Немецкая классическая философия. (конец XVIII – первая пол
(конец XVIII – первая пол. XIX вв.)
Представители:
Иммануил Кант (1724–1804);
Иоганн Фихте (1762–1814);
Фридрих Шеллинг (1775–1854);
Георг Гегель (1770–1831);
Людвиг Фейербах (1804–1872).
Направления:
v объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
v субъективный идеализм (Фихте);
v материализм (Фейербах).
КАНТ.
Этапы:
· докритический (до конца 60-х годов XVIII в.) – изучение бытия природного мира посредством философии
· критический – анализ процесса познания
Вопросы-задачи для философа:
1. Что я могут знать? – теоретическая философия
2. Что я должен делать? – практическая философия
3. На что я могут надеяться? – философия религии
4. Что такое человек? – антропология
ФИХТЕ.
- Философия есть «учение о науке» – наукоучение.
- Задача философии – выработать единый метод познания.
- Наукоучение ориентировано на исследование условий познания.
- Выводит все содержание знания из деятельности нашего «Я». Основание знания – самосознание как творческая деятельность, направленная на себя, на «Я».
«Я» – это тождество субъекта и объекта.
ШЕЛЛИНГ.
Натурфилософия. Метод: брать за основу объективное из него выводить субъективное. Идея единства всего сущего – природы, человека, духовного, материального.
Философия тождества. Идея тождества – это равноправие, тождество природы и духа, субъекта и объекта. Природа разумна и духовна.
Философия откровения. Интерес к истории и религии. Начинает толковать абсолют как Бога. «История в качестве целого представляется беспрерывным и постепенно осуществляющимся откровением абсолюта».
ГЕГЕЛЬ.
- Первооснова – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании.
- Ее цель – познание самой себя и восстановление своей целостности
- Цель существования человека – познание абсолютной идеи.
- Гегель деперсонифицировал мышление, сознание, творчество
- Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта).
ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ.
Проблема Бога в философии Фейербаха
- Бога как самостоятельной реальности нет, Бог – порождение сознания человека
- религия – это фантастическая идеология и она не имеет ничего общего с реальностью
- причина распространение религии – невежество человека, его тяжелым жизненным условиям
- корни религии – в чувстве бессилия человека перед миром
- Бог – идеальный образ, то, чем хотел бы себя видеть человек.
Марксизм.
Карл Маркс (1818–1883), Фридрих Энгельс (1820–1895)
Диалектический и исторический материализм – основные части марксистской философии.
Основные положения диалектического материализма:
- бытие определяет сознание
- сознание – свойство материи отражать саму себя
- материя вечна и бесконечна, она находится в постоянном движении и развитии
- Бога нет
- развитие происходит по законам диалектики (диалектика Гегеля как основа)
Материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации.
Суть исторического материализма:
- люди вступают в объективные производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение)
- производственные отношения создают образуют экономическую систему – базис для государства и общества, общественных отношений
- государственные и общественные институты, общественные отношения – надстройка по отношению к экономическому базису.
Позитивизм.
Основные этапы развития позитивизма:
- классический (первый) позитивизм
- махизм и эмпириокритицизм (второй позитивизм)
- неопозитивизм (логический позитивизм)
- постпозитивизм
Представители: Огюст Конт (1798–1857), Джон Милль (1806–1873), Герберт Спенсер (1820–1903)
По Конту: философское знание должно быть точным и достоверным, основной метод философии – эмпирическое наблюдение
Неопозитивизм
Все суждения логические позитивисты делят на:
- осмысленные
- бессмысленные
Критерии осмысленности:
логичность
возможность верификации (проверка фактами)
Традиционные философские, «метафизические» высказывания бессмысленны.
Карл Поппер.
Логика и рост научного знания:
- В основании теории находятся гипотезы (предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезам, их истинность нельзя доказать
- Из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами. Сопоставление с фактами:
если предложения не противоречат фактам, то теория продолжает жить
если предложения теории опровергаются (фальсифицируются) фактами, то теория считается ложной.
Принцип фаллибилизма утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.
Теория «трех миров» утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них.
Томас Кун.
Основные понятия:
- Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.
- Нормальная наука - период господства той или иной парадигмы.
Этот период заканчивается, когда парадигма «взрывается» изнутри под давлением «аномалий» (проблем, неразрешимых в ее рамках).
Пол Фейерабенд
Основные понятия:
- Принцип пролиферации (размножения) теорий – ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями.
- Создание альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки.
- Плюрализм в методологии науки – следствие принципа пролиферации теорий.
Экзистенциализм
Экзистенциализм зарождается в середине ХIХ в., его расцвет – 20-е – 70-е годы ХХ в. (Западная Европа).
Проблематика:
- уникальность человеческой личности
- противоречие между внутренним миром и окружающей жизнью
- проблема отчуждения человека
- проблема одиночества человека
- проблема бессмысленности жизни
Подлинное существование и есть экзистенция.
Три стадии восхождения к подлинному существованию:
- эстетическая – жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию
- этическая – человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг
- религиозная – человек осознает свое призвание, внешний мир не имеет для него значения
Экзистенциализм. ХХ века: Карл Ясперс (1883–1969);Жан-Поль Сартр (1905–1980);Альбер Камю (1913–1960);Мартин Хайдеггер (1889–1976).
К. Ясперс.
Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.
Человек приближается к абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцендентального:
эротику, секс.единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой).свободу. смерть – конечность бытия
Жан-Поль Сартр.
- «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира
- Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми
- Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого»
- Важнейшим условием жизни человека, ее основа – свобода
Итоги:
- Свобода человека абсолютна: человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть.
- Человек обречен на свободу
- Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя
Альбер Камю
Жизнь человека бессмысленна.
Большинство людей не придает своей жизни смысла, но и те, кто наполняют жизнь смыслом, понимают, что впереди – смерть, Ничто.
Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований).
Камю два доказательства абсурдности жизни:
- соприкосновение со смертью – ранее казавшееся важным для человека, кажется бессмысленным
- соприкосновение с окружающим миром – человек беспомощен перед природой
Итог: смысл жизни не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека
Мартин Хайдеггер
Экзистенция – бытие, к которому человек сам себя относит
Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из:
· «бытия с другими»
· «бытия самого себя»
Философия постмодернизма.
Постмодернизм возникает в Западной Европе и США во 2-ой пол. ХХ века
Представители:Ролан Барт ,Жан-Франсуа Лиотар, Жиль Делез, Мишель Фуко,Жан Бодрийар, Жак Деррида.
- Постмодернизм как философия в принципе отрицает возможность достоверности и объективности, такие понятия как «справедливость» или «правота» утрачивают свое значение
- Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно.
«Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные, идефиксы, которые препятствуют творческой реализации
Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей.
В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.
Черты:
Неопределенность
Фрагментарность
Деканонизация
Отсутствие «Я-позиции»
Ирония. Сопоставление несопоставимого.
Русская философия.
Древнерусская фил-ия:
«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (митрополит с 1051).
Центральным событием мировой истории является смена эпохи Закона эрой Благодати (Новый Завет).
Духовная истина требует защиты:
· нравственно-интеллектуальные усилия («благие помыслы и остроумие»)
· государственно-политические меры («благочестие» «сопряжено было с властью»). В сочинении митрополита Иллариона Илларионом выражен идеал Святой Руси
Фил-ия Московской Руси:
Нил Сорский (1433–1508) – духовный лидер нестяжателей.
Идеал монашеского жития:
l отшельничество, физический труд для собственного пропитания и никакого стяжательства, никакой значительной хозяйственной деятельности.
l практика «внутреннего делания», что означает постоянную «внутреннюю молитву» и «трезвение сердца».
С иосифлянством связана и возникшая в 15–16 вв. на Руси концепция «Москвы – третьего Рима»: после падения Византии (1453) историческая роль «православного царства» отныне принадлежит русскому государству.
Идея была сформулирована старцем Филофеем в его посланиях Василию III: «вся христианския царства снидошася в твое едино: яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Славянофильство
Иван Васильевич Киреевский (1806–1856) был склонен связывать отрицательный опыт западного развития с рационализмом.
- У Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, и «отделенным логическим мышлением» (отвлеченность)
Западничество.
Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856)
- Работы: «Философические письма»
- Для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Признание вселенского значения католицизма
- «Конечно, не все в европейских странах проникнуто разумом, добродетелью, религией, далеко нет, – но все в них таинственно повинуется той силе, которая властно царит там уже столько веков». Западный путь, при всем его несовершенстве, есть исполнение сакрального смысла истории.
Русская.фил-ия. Соловьев.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 –1900) – философ, поэт, публицист, критик.
Развивал философию всеединства. Работы: «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра» и др.
Принцип всеединства: «Бог, будучи один, вместе с тем заключает в себе все, и будучи безусловно самостоятельным и единичным существом – вместе с тем есть производящее начало всего другого».
- В онтологии различаются три вида бытия: явления, мир идей, абсолютное бытие
- В гносеологии выделяются три вида познания: опытное, разумное и мистическое.
- Три типа нравственных чувств: стыд, жалость и благоговение.
стыд указывает на надприродный статус человека
жалость означает солидарность с живыми существами
благоговение – добровольное подчинение высшему, божественному началу
Русская фил-ия 20в.:Дмитрий Сергеевич Мережковский,Василий Васильевич Розанов ,Евгений Николаевич Трубецкой, Николай Александрович Бердяев,Сергей Николаевич Булгаков.
Бытие и материя
В материалистической философии бытие означает:
- реально существующую, объективную, вечную, бесконечную субстанцию, которая включает в себя все сущее;
- чувственно воспринимаемую материю;
- фактическое существование чего бы то ни было материального;
возникновение и уничтожение как разновидность существования материи.
Материальное бытие – объективное, предметно-вещное реальное существование
Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного и объективированного духовного бытия
Социальное бытие включает бытие человека в обществе и бытие самого общества
Бытие человека - существование человека как единства материального и духовного
Основные формы существования материи
- Пространство
- Время
Способ существования материи
Движение
Общие свойства материи
- Объективность
- Неуничтожимость
- Неисчерпаемость
- Способность к самоорганизации
- Способность к отражению
Элементами структуры материи являются:неживая природа;живая природа;социум (общество).
Пространство и время – общие формы координации материальных объектов и их состояний
Свойства:
объективность пространства и времени
всеобщность пространства и времени
Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их взаимное расположение и относительную величину
Пространство:
- трехмерно
- однородно (равноправие всех его точек)
- изотропно (равноправие всех его направлений)
В науке исторически сложилось две концепции в понимании пространства и времени:
Субстанциональная концепция
Пространство и время существуют самостоятельно наряду с материей
Пространство – чистая протяженность, а время – чистая длительность, в которые «погружены» материальные объекты
Представители: Демокрит, Ньютон
Развитие
Реляционная концепция
v Пространство и время – формы существования материальных объектов, а не особые субстанциональные сущности
v Пространство выражает сосуществование объектов
v Время – последовательность их состояний
Представители: Аристотель, Лейбниц
Хар-е черты развития:Направленность,поступательность,преемственность,моменты повторяемости,отрицание старого и появление нового,развитие есть процесс.
Структура диалектики:
Причина - Следствие
Необходимость - Случайность
Возможность - Действительность
Содержание - Форма
Сущность - Явление
Единичное - Особенное – Общее
Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.
Всеобщей формой внутренних изменений, является флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью.
Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:
1) «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид матери, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды;
2) «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.
Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.
Особый вид отражения – биологический, который включает в себя стадии:
- раздраженности;
- чувствительности;
- психического отражения.
Высшим уровнем (видом) отражением является сознание.
Сознание и его структура
Сознание - свойство высокоорганизованной материи, продукт человеческого развития, высшая форма отражения.
Главная функция сознания - адекватное отображение мира, получение достоверных знаний о его законах.
Выделяют индивидуальное и общественное сознание
Особенности человеческого сознания:
идеальность (т.е. его нельзя обнаружить при помощи материальных средств);
интенциональность (направленность на предметы и явления природного и духовного мира);
идеаторность (способность творить и воспроизводить идеи).
Вне общества сознание существовать не может
В структуре индивидуального сознания принято выделять четыре основных компонента:
1. телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);
2. чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);
3. логико-понятийный (понятия, логические умозаключения);
4. ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).
Ф-ции сознания: активно-отражательная: объяснительная; активно-преобразовательная; коммуникативная; целеполагающая; конструктивно-критическая.
Индивидуальное сознание тесно связано с общественным сознанием. Общественное сознание как отражение общественного бытия, социальной реальности, носит конкретно-исторический характер
Уровни общ-го сознания:
- Обыденный уровень общественного сознания формируется спонтанно, стихийно в процессе повседневной практики.
- Общественная психология выражает эмоционально-чувственное отношение людей к общественному бытию.
3. Общественная идеология - теоретически обоснованная система политических, экономических, правовых, этических взглядов социальных групп или общностей, в которых выражены цели, ценности и идеалы общества
¢ В структуре общественного сознания выделяют обыденный уровень, общественную психологию и общественную идеологию.
¢ К формам общественном сознания относятся - мифологическое, религиозное, философское, научное, экономическое, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое и др.
Многообразие видов общественно-практической деятельности порождает многообразие форм общественного сознания.
В своем содержании индивидуальное сознание воспроизводит содержание общественного сознания и зависит от конкретной исторической эпохи.