Понятие о догматическом православном христианском богословии и догматах.
Рассмотрим название предмета, который мы будем изучать – православное христианское догматическое богословие.
1) Первое слово, входящее в названии изучаемого предмета – православное. Что такое православие? Православие (греч. ὀρθοδοξία «ортодоксия») происходит от соединения двух греческих слов: ὀρθός — прямой, правильный + δόξα — мнение; и означает как «правильно мыслящий» (о предметах веры), «правильно славящий» (Бога), «правильно верующий». В христианстве «ортодоксия» предполагает неуклонное следование догматам веры и основам вероучения.
В изучаемом нами предмете слово «православное» означает то, что его изложение ведется в духе и под руководством Православной Церкви.
2) Второе слово, входящее в названии изучаемого предмета – христианское означает то, что изучается в данном курсе богословие христианское а не какое-либо другое (исламское иудейское, протестантское, сектантское и т.д.).
3) Третье слово, входящее в названии изучаемого предмета – догматическое. Это означает то, что в данном курсе изучаются догматы христианского вероучения.
Что такое догмат? Рассмотрим эволюцию самого понятия догмата. Само слово «догмат» (греч. dоgma)происходит от греческого глагола doktin, который в инфинитиве звучит как "докейн" или "докин", в зависимости от транскрипции древнегреческих слов по Рейхлину, либо по Эразму Роттердамскому. Слово "докейн" буквально означает «думать», «считать», «полагать», «представлять», может иметь также значение «верить»2.
Первоначально, ещё в дохристианскую эпоху, под словом «догмат» понималось – «то, что кажется хорошим».
С развитием античной греческой философии под понятием «догмат» стали понимать философские аксиомы, т.е. постулаты, не требующие доказательств, на которых строится философская система. Естественно, что в разных философских школах были разные догматы.
Например, Платон в своем известном труде, который назывался "Государство", называет догматами правила и нормы, которые относятся к человеческим понятиям о справедливости и о прекрасном. Сенека этим же термином обозначал основы нравственного закона, которому должен следовать каждый человек.
Вместе с этим, поскольку этот термин содержит в себе некий оттенок обязательности, им стали обозначать постановления высшей государственной власти (законы государственной власти).
Авторы книг Священного Писания также использовали данный термин и понимали под ним одновременно как законы (указы) государственной власти, так и постановления церковной власти.
Например, апостол Лука в Евангелии от Луки словом «догма» назвал указ кесаря Августа Октавиана о проведении переписи в восточных провинциях Римской империи (Лк. 2, 1), а в книге Деяний Постановления первого Иерусалимского Апостольского Собора названы «ta dogmata», т. е. множественное число от «dogma» (Деян. 16, 4).
В отличие от апостола Луки, апостол Павел в посланиях к Колоссянам (Кол. 2, 14) и Ефесянам (Еф. 2, 15) под словом "догмат" понимал христианское учение во всей полноте, т.е. все, что связано с христианской верой и практикой.
Именно такое понимание в Церкви закрепилось во II, III и начале IV веков. В Павловом смысле этот термин употреблялся священномучеником Игнатием Антиохийским, священномучеником Иустином Философом, Климентом Александрийским и Оригеном.
Изменение смысла этого термина происходит в IV веке, когда некоторые отцы, стремясь систематизировать христианское учение, начинают проводить различия между вероучительными и нравоучительными истинами. В результате термин "догмат" закрепляется за истинами вероучительными. В IV веке мы встречаем это различие у свт. Кирилла Иерусалимского, у свт. Григория Нисского и на рубеже IV—V вв. у свт. Иоанна Златоуста. Все они называли догматом только то в Откровении, что относится к области веры, а не нравственности.
В дальнейшем объем этого понятия был еще более редуцирован, и в последующие века под догматами стали понимать исключительно те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и Вселенскими же Соборами утверждались.
Теологичность - отражает содержание догматических истин. Из всех христианских истин догматами называют только те, которые содержат учение о триедином Боге и отношении Его к миру и разумно-свободным существам, особенно к человеку. Все другие богооткровенные истины, как например истины нравственные, или заповеди, истины обрядовые, канонические, исторические и т.п., не являются догматами веры, но каждый христианин должен их полностью признавать. Догматы как вероучительные истины, как истины веры были изложены Церковью в Символе веры, который начинается словом "Верую".
Богооткровенность - указывает на происхождение и источник познания о Боге, Его отношение к миру. Все христианские догматы - это истины богооткровенные, т.е. истины, которые Сам Бог открыл людям однажды и навсегда в необходимой для спасения людей полноте; это слово Самого Бога к людям, почему отцы Церкви и называют их "догматами Иисуса Христа", "догматами евангельскими", догматами божественными"3. Именно богооткровенностью христианские догматы отличаются от вероучительных истин нехристианских религий и от различных философских учений. Истины или учения, которые отсутствуют в Откровении, не являются и не могут быть догматами веры.
Церковность - говорит о способе определения и сохранения догматов. Только Церковь Христова - "столп и утверждение истины"(1Тим.3,15) - может признать за известными истинами значение догматов, и она же, Церковь, как Учительница веры предлагает эти безусловные и неизменные (Мф.5,18; 2Кор.1,19-20) истины веры в качестве догматов своим членам. Любой отдельный человек, как не обладающий всецелым знанием, легко может ошибиться или не понять той или иной богооткровенной истины или не чувствовать уверенности в правильности своего понимания этой истины. Именно Православная Христова Церковь неизменно хранит и непогрешимо истолковывает содержание веры, являясьгарантом неповрежденности истин веры критерием истинного познания вероучения отдельными людьми. Поэтому догматы нередко называли в древности "догматами Церкви", "словами Церкви".
Законообязательность - определяет отношение к сознанию отдельного верующего. Догматы как богооткровенные истины, определяемые Вселенской Церковью при содействии Святого Духа, преподаваемые Ею от имени Святого Духа во имя Христово, имеют значение правил веры или законов, безусловно обязательных во всей своей совокупности и подлинном смысле для всех верующих и для отдельного христианина. Общеобязательность является следствием того, что догматы представляют собой внутреннюю жизненную норму, или жизненные начала, которые определяют, дают силы и сохраняют духовную жизнь и целостность как всей Церкви, так и отдельного верующего. Поэтому Слово Божие запрещает даже малейшее уклонение от чистоты христианского учения или изменение его: "Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал.1,8)4.
На основании вышеизложенного можно сформулировать понятие о догматах. Догматы – это богооткровенные истины, содержащие в себе учение о триипостасном Боге и Его отношении к сотворенному Им миру, и особенно к человеку, определяемые, хранимые и преподаваемые Православной Церковью как непререкаемые, неизменные и обязательные для всех верующих правила веры.
4) Последнее слово, входящее в названии нашего предмета – богословие (θεολογία, состоит из двух простых греческих слов: θεός — Бог и греч. λόγος — слово, учение, наука).
В Древней Греции словом «богословие» назывались:
1) мифологические сказания о богах;
2) раздел философии Аристотеля (ум. 322 до Р.Х.) - “первая философия”, в которой излагалось «учение о божественном» (Метафизика, кн.6, гл.1);
3) Собственно тех людей, которые учили о богах, называли богословами;
В христианстве, несмотря на то, что слово «богословие» в Священном Писании нет, со II века оно начинает встречаться в церковном употреблении. Первым слово "богословие" ввел в христианский лексикон апологет второй половины II века Афинагор Афинский. Этим термином он обозначил учение о Святой Троице. Окончательно закрепилось это слово в христианском словаре несколько позднее, в основном благодаря александрийской богословской школе, таким ее представителям как Климент Александрийский и, в особенности, Ориген (1,1).
В последующее время это слово стало употреблятся в творениях многих учителей и отцов Церкви. Под этим термином понимали как учение о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения (о творения мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т. д.) относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (oikonomia) греч. — искусство управления домом; oikos — дом, nomos — закон), т. е. деятельности Бога в творении, Промысле и спасении мира.
Сегодня под богословием понимается совокупность религиозных наук, среди которых различают основное, сравнительное, нравственное, пастырское, но богословием в собственном смысле этого слова является догматическое богословие в котором раскрывается учение о божестве Бога Отца и Сына и Святого Духа.
Таким образом, православное христианское догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.
Однако можно сделать оговорку – под богословием понималось видение Святой Троицы…несколько слов о богословии (см.: Давыденков)