Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
Раздел 1. Введение в курс философии
Тема 1.1. Философия как социокультурный феномен
Раздел 2.Философия в исторической динамике культуры. Исторические типы философии
Тема 2.1. Философская мысль Древнего Востока.
Тема 2.2. Античная философия
Тема 2.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
Тема 2.4. Философия эпохи Ренессанса.
Тема 2.5. Самоопределение философии в новоевропейской культуре.
Тема 2.6. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.
Тема 2.7. Немецкая классическая философия.
Тема 2.8. Становление и основные стратегии развития постклассической философии.
Тема 2.9. Основные стратегии развития неклассической западной философии в XX в.
Тема 2.10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия.
ЧАСТЬ 2
Раздел 3. Философия бытия
Тема 3.1.Метафизика и онтология
Тема 3.2. Философия природы
Раздел 4. Философская антропология
Тема 4.1. Проблема человека в философии и науке
Тема 4.2. Сознание человека как предмет философского анализа
Раздел 5. Теория познания и философия науки
Тема 5.1. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
Тема 5.2. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
Раздел 6.Социальная философия
Тема 6.1. Природа социальной реальности и основные стратегии ееисследования в философии
Тема 6.2.Философские проблемы социальной динамики
Тема 6.3. Философия культуры
Раздел 7. Заключение.
Тема 7.1.Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI в.
Литература
Приложения:
Приложение 1. Глоссарий
Приложение 2. Контрольные тесты
ВВЕДЕНИЕ
Данное методическое пособие написано на основе базового образовательного стандарта по философии (Философия: типовая учебная программа для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования РБ 15 апреля 2008г.). Настоящее пособие адресовано студентам всех форм обучения и специальностей, изучающим философию в БФ БГЭУ. Оно является вспомогательным методическим средством и призвано упорядочить и систематизировать самостоятельную работу по изучению философии. Пособие не может заменить лекционный теоретический курс философии, практические семинарские занятия равно, как и не может заменить собой учебник. В пособии сформулированы основные темы курса, выделены главные проблем и вопросы, составляющие в совокупности программу данного курса, даётся краткое изложение ключевых теоретических положений, приводятся вопросы для подготовки, контрольные вопросы, упражнения и задачи, тесты для самоконтроля. К каждой теме дан краткий глоссарий основных философских терминов и понятий.
Настоящее пособие состоит из двух частей. Первая часть содержит материал по истории философии начиная от философии Древнего Востока и до Новейшей истории. Во второй части раскрывается содержание основных разделов философии.
Учитывая особую роль философии в формировании мировоззрения личности, ее общей культуры, выработке активной гражданской позиции, изучение этого курса должно носить систематический, непрерывный характер, где значительное место занимает самостоятельная работа студента. Это предполагает использование студентами современных инновационных образовательных технологий, где акцент делается на компетентностном подходе. Наряду с использованием традиционной учебной литературы, следует использовать возможности современных электронных информационных систем и технологий, систему поиска информации в Интернете и другие возможности.
В изучении философии важную роль играют упражнения, учебные задачи и тесты, выполнение которых поможет студентам активно усвоить курс и тем самым повысить общую культуру мышления, развить свой интеллектуальный потенциал, что будет способствовать применению полученных знаний в практической деятельности.
Настоящий учебный материал одобрен кафедрой общественных дисциплин и права 25 июня 2009 года (Протокол № 10) и рекомендован к использованию в учебном процессе.
Раздел 1. Введение в курс философии
Тема 1.1.Философия как социокультурный феномен
Вопросы для подготовки
1. Возникновение философии и ее предмет.
2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
3. Структура философского знания.
4. Социальные функции философии.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:
ФИЛОСОФИЯ, ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ, МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ, ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
ФИЛОСОФИЯ. Сам термин «философия» происходит от двух греческих слов «филео», что значит «любовь» и «софия» - «мудрость», то есть слово «философия» буквально можно перевести как «любовь к мудрости». Существует мнение, что термин «философия» впервые стали употреблять древнегреческий философ и математик Пифагор и его ученики. До них в обиходе были термины «софия» (мудрость) и «софист» (мудрец). Сегодня в понятие «философия» вкладывают другое содержание, причем на разных этапах развития философии это содержание изменялось. В самом общем виде философия это система знаний о мире в целом, о человеке, об отношении человека к миру.
1.1.1. Возникновение философии и ее предмет.
Когда, где, из чего? и почему возникает философия?
Философия как особая система знания возникает более 2,5 тыс. лет назад (VII-VI в.в. до н.э.) в трех основных очагах мировой культуры (Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Греция). Первобытное общество не знает философии – это продукт развития рабовладельческого общества. До философии представления о мире носили мифологический характер. Предшественницей философии была мифология. Из мифологии возникла предфилософия, а из нее, собственно, философия.
Возникновение философии не случайно. Ее появление было обусловлено соответствующими условиями и потребностями. Главными из них являются: отделение умственного труда от физического, накопление определенного количесества мыслительного материала (суммы теоретического знания о мире, о человеке) и, вместе с тем, появилась потребность нового объяснения мира и человека, отличающегося от мифологического.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. Под предметом философии понимают то, на что направленно философское знание, То есть предмет философии это ответ на вопрос: «Философия – это знание о чем»? Ответ на этот вопрос связан с определенными трудностями. Дело в том, что предмет философии исторически изменялся. На разных этапах развития философии в центре ее внимания находились разные предметы. Первоначально в сферу интересов философии была включена вся сумма теоретических знаний, то есть предмет философии чрезмерно расширялся. Философия в этом случае понималась, как «наука наук», как «мать наук». Другая крайность – чрезмерное сужение предмета философии, как, например, философы-позитивисты ХIХ века, которые считали, что у философии нет особого предмета. Философы занимаются псевдопроблемами
По существу обе крайние позиции лишены основания. Действительно, философия не является наукой наук. С другой стороны, философия всегда имела вполне определенный предмет, не смотря на то, что он исторически изменялся. В античности предметом философии выступал «космос», то есть внешний по отношению к человеку мир. В средние века предметом философии становится Бог. В эпоху Возрождения предметом философских размышлений становится природа, человек, искусство. В Новое время в центре философии оказались проблемы познания, науки. Таким образом, философия как бы искала свой особый предмет в разных направлениях.
Сегодня, обобщая исторический опыт философии, можно утверждать, что предметом философии является мир в целом, человек, отношение человека к миру.
Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ. В широком смысле слова под мировоззрением понимают общий взгляд на мир и место в нем человека. Мировоззрение это целый духовный комплекс, имеющий сложную структуру. В нем можно выделить: знания, убеждения, идеалы, оценки, цели, нормы, принципы, традиции и т.д. В мировоззрении выделяют и вертикальные структуры, то есть уровни – мироощущение, мировосприятие, миропонимание, в зависимости от того на каком уровне и какими средствами отражается мир.
Мировоззрение понятие историческое, изменяющееся, поэтому можно говорить об исторических типах мировоззрения. Традиционно выделяют мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское и практически обыденное. Таким образом, философию можно определить и как особый вид мировоззрения, возникающий на определенном этапе развития духовного опыта человека, Философское мировоззрения является, по сути, стержнем всего мировоззренческого комплекса человека, оно играет важную роль в ориентации человека, его жизненной позиции, формирует его отношение к миру, другим людям, к самому себе.