Немецкая классическая философия. (конец XVIII – первая пол

(конец XVIII – первая пол. XIX вв.)

Представители:

Иммануил Кант (1724–1804);

Иоганн Фихте (1762–1814);

Фридрих Шеллинг (1775–1854);

Георг Гегель (1770–1831);

Людвиг Фейербах (1804–1872).

Направления:

v объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

v субъективный идеализм (Фихте);

v материализм (Фейербах).

КАНТ.

Этапы:

· докритический (до конца 60-х годов XVIII в.) – изучение бытия природного мира посредством философии

· критический – анализ процесса познания

Вопросы-задачи для философа:

1. Что я могут знать? – теоретическая философия

2. Что я должен делать? – практическая философия

3. На что я могут надеяться? – философия религии

4. Что такое человек? – антропология

ФИХТЕ.

  • Философия есть «учение о науке» – наукоучение.
  • Задача философии – выработать единый метод познания.
  • Наукоучение ориентировано на исследование условий познания.
  • Выводит все содержание знания из деятельности нашего «Я». Основание знания – самосознание как творческая деятельность, направленная на себя, на «Я».

«Я» – это тождество субъекта и объекта.

ШЕЛЛИНГ.

Натурфилософия. Метод: брать за основу объективное из него выводить субъективное. Идея единства всего сущего – природы, человека, духовного, материального.

Философия тождества. Идея тождества – это равноправие, тождество природы и духа, субъекта и объекта. Природа разумна и духовна.

Философия откровения. Интерес к истории и религии. Начинает толковать абсолют как Бога. «История в качестве целого представляется беспрерывным и постепенно осуществляющимся откровением абсолюта».

ГЕГЕЛЬ.

  • Первооснова – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании.
  • Ее цель – познание самой себя и восстановление своей целостности
  • Цель существования человека – познание абсолютной идеи.
  • Гегель деперсонифицировал мышление, сознание, творчество
  • Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта).

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ.

Проблема Бога в философии Фейербаха

  • Бога как самостоятельной реальности нет, Бог – порождение сознания человека
  • религия – это фантастическая идеология и она не имеет ничего общего с реальностью
  • причина распространение религии – невежество человека, его тяжелым жизненным условиям
  • корни религии – в чувстве бессилия человека перед миром
  • Бог – идеальный образ, то, чем хотел бы себя видеть человек.

Марксизм.

Карл Маркс (1818–1883), Фридрих Энгельс (1820–1895)

Диалектический и исторический материализм – основные части марксистской философии.

Основные положения диалектического материализма:

  • бытие определяет сознание
  • сознание – свойство материи отражать саму себя
  • материя вечна и бесконечна, она находится в постоянном движении и развитии
  • Бога нет
  • развитие происходит по законам диалектики (диалектика Гегеля как основа)

Материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации.

Суть исторического материализма:

  • люди вступают в объективные производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение)
  • производственные отношения создают образуют экономическую систему – базис для государства и общества, общественных отношений
  • государственные и общественные институты, общественные отношения – надстройка по отношению к экономическому базису.

Позитивизм.

Основные этапы развития позитивизма:

  • классический (первый) позитивизм
  • махизм и эмпириокритицизм (второй позитивизм)
  • неопозитивизм (логический позитивизм)
  • постпозитивизм

Представители: Огюст Конт (1798–1857), Джон Милль (1806–1873), Герберт Спенсер (1820–1903)

По Конту: философское знание должно быть точным и достоверным, основной метод философии – эмпирическое наблюдение

Неопозитивизм

Все суждения логические позитивисты делят на:

  • осмысленные
  • бессмысленные

Критерии осмысленности:

логичность

возможность верификации (проверка фактами)

Традиционные философские, «метафизические» высказывания бессмысленны.

Карл Поппер.

Логика и рост научного знания:

  • В основании теории находятся гипотезы (предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезам, их истинность нельзя доказать
  • Из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами. Сопоставление с фактами:

если предложения не противоречат фактам, то теория продолжает жить

если предложения теории опровергаются (фальсифицируются) фактами, то теория считается ложной.

Принцип фаллибилизма утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

Теория «трех миров» утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них.

Томас Кун.

Основные понятия:

  • Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.
  • Нормальная наука - период господства той или иной парадигмы.

Этот период заканчивается, когда парадигма «взрывается» изнутри под давлением «аномалий» (проблем, неразрешимых в ее рамках).

Пол Фейерабенд

Основные понятия:

  • Принцип пролиферации (размножения) теорий – ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями.
  • Создание альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки.
  • Плюрализм в методологии науки – следствие принципа пролиферации теорий.

Экзистенциализм

Экзистенциализм зарождается в середине ХIХ в., его расцвет – 20-е – 70-е годы ХХ в. (Западная Европа).

Проблематика:

  • уникальность человеческой личности
  • противоречие между внутренним миром и окружающей жизнью
  • проблема отчуждения человека
  • проблема одиночества человека
  • проблема бессмысленности жизни

Подлинное существование и есть экзистенция.

Три стадии восхождения к подлинному существованию:

    • эстетическая – жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию
    • этическая – человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг
    • религиозная – человек осознает свое призвание, внешний мир не имеет для него значения

Экзистенциализм. ХХ века: Карл Ясперс (1883–1969);Жан-Поль Сартр (1905–1980);Альбер Камю (1913–1960);Мартин Хайдеггер (1889–1976).

К. Ясперс.

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.
Человек приближается к абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцендентального:

эротику, секс.единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой).свободу. смерть – конечность бытия

Жан-Поль Сартр.

  • «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира
  • Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми
  • Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого»
  • Важнейшим условием жизни человека, ее основа – свобода

Итоги:

  • Свобода человека абсолютна: человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть.
  • Человек обречен на свободу
  • Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя

Альбер Камю

Жизнь человека бессмысленна.

Большинство людей не придает своей жизни смысла, но и те, кто наполняют жизнь смыслом, понимают, что впереди – смерть, Ничто.

Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований).

Камю два доказательства абсурдности жизни:

  • соприкосновение со смертью – ранее казавшееся важным для человека, кажется бессмысленным
  • соприкосновение с окружающим миром – человек беспомощен перед природой

Итог: смысл жизни не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека

Мартин Хайдеггер

Экзистенция – бытие, к которому человек сам себя относит

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из:

· «бытия с другими»

· «бытия самого себя»

Философия постмодернизма.

Постмодернизм возникает в Западной Европе и США во 2-ой пол. ХХ века

Представители:Ролан Барт ,Жан-Франсуа Лиотар, Жиль Делез, Мишель Фуко,Жан Бодрийар, Жак Деррида.

  • Постмодернизм как философия в принципе отрицает возможность достоверности и объективности, такие понятия как «справедливость» или «правота» утрачивают свое значение
  • Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно.

«Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные, идефиксы, которые препятствуют творческой реализации

Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей.

В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.

Черты:

Неопределенность

Фрагментарность

Деканонизация

Отсутствие «Я-позиции»

Ирония. Сопоставление несопоставимого.

Русская философия.

Древнерусская фил-ия:

«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (митрополит с 1051).

Центральным событием мировой истории является смена эпохи Закона эрой Благодати (Новый Завет).

Духовная истина требует защиты:

· нравственно-интеллектуальные усилия («благие помыслы и остроумие»)

· государственно-политические меры («благочестие» «сопряжено было с властью»). В сочинении митрополита Иллариона Илларионом выражен идеал Святой Руси

Фил-ия Московской Руси:

Нил Сорский (1433–1508) – духовный лидер нестяжателей.

Идеал монашеского жития:

l отшельничество, физический труд для собственного пропитания и никакого стяжательства, никакой значительной хозяйственной деятельности.

l практика «внутреннего делания», что означает постоянную «внутреннюю молитву» и «трезвение сердца».

С иосифлянством связана и возникшая в 15–16 вв. на Руси концепция «Москвы – третьего Рима»: после падения Византии (1453) историческая роль «православного царства» отныне принадлежит русскому государству.

Идея была сформулирована старцем Филофеем в его посланиях Василию III: «вся христианския царства снидошася в твое едино: яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Славянофильство

Иван Васильевич Киреевский (1806–1856) был склонен связывать отрицательный опыт западного развития с рационализмом.

  • У Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, и «отделенным логическим мышлением» (отвлеченность)

Западничество.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856)

  • Работы: «Философические письма»
  • Для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Признание вселенского значения католицизма
  • «Конечно, не все в европейских странах проникнуто разумом, добродетелью, религией, далеко нет, – но все в них таинственно повинуется той силе, которая властно царит там уже столько веков». Западный путь, при всем его несовершенстве, есть исполнение сакрального смысла истории.

Русская.фил-ия. Соловьев.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 –1900) – философ, поэт, публицист, критик.

Развивал философию всеединства. Работы: «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра» и др.

Принцип всеединства: «Бог, будучи один, вместе с тем заключает в себе все, и будучи безусловно самостоятельным и единичным существом – вместе с тем есть производящее начало всего другого».

  • В онтологии различаются три вида бытия: явления, мир идей, абсолютное бытие
  • В гносеологии выделяются три вида познания: опытное, разумное и мистическое.
  • Три типа нравственных чувств: стыд, жалость и благоговение.

стыд указывает на надприродный статус человека

жалость означает солидарность с живыми существами

благоговение – добровольное подчинение высшему, божественному началу

Русская фил-ия 20в.:Дмитрий Сергеевич Мережковский,Василий Васильевич Розанов ,Евгений Николаевич Трубецкой, Николай Александрович Бердяев,Сергей Николаевич Булгаков.

Бытие и материя

В материалистической философии бытие означает:

  • реально существующую, объективную, вечную, бесконечную субстанцию, которая включает в себя все сущее;
  • чувственно воспринимаемую материю;
  • фактическое существование чего бы то ни было материального;

возникновение и уничтожение как разновидность существования материи.

Материальное бытие – объективное, предметно-вещное реальное существование

Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного и объективированного духовного бытия

Социальное бытие включает бытие человека в обществе и бытие самого общества

Бытие человека - существование человека как единства материального и духовного

Основные формы существования материи

  • Пространство
  • Время

Способ существования материи

Движение

Общие свойства материи

  • Объективность
  • Неуничтожимость
  • Неисчерпаемость
  • Способность к самоорганизации
  • Способность к отражению

Элементами структуры материи являются:неживая природа;живая природа;социум (общество).

Пространство и время – общие формы координации материальных объектов и их состояний

Свойства:

объективность пространства и времени

всеобщность пространства и времени

Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их взаимное расположение и относительную величину

Пространство:

  • трехмерно
  • однородно (равноправие всех его точек)
  • изотропно (равноправие всех его направлений)

В науке исторически сложилось две концепции в понимании пространства и времени:

Субстанциональная концепция

Пространство и время существуют самостоятельно наряду с материей

Пространство – чистая протяженность, а время – чистая длительность, в которые «погружены» материальные объекты

Представители: Демокрит, Ньютон

Развитие

Реляционная концепция

v Пространство и время – формы существования материальных объектов, а не особые субстанциональные сущности

v Пространство выражает сосуществование объектов

v Время – последовательность их состояний

Представители: Аристотель, Лейбниц

Хар-е черты развития:Направленность,поступательность,преемственность,моменты повторяемости,отрицание старого и появление нового,развитие есть процесс.

Структура диалектики:

Причина - Следствие

Необходимость - Случайность

Возможность - Действительность

Содержание - Форма

Сущность - Явление

Единичное - Особенное – Общее

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Всеобщей формой внутренних изменений, является флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью.

Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1) «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид матери, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды;

2) «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

Особый вид отражения – биологический, который включает в себя стадии:

  1. раздраженности;
  2. чувствительности;
  3. психического отражения.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание.

Сознание и его структура

Сознание - свойство высокоорганизованной материи, продукт человеческого развития, высшая форма отражения.

Главная функция сознания - адекватное отображение мира, получение достоверных знаний о его законах.

Выделяют индивидуальное и общественное сознание

Особенности человеческого сознания:

идеальность (т.е. его нельзя обнаружить при помощи материальных средств);

интенциональность (направленность на предметы и явления природного и духовного мира);

идеаторность (способность творить и воспроизводить идеи).

Вне общества сознание существовать не может

В структуре индивидуального сознания принято выделять четыре основных компонента:

1. телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);

2. чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);

3. логико-понятийный (понятия, логические умозаключения);

4. ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).

Ф-ции сознания: активно-отражательная: объяснительная; активно-преобразовательная; коммуникативная; целеполагающая; конструктивно-критическая.

Индивидуальное сознание тесно связано с общественным сознанием. Общественное сознание как отражение общественного бытия, социальной реальности, носит конкретно-исторический характер

Уровни общ-го сознания:

  1. Обыденный уровень общественного сознания формируется спонтанно, стихийно в процессе повседневной практики.
  2. Общественная психология выражает эмоционально-чувственное отношение людей к общественному бытию.

3. Общественная идеология - теоретически обоснованная система политических, экономических, правовых, этических взглядов социальных групп или общностей, в которых выражены цели, ценности и идеалы общества

¢ В структуре общественного сознания выделяют обыденный уровень, общественную психологию и общественную идеологию.

¢ К формам общественном сознания относятся - мифологическое, религиозное, философское, научное, экономическое, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое и др.

Многообразие видов общественно-практической деятельности порождает многообразие форм общественного сознания.

В своем содержании индивидуальное сознание воспроизводит содержание общественного сознания и зависит от конкретной исторической эпохи.

Наши рекомендации