Последовательность развития премы
Краткое содержание этой книги можно изложить следующим образом. Самоотождествление, аханкара, имеет два аспекта: аханта (сознание своего «я») и маманта (сознание того, что мне принадлежит). С помощью гъяны преданный избавляется от обоих аспектов аханкары и достигает освобождения. До тех пор, пока эти два аспекта самоотождествления направлены на тело, дом и подобные материальные объекты (я есть тело, это мой дом и т.д.), душа пребывает в рабстве материальной энергии. «Я связан с Богом, я — слуга Бога. Я существую для того, чтобы служить Моему Господу, океану красоты и добродетели, и всем Его спутникам». Такое сознание, в котором душа отождествляет себя со слугой Господа (аханта) и считает Господа и Его преданных объектом своей любви (маманта), называется премой. Према не имеет ничего общего ни с материальной обусловленностью, ни с освобождением, и потому ее называют венцом всех целей человеческой жизни (пурушартха-чудамани),
Последовательность развития премы такова. Когда материальные аспекты аканты и маманты слишком сильны, преданный думает: «Я не желаю расставаться с наслаждением в материальном мире, но это не мешает мне служить Господу». Когда эта крохотная крупица веры зарождается в сердце человека и он помышляет о том, чтобы стать вайшнавом и служить Господу, его сознание в незначительной степени одухотворяется и джива становится способной нести преданное служение (бхактавадхикара). На стадии садху-санга одухотворение становится более глубоким, хотя сознание все еще преимущественно находится во власти материальной энергии. Затем, на стадии аништхита-бхаджана-крии, одновременно с появлением духовных качеств, в личности преданного в полную силу проявляются материальные качества. На стадии ништхи, одухотворение становится всеобъемлющим, а влияние материальных качеств до некоторой степени ослабевает. С появлением ручи, сознание преданного почти полностью одухотворяется, а аспекты материального сознания (я и мое), отходят на второй план. На стадии асакти духовные качества проявляются в полную силу, а материальные — лишь изредка. На стадии бхавы духовная природа достигает абсолютного развития, а от материальных аспектов остается лишь тень (абхаса). Это состояние можно сравнить с состоянием человека, только что пробудившегося ото сна[10]. На стадии премы духовные аспекты сознания становятся необычайно сильными, а материальное осквернение исчезает без следа.
Аналогичным образом, на начальных стадиях бхаджана-крии медитация на Господа кратковременна и смешана с мирскими образами и темами. На стадии ништхи медитация на Господа лишь изредка прерывается материальными мыслями (абхаса). На стадии ручи медитация становится непрерывной и свободной от материальных мыслей и образов. На стадии асакти медитация становится очень глубокой. На стадии бхавы преданный, едва начав медитировать на Господа, видит Его образ в своем сердце. А обретя прему, он может не только видеть Господа, но и вступать с Ним в непосредственное общение.
мадхурйа варидхех кршна
чаитанйад уддхатаи расаих
ийам дхиноту мадхурйа-
майи кадамбини джагат
«Пусть это облако сладкого нектара утолит жажду этого мира, пролив на него потоки расы, извлеченные из океана сладости Шри Кришны Чайтаньи».
Так заканчивается восьмая глава
«Мадхурья Кадамбини» Шрилы Вишванатхи Чакраварти,
Озаглавленная «Исполнение заветного желания».
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Вступление
Первый поток нектара
Превосходство бхакти
Мангалачарана
Абсолютная Истина — Шри Кришна
Причина бхакти — в самой бхакти
Независимость бхакти от кармы, гъяны и йоги
Превосходство бхакти над мукти
Второй поток нектара
Ступени бхакти
Растение бхакти
Пять видов клеш
Вера (шраддха)
Аништхита-бхаджана-крийа
(неустойчивое преданное служение)
Утсахамайи
Гхана-тарала
Вйудха-викалпа
Вишайа-сангара
Нийамакшама
Таранга-рангини
Третий поток нектара