Моо), либо оно носиттакже исторический характер, нооно,безусловно,фундаментально
Я. Шапл сопровождает утверждениео том, что "данное различие, существующееболее 2000 лет, выполняет очень важную упорядочивающую функцию в разрешении конфликтов", ссылкой насуждение М. Казера:"Противопоставление actio in
rem u actio in personam следует рассматриватькак естественное состояние"3.
Онтологически4дихотомию можно, по-видимому,вывести из принципиального несовпадения, нетождества человека и вещи(это отражено в одном из наиболее универсальныхюридических определенийвещи как всего,что не являетсячелове-
' В английском праве дуализм выражен слабее, как и вообще слабее определена система права.В. Ансон в своем классическом "Договорном праве" цитирует высказывание Блекстона о том, что договорное право скорее часть права собственности, которое едва ли говорит в пользу признания
дуализма, если только таковымне считать само различение договора и собственности.
Но слабоартикулированная система английского права и соответствующая ей теория, избегающая обобщений в силу свойственного протестантизму эмпиризма, позволяют обходить эту проблему в целом. Если, однако, когда-то окажется, что возможно выстроить обобщенную систему common law (обшсго права), то тогда едва ли удастся избежать ее двойственного расчленения, равнокак и дихотомии отдельных прав, если выводить ихиз такой системы.
2 См., напр..гл. IV частиVII "Договорного права" В.Ансона, названную "Вещные средства зашиты"(А/соя В. Договорное право.М-, 1984).
) ШоппЯ.Основы гражданского права Германии. М., 1996, С. 42.
4 Именноонтологически объясняет "делениегражданских прав на вещные и обязательственные" А.И. Бибиков, полагаяих основанием "материально-вещественное ограничение права собственности"миром вещей.(См. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по
российскому законодательству и международному праву: Материалыкруглого стола // Государство и право- 1998. № 8, С. 59).
ком, хотя перевернуть это определение, надо заметить, не удается)'.
Тогда отсутствие дуализма будет предполагать либо персо-нализацию вещи, либо овеществление личности — процесс, действительно наблюдаемый в истории и в общем совпадающий с периодом нерасчлененности прав.
Давление фактических, онтологических различий не может, однако, полностью объяснить специфику реально сложившихся форм и тем самым вытеснить заложенные в генезисе архетипы, оставаясь лишь последним доводом, восполняющим пробелы в фактическом материале.
Историческая сторона проблемы нередко приобретает форму обсуждения приоритета или субординации вещных и обязательственных прав, причем как исходное часто принимается утверждение, что "право собственности — право первостепенное, господствующее над всеми другими имущественными правами"2. Общепринятый взгляд на приоритет, пожалуй, высказан Г.Ф. Шершеневичем: "Момент появления в истории права обязательственных правоотношений представляется значительно позднейшим в сравнении с моментом возникновения вещных правоотношений".
И действительно, обращение к системе права позволяет предположить, что вещные права предшествуют обязательственным (личным). Однако трудно понять, является ли это обстоятельство случайным, повторяя лишь не вполне, впрочем, строгий порядок изложения, принятый некогда в преторском эдикте (и предопределивший систему его комментариев классическими юристами)3, или просто удобным для понимания (но ведь удобство означает уже имеющуюся, возникшую вне права логику развертывания понятий).
' Действительно, нельзясказать, что человек — это все, что не является вещью. Такая необратимость повидимости симметричного высказывания объясняетсятем, что в первом случаеуказанием на вешь определение относится кмиру вещей —и тогдачеловек выступает телесным образом (отсюдапроистекает известная юридическая проблемаправа собственности на тело и органы, находящаяся под понятным в данномконтексте подозрением в бесчеловечности), а вовтором, когда высказывание имеет посылкой невещь, а человека, обнаруживается, что раз сущностью человека не является его телесность, то и все определениедолжно разворачиваться в мире идеального, т.е. поопределению невешного. Такое несовмещение сфербытия веши и лица — не только постоянная логическая трудность,но и отражение, проявление указаннойдихотомии.