греч.) — всё и единое. См. Всеединство.

'Έτερον (heteron) (греч.) — см. Иное.

'Όλος(holos) (греч.) — целый. Це­лостность.

Homme naturel — homme civil(франц.) — человек естественный — человек-гражданин. Противопостав­ление Руссо.

Homo(лат.) — человек.

Homo creator(лат.) — человек-тво­рец.

Homo faber— человек-ремесленник.

Homo homini lupusest (лат.) — чело­век человеку — волк (Плавт).

Homo liber(лат.) — человек сво­бодный (Спиноза).

Homo ludens(лат.) — человек играю­щий (Хейзинга).

Homo mensura omnium rerum(лат.)— человек — мера всех вещей. Прин­цип восходит к Протагору. Homo pictor(лат.) — человек-ху­дожник (творец образов).

Homo sapiens(лат.) — человек ра­зумный (Линией).

Homo sum, humani nihil a me alie-num puto(лат.) — я — человек, нич­то человеческое мне не чуждо (Те-ренций).

Homo viator(лат.) — человек-пут­ник (Марсель).

Horror vacui; fuga vacui(лат.) — боязнь пустоты; избегание пустоты. По Аристотелю — одно из свойств природы.

Humaniora(лат.) — гуманитарные науки и знания.

Humanitas(лат.) — человечность, гуманность, культура.

'Ύλη (hyle) (греч.) — материя, ве­щество, материал.

I

Ichheit(нем.) — «яйность», «ячест­во». «Я» как принцип; как осново­положение (Бёме, Фихте).

Ichts (нем.) — слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»). В фило­софии Бёме — принцип, разделяю­щий божеств. единство.

Id(лат.) — оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ.

'Iδι???а(idea) (греч.) — идея. См. Эйдос.

Idea dubia(лат.) — сомнительная идея.

Ideae innatae(лат.) — врождённые идеи; см. Врождённое знание.

Idem per idem(лат.) — то же через то же. Логич. ошибка в определении.

"Ιδιον(idion) (греч.) — собствен­ное. Неотделимый признак.

Idola fori(лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью, условностью, образностью обы­денного словоупотребления (Ф. Бэ­кон).

Idola specus(лат.) — идолы пеще- · ры. Заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

Idola theatri(лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэ­кон) .

Idola tribus(лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные ро­довой ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

Ignorabimus (ignoramus et ignorabi-mus)(лат.) — не узнаем (не знаем и не узнаем). Указание на предел в познании того или иного явле­ния.

Ignorantia non est argumentum(лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской юриспруден­ции.

Ignoratio elenchi(лат.) — неведение довода. Логич. ошибка, при к-рой

доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть опровергнуто.

Ignotum per ignotum(лат.) — неиз­вестное через неизвестное. Ошибка в объяснении или рассуждении.

Illiquidum(лат.) — неочевидное.

Impetus(лат.) — побуждение, стрем­ление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской механике — «приоб­ретённая сила». У Гассенди — свой­ство атомов.

Implicite(лат.) — см. Explicate — implicite.

In abstracto(лат.) — отвлечённое.

I n actu(лат.) — см. Actu.

In adjecto(лат.) — в определении.

In aeternum(лат.) — в вечности, навечно.

Incerta incertibus(лат.) — (доказы­вать) недостоверное недостоверным.

Incompossibilitas(лат.) — несовме­стимое с возможным (Дунc Скот).

In concrete(лат.) — в определ. слу­чае; в действительности.

In corpore(лат.) — в совокупности.

Individuum est inet'fabile(лат.) — неделимое есть невыразимое. Схола-стич. тезис.

In dubio(лат.) — под сомнением.

Influxus physicus(лат.) — физич. влияние. Обозначение взаимодейст­вия души и тела у Декарта и окка­зионалистов.

In infinitum(лат.) — в беспредель­ное, без конца.

Innerlichkeit(нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, со­кровенная сущность.

In potentia(лат.) — в возможности.

In re(лат.) — в реальности; в ве­щах.

In statu nascendi(лат.) — в состоя­нии зарождения.

Intellectus agens(лат.) — разум деятельный. См. Νους ποιητικός.

Intellectus archetypus(лат.) — ин­теллект, понятия к-рого являются не отображениями, а первообразами предметов (archetypa). Непосредст­венно созерцающий, божеств. рассу­док (Кант).

Intellectus ectypus(лат.) — интел­лект, понятия к-рого являются лишь отображениями (ectypa) предметов. В философии Канта — человеч. рассудок.

Intentio(лат.) — направленность, стремление, усилие. См. Интенционалъностъ.

Intentio animi(лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схо-ластич. психологии, восходящий к Августину.

Intentio prima(лат.) — направлен­ность мысли на объект, создающая предмет познания или познаваемый образ. Схоластич. термин.

Intentio secunda(лат.) — направлен­ность мысли на объект, создающая понятие познаваемого предмета, вкладывающая в него смысл. Схола­стич. термин.

Intuitus mentis(лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция.

In vestigio(лат.) — см. Per vesti­gium.

Ipse dixit(лит.) — сам сказал. См. Λυτός εφα.

Ipso facto(лат.) — самим фактом.

J

Jenseits(нем.) — потустороннее.

Jenseits von Gut und Böse(нем.) — по ту сторону добра и зла (Ницше).

Juxtapositio(лат.) — рядоположение (в противоположность соподчине­нию).

К

Καιρός(kairos) (греч.) — надлежа­щая мера; благоприятный момент; удача; выгода.

Καλοκαγαθία(kalokagathia) (греч.) — идеал физич. и нравств. совершенст­ва. См. Калокагатия. Κατάληψις (katälepsis) (греч.) — постижение; восприятие.

Κατ' εξοχήν(kat'exochen) (греч.) — по преимуществу; прежде всего.

Κάβαρσις (katharsis) (греч.) — см. Катарсис.

Κένωσις (kenösis) (греч.) — опу­стошение. В эллинистич. филосо­фии и вост. патристике — похож­дение бога в мир, творение мира.

Κήρυγμα(kerygma) (греч.) — из­вещение, проповедь, кернгма.

Κοιναί εννοιαι(koinäi ennoiai) (греч.) — общие убеждения. Поня­тия, непосредственно почерпнутые из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики).

Κόσμος νοερός(kosmos noeros) (греч.) — космос мыслящий (интел­лектуальный). В неоплатонизме — бытие, жизнь и мышление, воспроиз­водящие мир идей.

Κόσμος νοητός (kosmos noetos) (греч.) — космос мыслимый (интел­лигибельный). В неоплатонизме — мир самодовлеющих идей, прообра­зов.

L

Laissez faire, laissez aller(франц.) — позволять действовать, позволять идти (своим ходом). Лозунг физио­кратов. Λάβε βιώσας(läthe biosas) (греч.) — живи незаметно (Эпикур).

Lato sensu(лат.) — в широком смысле.

Lebenswelt(нем.) — жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначаю­щий взаимосвязь дорефлексивных очевидностей и уверенностей.

Lex (lex naturalis)(лат.) — закон (естественный закон).

Liaison universelle(франц.) — все­общая связь (Лейбниц).

Liberum arbitrium(лат.) — свобода выбора.

Libido(лат.) — влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ).

List der Vernunft(нем.) — хитрость разума (мирового). Несовпадение индивидуальных целей и объективных результатов, для достижения к-рых мировой разум как бы ис­пользует частные цели людей (Ге­гель).

Λόγοι σπερματικοί(logoi sperma-tikoi) (греч.) — семенные логосы. «Осеменяющие» мир идеи, из к-рых прорастают космич. связь и инди­видуальные существования (стоики, Плотин).

Λόγος(logos) (греч.) — см. Логос. Λόγος ένδιάβετος (logos endiathe-tos) (греч.) — слово внутреннее. Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Алек­сандрийский).

Λόγος προφορικός (греч.) (logos propliorikos) — слово произносимое. Речь изустная, звучащая (стоики). У Филона Александрийского—логос, исходящий из бога; также — λόγος προφατικός (logos prophatikos).

Lumen (naturale и supranaturale)(лат.) — свет (естественный и сверхъ­естественный). Цицерон о естеств. свете разума. По Августину, полно­та знания достигается благодаря из­лучаемому богом сверхъестеств. све­ту, дополняющему естеств. свет.

М

Man(нем.) — неопределённо - лич­ное местоимение. У Хайдеггера — мир безликого неистинного сущест­вования.

Materialiter(лат.) — материально, в отношении материи.

Materia primo prima(лат.) — пер­вая материя первого рода. Чистая возможность всего (Дунс Скот).

Materia secundo prima(лат.) — пер­вая материя второго рода. Безраз­личный субстрат любой формы (Дунс Скот).

Materia tertio prima(лат.) — пер­вая материя третьего рода. Субстрат определ, формы (Дунс Скот). Materia secunda(лат.) — вторая ма­терия. Оформленные тела (Дунс Скот).

Medicina mentis(лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).

Mens (лат.) — дух, разум, ум.

Μη öv (me on) (греч.) — небытие. Иногда — относит. небытие, «ещё не бытие». Ср. Ουκ όν. Μετάβασις εις άλλο γένος(metäbasis eis ällo genos) (греч.) — переход в другой род. Логическая ошибка. Μίμεσις(mimesis) (греч.) — ми-месис. См. в ст. Подражание.

Modus operandi(лат.) — способ дей­ствия.

Modus probandi(лат.) — способ до­казательства.

Modus vivendi(лат.) — способ суще­ствования. ,

Μονή(mоne); Μονή—πρόοδος—επιστ­ροφή (топе — proodos — epislrophg)

(греч.) — пребывание; пребывание — похождение — возвращение. У Прок-ла — моменты триады: пребывающее в себе единство — переход его во множество — возвращение единства к себе.

Moral insanity(англ.) — моральный недуг.

Moralsense (англ.) -- нравстн. чув­ство.

Mundus (intelleglbilis, sensibilis)(лат.) — мир (умопостигаемый, ощу­щаемый).

Μυστήριον(mysteriou) (греч.) — ми­стерия, таинство.

N

Natura naturans (naturata)(лат.) — природа творящая (сотворённая). Термины лат. пер. комм. Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её по­рождения.

Natura non facit saltus(лат.) — при­рода не делает скачков. Выражение встречается в «Философии бота­ники» Линнея; принцип философии Лейбница.

Natura rerum(лат.) — природа ве­щей; вселенная.

Nervus probandi(лат.) — нерв дока­зательства. Основной аргумент.

Nego(лат.) — отрицаю. Термин, обо­значающий отрнцат. суждения. Пер­вой гласной E обозначают общеот-рицат., второй О — частноотрицат. суждения (ср. Affirmo).

Nexus causalis(лат.) — причинная связь.

Nexus effectivus(лат.) — действи­тельная, причинная связь (Кант).

Nexus finalis(лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант).

Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu... (nisi inlel-lectus ipse)(лат.) — нет ничего в ра­зуме, чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходя­щий к Аристотелю. Локк проти­вопоставляет его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц до­полняет тезис: ... кроме самого ра­зума.

Nihil humani mihi alienum(лат.) — см. Homo sum.

Nisus formativus(лат.) — усилие формирующее (см. Александер).

Νόημα(noema) (греч.) — мысль. См. Ноэсис и ноэма.

Νόησις(noesis) (греч.) — мышле­ние.

Νόησις νοήσεοίς(noesis noeseos) (греч.) — мышление мыслящее (само себя). У Аристотеля — перводви-гатель.

Νόμος(поток) (греч.) — см. Номос и фюсис.

Nonesse (лат.) — небытие.

Non finilo(лат.) — неопределён­ность, беспредельность.

Non liquet(лат.) — не ясно.

Non plus ultra (пер plus ultra)(лат.) — непревзойдённое, крайний предел.

Non sequitur(лат.) — не следует.

Nosce te ipsum(лат.) — см. Познай самого себя.

Notio(лат.).— понятие.

Notiones communes (notitiae commu­nes)(лат.) — общие понятая. Спи­ноза противопоставляет эти формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обоб­щениям.

Notiones disparatae(лат.) — несрав­нимые понятия.

Nudis verbis(лат.) — голословно, бездоказательно.

Numen(лат.) — божество; божест­венное (вообще).

Νους (mis) (греч.) — ум. См. Нус.

Νους παθητικός(nus pathetikos) (греч.) — ум, претерпевающий, пас­сивный. У Аристотеля — ум, воз­никающий u погибающий вместе с телом.

Νους ποιητικός(mis poietikos) (греч.) — ум творящий. Термин Ари­стотеля.

О

Наши рекомендации