Ортодоксальные (не признающие авторитета Вед) и ортодоксальные
(полностью признающие его). Неортодоксальные школы – джайнизм,
буддизм, чарвака, локаята;ортодоксальные– веданта, миманса,
санкхья, йога, вайшешика, ньяя.Обратим внимание на главные идеиэтих школ.
■ Согласно онтологии джайнизма, существуют пять субстанций:
материя, время, пространство, покой, движение. Материя состоит изчетырех элементов: земли,воды,огня,воздуха. Кроме того, каждое живое существо имеет душу. Душа привязана к материи некоей тончайшей мате-
риальной оболочкой. Задача человека–достигнуть освобождения. Для этого нужно разъединить душу и материю. Путь к этому – правильнаявера, правильное познание и правильное поведение.Основным в джай-
низме является познание (от обычного к ясновидению и телепатии), не-обходимость соблюдения пяти обетов, особенно обета непричинения вре-да живому – ахимса.
■ Основателем религиозно-философского уче-ния – буддизма – стал, согласно легенде, принц
Сиддхартха Гаутама (Будда, 560–483до н.э.).Со-
гласно буддизму, в этом мире все имеет конец, все преходяще, все изменяется, поэтому нет никакой гарантии достижения чувства спокойствия, удовле-творения, благополучия и, избавления человека от страданий. Согласно закону кармы (закон причин-ности. Предопределенность судьбы и воздаяние за
поступки), душа будет перевоплощаться из тела в тело, в зависимости от выполнения дхармы (закона, норм поведения определенной касты) своей варны (касты). Соблюдение моральных норм в поступках ведут к очище-нию, к «улучшению» кармы. Однако страдание все равно остается. Буд-дизм предлагает план личного совершенствования, целью которого яв-ляется нирвана.
В буддизме сосуществуют множество разнообразных концепций, в которых можно выделить некоторые общие идеи. Прежде всего, это идея «срединного пути». Согласно ей, нужно избегать крайностей (в том числе
и аскетизма). Центральным пунктом буддизма является признание «че-
тырех благородных истин»и«восьмеричного пути». «Благородные истины» гласят.
– жизнь в мире полна страданий;
– существуют причины страданий – желание обладать невечным, преходящим;
– можно прекратить страдания, если найти его причины;
– существует путь, ведущий к прекращению страданий – «восьме-ричный путь» избавления от страданий.
«Восьмеричный путь» включает: правильные взгляды, правильную решимость преобразовать жизнь, правильную речь, правильное поведение
и т. д.
В итоге наступает нирвана – великое освобождение, особое состоя-ние, в котором происходит угасание страстей, а вместе с ними и страда-ний. Нирвана освобождает от «цепи перерождений» (сансары). Так буд-
дизм утверждает всеобщий закон причинности, развивает учение о все-общем изменении, о душе как некоторой последовательности психиче-ских состояний и другие.
■ Материалистические тенденции в философии Древней Индии представлены в школах чарвака и локаята.
Исходя из того, что единственный надежный источник познания –
чувственное восприятие, локаятики отрицали существование богов,
переселение души, судьбу и т. п., поскольку все это выходит за пределы восприятия. Душа человека есть результат особой комбинации матери-альных элементов, на которые она распадается после смерти человека.
Чарваки утверждали,что в жизни человека сочетаются страдания и наслаждения и следует стремиться к максимуму наслаждений,но на ос-нове духовной дисциплины.
■ Самая влиятельная из ортодоксальных школ – санкхья (с санскри-та «санкхья» переводится как «совершенное знание»).
В онтологии последователи санкхья исходят из того, что «ничего не может возникнуть из того, что не существует». Это означает, что любое следствие существует в причине (в потенциальном виде). У мира в целом есть первооснова–пракрити. Пракрити выступает в двух формах:вьякта (проявленная) и авьякта (непроявленная). Авьякта – это некий принцип материальности, возможность всех вещей; вьякта – это природа, совокуп-ность существующих вещей. В пракрити есть три гуны: саттва (блестя-щее, освежающее, легкое), раджас (деятельное, стимулирующее), тамас (пассивное и страдательное). В непроявленной материи гуны находятся в равновесии, с его нарушением образуются конкретные явления.
Наряду с пракрити, как утверждает санкхья, существует пуруша – чистый дух, сознание как таковое. Эволюция Вселенной начинается с контакта пуруши с пракрити и движется в двух направлениях – психиче-ском (появляются органы чувств,органы действия,ум человека)и физи-ческом (возникает эфир,воздух,свет и т.д.).
В школе санхья рассматривается проблема страдания человека вэтом мире.Люди стремятся избегнуть страданий,погружаясь в деятель-ность, творчество. Однако искусство, ремесло и т. д. приносят лишь вре-менное облегчение. Следует понять, что страдания существуют из-за не-ведения, из-за отсутствия у людей совершенного знания. Чтобы избежать страдания, надо выяснить, в чем заключается истинное «Я». Обычно «Я» понимается как тело и чувства, ум и интеллект. На самом деле «Я» – это
чистое сознание, вечный и бессмертный дух.Когда человек это поймет,
то истинное «Я» перестанет подвергаться превратностям тела и души, ос-вободится от страстей, будет спокойно существовать в самом себе. А в мировом процессе, когда пракрити осознает свою истинную природу, эволюция прекратится. Тем самым, санкхья видела путь избавления от страданий в приобретении «совершенного знания».
■ Школа йоги, несмотря на идейную близость к школе санкхья, при-зывает к ограничению деятельности ума. На это нацелен «восьмерич-ный путь» йоги, предусматривается воздержание от грехов, дисциплина тела и ума, сосредоточение и т. п. Йога решает проблему «освобожде-ния» на пути отказа от связей с внешним миром,самоуглубления и отказаот обычного мышления. При устранении аффектов мудрец достигает ос-вобождения еще при жизни.
■ В школе вайшешика подчеркивается, что коренной причинойстрадания является незнание.Нужно знать характеристики мира,по-нимать цикличность существования его, судьбу – «адришта», – как пер-воосновы созидания и разрушения.
■ В школе ньяя на первом плане стоят вопросы познания, его источ-
никах, отличие истинного познания от ложного. Анализируются ошиб-
ки в логических рассуждениях, рассматриваются разновидности спора.
■ В школе миманса комментируются и разрабатываются предписания ритуалов, развивается учение о пяти источниках правильного познания.
■ Веданта («веданта» –«завершение Вед»)утверждает,что един-ственная истинная реальность –духовное начало,Брахман, который тво-рит ум и материю. Человек состоит из тела и души, подлинная реаль-ность – душа (Атман) как своего рода проекция Абсолюта (Брахмана) на человеческую личность. Обычно человек способен понять нечто телесное, конечное; душа ошибочно связывает себя с телом. Но есть другая воз-можность. Поскольку Атман – творение Брахмана, то самопознание при-ближает человека к познанию Абсолюта. Нужно осознать тезис: «Ты есть То», где «То» – имя Брахмана, а «Ты» – Атман. Когда наступает мистиче-ское слияние Атмана с Брахманом, происходит освобождение.
Таблица 8 | |
Философские школы (даршаны) Древней Индии | |
Астика | Настика |
(ортодоксальные школы) | (неортодоксальные школы) |
Признавали авторитет Вед и раз- | |
деляли философские убеждения | Не признавали авторитет Вед |
их авторов (Бог, Высший Мир, | выступали с критикой брахманиз- |
душа, жизнь после смерти, карма, | ма |
сансара, перевоплощения) | |
Санкхья (Капила) | |
Йога (Патанджали) | Джайнизм (Махавира) |
Веданта (Бадараяна, Вьяса) | Буддизм (Будда) |
Ньяя (Готама) | Чарвака (Брихаспати) |
Вайшешика (Канада) | Адживика (Маккхали Госала) |
Миманса (Джаймини) | |
Философия Древнего Китая
Философия Древнего Китая охватывает период со второй половины VI в. до первой половины V в. до н. э. Древнекитайской философии при-сущи специфические черты, связанные с особенностями культуры китай-ской цивилизации:
– мифологичность философского мышления(исторические преда-ния о прошлых династиях, «золотом веке» содержатся в большом количе-стве в литературных памятниках – «И цзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен»), «Шу цзин» («Книга истории»);
– связь с ритуалом, этикой, политикой;
– ориентация на вопросы, связанные с управлением государством, а также с самосовершенствованием человека;
– представление мира в виде единого живого организма.
В религиозно-мифологических и натурфилософских концепциях II – начала I тыс. до н. э. говорилось, что в глубокой древности мир представ-лял собой некий хаос, состоящий из частиц «ци». Затем появились два духа: Ян и Инь. Ян олицетворяет мужское, Инь – женское начало. Ян и Инь воздействуют на частицы «ци», в результате получаются легкие муж-ские (ян-ци) и тяжелые женские (инь-ци) частицы. Взаимодействие этих частиц в разных пропорциях порождает пять первоначал:воду,огонь,
дерево, металл, землю,из которых состоят все явления мира.Сформиро-вались небо и земля; Ян управляет небом, Инь – землей. Кроме этого, возникает представление о Дао («пути») как некоей мировой закономер-