Оставление общества преданных 4 страница
Этот номер выполнен великолепно. Он прекрасен во всех отношениях. Твоя статья «Девять пунктов» очень содержательна. Не знаю, примут ли люди наш совет, но мы должны продолжать представлять эти идеи человеческому обществу. Если ты не собираешься выпускать еще номера между этим номером и японским выпуском, думаю, тебе следует допечатать еще как минимум десять тысяч экземпляров для продолжения проповеди через продажу журнала.
Я рад, что ты стараешься сотрудничать с Хаягривой. Я посоветовал ему стать вторым редактором. В своем предыдущем письме ты высказал пожелание, чтобы обязанность принимать окончательное решение в делах, связанных с изданием журнала, была возложена на одного человека — на тебя или на Хаягриву. Я считаю, что в вопросах управления ум хорошо, а два лучше. Но даже и при двух умах, я хочу чтобы ты продолжал исполнять обязанности главного редактора, как ты это делаешь сейчас. Конечно, окончательные решения остаются на тебе. И если возникнет какое-то противоречие, хотя я надеюсь, что никаких противоречий не будет, я всегда к твоим услугам.
Из последнего письма Хаягривы я понял, что он слегка разочарован, поскольку не дождался от тебя приглашения. Думаю, теперь тебе надо пригласить его и работать вместе, как раньше. Я по-прежнему совершенно уверен в том, что мое первоначальное решение о том, что вы с Хаягривой должны вместе издавать журнал «Обратно к Богу», было правильным. Надеюсь увидеть, как вы оба, такие умные и искренние преданные, будете работать вместе, и тогда Кришна поможет нам продвигать этот журнал Движения санкиртаны как можно лучше. (ПШП Раяраме, 2 апреля 1969)
69-06 Теперь, пожалуйста, посылай как можно больше фотографий с твоей санкиртаны Брахмананде, чтобы он публиковал их в «Обратно к Богу». В каждом выпуске журнала будет достаточно иллюстраций о нашем Движении санкиртаны с описаниями. Советую тебе строго следовать этому указанию. (ПШП Рупануге, 16 июня 1969)
69-06 Пошли фотографии с шествия и с других своих мероприятий Хаягриве для опубликования в «Обратно к Богу». (ПШП Балабхадре, 17 июня 1969)
69-07 Что касается группы санкиртаны, надо каждый месяц публиковать как можно больше фотографий. Картинки очень привлекательны для покупателей. Надо попросить Ачьютананду тоже присылать фотографии, причем как можно больше, из храмов Вишну в Индии, чтобы печатать их в «Обратно к Богу». Статьи в «Обратно к Богу» должны быть написаны нашими людьми, и нет необходимости брать статьи со стороны. (ПШП Брахмананде, 1 июля 1969)
69-07 С этого времени и впредь в журнале «Обратно к Богу» нужно помещать как можно больше фотографий, рассказывающих о нашем Движении санкиртаны. «Обратно к Богу» сейчас должен быть полностью посвящен публичному обсуждению наших идей, которыми преданные должны обмениваться посредством написания серьезных, заслуживающих доверия статей. Этот журнал сейчас должен превратиться во введение к нашему Движению. Так что трудитесь вместе и добейтесь успеха. (ПШП Раяраме, 9 июля 1969)
69-07 Статья твоя хороша, и ты будешь писать все лучше и лучше. Продолжай писать. Я настроен помещать в журнале как можно больше статей, написанных моими учениками. «Обратно к Богу» должен содержать новости храмов, статьи, фотографии нашей деятельности и т.д. Пачка фотографий, которую ты мне прислал, была передана Брахмананде для опубликования. (ПШП Гаурасундаре, 13 июля 1969)
69-07 Относительно твоего предложения написать книгу о воспитании детей: не думаю, что на фоне всего того, что нам предстоит написать, в этом есть необходимость. Кроме того, ты ведь не специалист в этом деле. Кто же будет читать такую книгу? По твоей статье о м-ре Ленноне я понял, что ты обладаешь прекрасными литературными способностями, поэтому лучше используй этот Богом данный тебе талант чтобы писать статьи в «Обратно к Богу». В этом есть неотложная необходимость, и у тебя это получилось бы, ведь ты искренняя преданная Движения сознания Кришны. Почему бы тебе не писать прекрасные статьи о нашей философии, как ты ее понимаешь? Это будет величайшее служение, поскольку сейчас мы стараемся наполнять «Обратно к Богу» исключительно статьями, написанными мной и моими учениками, а также множеством фотографий, повествующих о нашей деятельности. Так что если ты сможешь писать иногда о сознании Кришны и посылать свои статьи в Нью-Йорк Брахмананде, это будет очень полезным занятием для тебя. (ПШП Бибхавати, 15 июля 1969)
69-07 Прилагаю изображение Гауракишора-даса Бабаджи, чтобы напечатать его в «Обратно к Богу». Можешь также напечатать портреты великих ачарий нашей традиции, таких как Рамануджа и Мадхвачарья. Я все еще не получил никаких вестей из Германии относительно моей поездки туда, так что пока что эта программа не утверждена. (ПШП Брахмананде, 22 июля 1969)
69-07 Сделать кайму обложки синей — хорошая мысль. Черного цвета на обложке не должно быть много. Надо брать синий, красный и желтый. Ты предлагаешь на задней обложке каждого номера помещать мое изображение. Мне кажется, будет лучше, если на первой или на третьей странице ты напечатаешь один месяц меня, другой — Гуру Махараджу, потом Гауракишора-даса Бабаджи, затем Бхактивиноду Тхакура, потом Джаганнатха-даса Бабаджи, а потом Господа Чайтанью. Это будет хорошо — такой показ Гуру-парампары. (ПШП Брахмананде, 22 июля 1969)
69-08 Посылаю тебе письмо, адресованное Хаягриве. Вторую часть беседы с Гинзбургом публиковать не надо. Мы должны придерживаться такой линии, чтобы публиковать только статьи и рисунки о сознании Кришны. Никакие другие движения кроме одного только Сознания Кришны в чистом виде, нас просто не интересуют. В Индии говорят, что лучше маленький кусочек чистого, чем целые горы нечистого или оскверненного. Пожалуйста, постарайся следовать этому направлению и публиковать в «Обратно к Богу» только статьи о чистом сознании Кришны. (ПШП Брахмананде, 27 августа 1969)
69-08 Все было хорошо, я читал лекцию в храме вечером в понедельник. Присутствовал профессор д-р Франц Бернард, ученый-индолог. Вчера вечером мы с ним долго беседовали, он приходил ко мне, и он признал, что все его ученые беседы — не более, чем пустая трата времени. Он еще сказал, что раньше считал нас хиппи, потому что видел, что Гинзберг бывает с нами, как один из членов нашего Общества. Из этого разговора я понял, что Гинзберг, со своими наклонностями, характерными для хиппи, производит на людей очень плохое впечатление, особенно на людей респектабельных.
Я, конечно, заявил, что Гинзберг — большой друг нашего Общества, и мы советует любому и каждому петь «Харе Кришна», и я надеюсь, что и он тоже это делает. Так или иначе, мы должны тщательно следить за тем, чтобы не публиковать в нашем журнале материалов, которые могли бы производить на публику впечатление, что мы как-то связаны с движением хиппи. В нашем журнале не должно быть ни малейшего намека на идеи хиппи. В этой связи я должен тебе сказать, что если у тебя осталась хоть какая-то симпатия к движению хиппи, я прошу тебя немедленно от нее отказаться. (ПШП Хаягриве, 27 августа 1969)
69-08 По поводу «Воинственной Говинда-даси»: если она прямо назвала Рамакришну дураком и негодяем, то это недопустимо. Мы не должны прямо нападать на людей в письменном виде. Есть такая санскритская поговорка, что можешь говорить что угодно хоть тысячу раз, но не пиши этого. Подобным образом, и мы можем отзываться обо всех глупостях окружающего мира в довольно сильных выражениях, но если мы напишем это черным по белому, будет нехорошо. Так что вместо того, чтобы переходить на личности этих негодяев, лучше написать «умствующие ученые». (ПШП Брахмананде, 30 августа 1969)
69-09 Итак, вместе постарайтесь сделать так, чтобы «Обратно к Богу» выглядел очень хорошо. На обложке должна быть красивая картина. Ты пишешь, что Джадурани пишет сейчас прекрасные картины, так вот картины Джадурани, равно как и Муралидхары или Девахути, надо печатать на обложке. В последних выпусках обложки были не очень-то привлекательными. На обложке надо всегда печатать самые лучшие картины. (ПШП Брахмананде, 9 сентября 1969)
69-09 Меня очень вдохновило известие о том, что Джадурани пишет очень красивые картины и что все их можно использовать одну за другой для обложки «Обратно к Богу». Позже, когда мы будем печатать книгу «Кришна», мы их включим в нее. В выпуске номер 27 великолепна картина, изображающая свадьбу. Она дает людям представление о том, как мы обуздываем сбитую с толку молодежь и приводим ее под защиту Господа Вишну. Уддхава тоже написал прекрасную статью, она мне очень понравилась. (ПШП Брахмананде, 9 сентября 1969)
69-09 Относительно «Обратно к Богу» №27: он очень хорошо сделан, только повторять слова «Обратно к Богу» на каждой странице нет необходимости. Почему вы допустили такую ошибку? Кроме того, некоторые заголовки, например, «Неотъемлемые частицы» не очень заметны, но в то же время много места остается пустым. Если есть место, то лучше делать заголовки покрупнее. Впредь мы должны стараться избегать статей о Биттлз или хиппи, поскольку в них нет духовного смысла. (ПШП Брахмананде, 9 сентября 1969)
69-09 Я видел фотографии вашего киртана, которые послал Шачисута, они восхитительны. Пожалуйста, напечатай их в «Обратно к Богу». Все фотографии санкиртаны надо собрать и печатать одну за другой в «Обратно к Богу». Что касается напечатания части книги «Кришна» в «Обратно к Богу», то это тоже хорошо. (ПШП Брахмананде, 19 сентября 1969)
69-10 По поводу наших книг. Надо делать их в научном стиле. Это значит так, как д-р Радхакришнан и Бон Махараджа, так, как рекомендует д-р Сингх. Во всех наших книгах и журналах нужно изменить стандарт и придерживаться его впредь. Забудьте все, что вы делали раньше. Сейчас надо все пересмотреть и представить в научном стиле. Это означает, что «Кришна» надо писать «К¦шЈа», «Вишну» — «ВишЈу», «Чайтанья» — «Чаитанйа» и т.д. Думаю, это все прояснит, и никаких препятствий со стороны майи больше не возникнет. (ПШП Прадьюмне, 13 октября 1969)
69-10 Эпизоды из Раса-лилы нельзя публиковать в «Обратно к Богу». Мы пишем о деяниях Кришны, и Раса-лила — это один из самых важных видов Его трансцендентной деятельности. Поэтому ее можно описывать в книге, но нельзя публиковать ни в какой газете. Так говорил мой Гуру Махараджа. Чтобы понять Раса-лилу, надо обуздать похотливые наклонности обусловленной души. К несчастью, на обусловленную душу, на человека, не готового пока понять, кто такой Кришна, она действует совершенно иначе. Так что не пытайся такое печатать. (ПШП Сатсварупе, 15 октября 1969)
69-10 Я хочу, чтобы наши книги, журналы и другие печатные издания выглядели научно во всех отношениях, то есть, чтобы каждое санскритское слово было написано должным образом, со всеми диакритическими знаками. Относительно твоего вопроса о том, что некоторые выпуски «Обратно к Богу» могли бы содержать не одну мою статью, а больше, я оставляю решение этого вопроса тебе. (ПШП Сатсварупе, 26 октября 1969)
69-11 «Обратно к Богу» станет завершенным, когда его заголовки станут крупнее и на каждой странице будет напечатано название «Обратно к Богу». Заголовок на обложке подходящий, и картина на обложке чудо как хороша. Я показал Гурудасе, и он сказал, что все великолепно, и он рассчитывает, что этот выпуск будет продаваться очень хорошо, благодаря картине на обложке. Думаю, надо печатать такие изображения из всех западных центров. Нью-йоркская группа санкиртаны просто великолепна. Я очень рад, что эти иллюстрации и вообще наши журналы дают людям знать, что мы не привязаны лишь к большим городам, но обучаем людей и в отдаленных деревнях. Все нужно делать очень привлекательно и в дружелюбной манере. (ПШП Брахмананде, 7 ноября 1969)
69-12 Я очень рад, что Джаядвайта-брахмачари скоро отправляется в Бостон, чтобы набирать там «Обратно к Богу» и наши книги. Он лучший наборщик в нашем Обществе, насколько мне известно, так что он может обучить много помощников. А я тем временем попросил Прадьюмну с женой тоже отправиться туда. Я понял, что ты говорил с ним по телефону. (ПШП Брахмананде, 2 декабря 1969)
69-12 Относительно «Обратно к Богу» хочу сказать, что я очень рад, что впредь ты будешь печатать 50000 экземпляров. Я получил также твой отчет о печати, и единственная вещь, которая там подлежит улучшению, это то, что все книги обязательно должны редактироваться дважды: первый раз Сатсварупой, второй раз Хаягривой. Во всех издательствах все издания редактируются по меньшей мере трижды. Мы должны очень внимательно следить, чтобы у нас не было грамматических ошибок и опечаток. Это портит престиж нашего издательства и всей организации. (ПШП Брахмананде, 10 декабря 1969)
70-01 По поводу «Обратно к Богу»: я уже послал тебе свои замечания в последнем письме, и похоже, что они не вписываются в стандарт японской печати. Формат журнала нестандартный, и бумага тоньше. Ну, да ладно, это первая попытка, так что пока беспокоиться не о чем. Давай продолжим улучшать дело, но при этом будем постоянно помнить об уровне печати, а также сделаем своим лозунгом следующее: иметь собственное издательство — значит делать работу куда лучше, чем ее сделают посторонние. (ПШП Брахмананде, 24 января 1969)
70-02 Статьи для «Обратно к Богу» обычно просматривают редакторы, и лучше, если мы будем делать акцент на собственной философии, а не углубляться в какие-то спекуляции, по большей части не имеющие под собой авторитетного основания. В нынешних публикациях «Обратно к Богу» мы стараемся следовать этой линии. (ПШП Мандали- Бхадре, 3 февраля 1970)
70-05 В последней части своего письма ты пишешь: «Мне срочно нужно получить рукопись назад, чтобы я мог опубликовать ее в ближайшем выпуске “Назад к Богу”». Предлагаю печатать ее как есть, а если будет какое-то несоответствие, мы сможем исправить его потом. Политика журнала «Обратно к Богу» такова: писать такие статьи, которые были бы понятны простым людям. Ведические произведения, такие как «Брахма-самхита», можно печатать в виде отдельных книг, а то, что уже осмыслено вами, можно публиковать в «Обратно к Богу». (ПШП Прадьюмне, 13 мая 1970)
70-07 Сим уведомляю, что получил твое письмо, датированное 13 июля 1970, а также стихотворение, которое прочел и послал издателям «Обратно к Богу». Некоторое время назад ты посылал другое стихотворение, которе я также передал издателям. Стихи, конечно, хорошие, но будет еще лучше, если ты будешь писать статьи для нашего «Обратно к Богу». Сейчас у тебя уже есть некоторое понимание сознания Кришны, так что описывай его, а мы будем печатать. (ПШП Йогешваре, 19 июля 1970)
70-09 Я получил твое письмо от 23 августа, равно как и немецкий «Zuruck zur Gottheit». Эту первую страницу мне передал Джая-Говинда, и я ее в целом одобрил, однако посоветовал ему поместить слова «Обратно к Богу» как они есть, на английском языке. Идея в том, чтобы первоначальное название «Обратно к Богу» оставалось неизменным, даже если журнал выходит в другой стране. Ты сам можешь видеть, что крупные журналы, такие как «Лайф» и «Тайм» распространяются в других странах под теми же названиями, которые не переводятся на местные языки. Если ты думаешь, что изменение названия уместно, я возражать не буду. Тогда вместо «Обратно к Богу» будет «Zuruck zur Gottheit». (ПШП Хамсадуте, 2 сентября 1970)
70-11 Что касается приведения к минимуму санскритских слов в «Обратно к Богу», то это очень хорошая мысль. Не нужно печатать столько санскрита. В таком случае я против издания «Брахма-самхиты»[KMd11] . Я использую санскрит, но тут же поясняю смысл. (ПШП Сатсварупе, 28 ноября 1970)
71-01 Однако формат журнала требует некоторого улучшения. В отношении нашего английского издания я дал указание Сатсварупе, чтобы там было не больше одной моей статьи и не больше, чем на четыре страницы, а оставшееся место должно быть заполнено статьями моих учеников. Что же касается порядка представления, то сначала должен идти мой Гуру Махараджа или старшие ачарьи, затем я сам, затем наши санньяси, а затем остальные ученики. Так вы можете оформить наш французский «Обратно к Богу», и это будет хорошо. (ПШП Гопала-Кришне, 21 января 1971)
71-05 По поводу «Обратно к Богу», отвечаю на твои вопросы. Можно помещать рецепты, если ты считаешь, что публике это интересно. Но только рецепты, не картинки. Да, мои письма можно частично воспроизводить в качестве моей второй статьи. Рисунков карандашом или пером в журнале быть не должно. Да, статью, состоящую из вопросов и ответов, можно напечатать, как и письма от заинтересованных людей. По остальным вопросам можешь принять решения сам, по своему разумению. (ПШП Сатсварупе, 26 мая 1971)
71-06 Относительно песен в «Обратно к Богу»: я перевел только две-три песни Нароттама-даса Тхакура, но если хочешь, я могу послать еще песни и идеи. Я послал несколько стихотворений моих здешних учеников, которые продолжают традицию Нароттама-даса Тхакура. Понравились ли они тебе? Считаешь ли ты, что они достойны опубликования? …Прилагаю письмо одного новенького из Японии. Он собирался покончить с собой, но вместо этого пришел к Кришне. Это может стать интересной темой в «Обратно к Богу» для статей нового типа, о котором ты говорил в своем последнем письме. (ПШП Сатсварупе, 12 июня 1971)
71-07 Тематика журнала «Обратно к Богу» должна быть очень и очень серьезной. В нем нельзя шутить или печатать анекдоты. А цель наша такова: каждый должен узнать, кто такой Кришна. Так что раскрывай нашу тему философски, но простым языком. Другая тема — это наши взаимоотношения с Кришной. Затем: как мы исполняем свои мечты в сознании Кришны. Все эти темы нужно сделать ясными для обычных людей, но в способе подачи мы должны быть очень и очень серьезны. (ПШП Сатсварупе, 27 июля 1971)
71-12 Твоя идея о помещении в «Обратно к Богу» пяти разных статей ежемесячно мне нравится. И мысль о «тематических статьях» — тоже. Они должны быть простыми и в сознании Кришны, и не слишком зависеть от вкусов публики, но если они будут касаться проблем современности, то это хорошее предложение. Раярама тоже пытался так делать, но его стиль не казался мне привлекательным. Люди ищут духовного чтения все больше и больше, поэтому если мы будем твердо придерживаться своих стандартов, которые я дал тебе, тогда нет сомнений в том, что мы найдем огромное количество читателей. Делай журнал привлекательным, наполняй его темами сознания Кришны, как ты в общих чертах описал, и тогда наш «Обратно к Богу» будет всегда и неизменно очень востребован. Я видел одну христианскую газету, которая пытается привлечь читателей модными фразами и материалами на злобу дня — просто потому, что у них никакого реального содержания, и чтобы привлечь людей они вынуждены публиковать то, что, по их мнению, может быть интересно публике: секс, преступность, развлечения и т.д. Это не наш метод. У нас столько настоящего содержания, что достаточно будет его одного, чтобы привлечь читателей, нам не понадобятся обычные уловки и коммерческие штампы. (ПШП Сатсварупе, 17 декабря 1971)
72-02 Я очень рад слышать, что к нам присоединилась Луиза Борасса. Поблагодари ее за понимание нашей философии. Она доктор философии, поэтому вместе с Йогешварой, который отвечает в ИСККОН-Пресс в Нью-Йорке за выпуск моих книг на иностранных языках, сможет перевести все мои книги на французский язык. Она также может написать статью в «Обратно к Богу» о том, почему она пришла в Сознание Кришны, и сравнить нашу философию с другими. (ПШП Рудра-дасу и Радхика-деви-даси, 20 февраля 1972)
72-04 Относительно «Обратно к Богу», мой план таков: просто переводи из английских выпусков и вставляй подписи туда, где они есть в английской версии. Иллюстрации с подписями у них в Японии уже есть, поэтому никакие фотографии тебе не понадобятся, просто переводи на хинди английские тексты и располагай их точно также колонками на странице. Все выпуски, которые ты переведешь, должны быть выполнены именно так. Сейчас без промедления вышли сверстанный «Обратно к Богу» в Токио, и так у меня это будет уже начато.
Я очень рад слышать, что ты счастлив во Вриндаване, и что наша группа санкиртаны, прошедшая из храма Радхи-Дамодары в наш новый храм, была встречена с одобрением. Пожалуйста, продолжай в том же духе. Ты удалился от материальной жизни, и Кришна дал тебе для жительства наилучшее место в этом материальном мире, так что оставайся там и каждый месяц посылай в Токио сверстанный «Обратно к Богу» на хинди. Там с тобой Радха-Раман Госвами, работайте вместе и делайте свое дело хорошо. (ПШП Кширодакашайи, 18 апреля 1972)
72-05 Пожалуйста, прими мои благословения. В своем последнем письме ты сообщаешь, что д-р Рао (Рамананда-дас) приходил к тебе в Варанаси, но не застал тебя. Не мог бы ты немедленно завязать с ним переписку? Адрес его такой: Д-р Равиндра Пратап Рао, преподаватель химии, Горакхпурский Университет, Горакхпур, Уттар-Прадеш, Индия. Я только что получил сообщение Кширодакашайи из Вриндавана что Рамананда уже не переводит книги на хинди. Может быть, я говорил, что идея издавать газету на хинди появилась именно тогда, когда Рамананда вызвался взять ее издание на себя. Сейчас он косвенно отказался. Причина мне не известна. Они вдвоем с Кширодакашайи отвечали за издание «Обратно к Богу» на хинди, который назывался «Бхагавата-даршана», но Рамананда прекратил перевод, а Кширодакашайи говорит, что из него самого переводчик никудышный. Еще один парень, Радхараман Госвами, насколько я понял, ушел, вот какое положение сложилось с изданием «Обратно к Богу» на хинди. Я рад был бы узнать, можешь ли ты переводить книги на хинди, если тебе помогуть несколько друзей в Варанаси. Варанаси – это школа языка хинди. Можешь ли ты так или иначе взять на себя эту работу по переводу? Это было бы огромное служение Господу. Буду рад получить от тебя скорый ответ. Считай это письмо очень срочным и ответь мне с обратной почтой на наш лос-анжелесский адрес. (ПШП Ниранджане, 10 мая 1972)
74-05 Пожалуйста, прими мои благословения. Я только что получил экземпляр «Обратно к Богу» номер 62, и хотел бы выразить тебе свое удовольствие по поводу внешнего вида и оформления журнала. Особенно меня восхитили иллюстрации к статье о лос-анжелесском центре. То, как расположены фотографии, цветовое решение журнала очень мне понравилось. Думаю, что эта американская компания «Доннелли» лучше, чем «Дай Ниппон», журнал становится все лучше и лучше. Постарайся поддерживать достигнутый уровень, думай о том, как сделать, чтобы журнал всегда был свежим и привлекательным. Кришна Сам всепривлекательный и вечно юный, и ты должен использовать свой талант для того, чтобы выпускать журнал так, чтобы он стал полиграфическим проявлением Кришны. Большое тебе спасибо, передай, пожалуйста, мои добрые пожелания Джаядвайте и всем, кто работал над этим выпуском. (ПШП Индра-Прамада-дасу, 25 мая 1974)
74-05 Единственное, к чему я стремился, это дать понять людям, что пока у них не будет чистых лидеров, у них не будет и возможности продвижения даже в материальном смысле. Я вовсе не собирался тратить деньги и энергию нашего Общества на то, что не является по-настоящему духовной жизнью. Что касается статей из «Гармониста», то они не плохи, но то же самое надо представить в нашем «Обратно к Богу». (ПШП Рупануге Махарадже, 28 мая 1974)
75-05 Я приветствую твое предложение. Я посоветовал моим помощникам печатать в каждом номере главу из Бхагавата-Махапураны. В них будет и шрифт деванагари, и латиница. Я очень благодарен тебе за твое предложение. (ПШП Бриджратанджи, 11 мая 1975)
75-05 Пожалуйста, прими мои благословения. Впредь включайте в каждый выпуск журнала «Обратно к Богу» одну главу из Шримад-Бхагаватам. Можете начать с первой главы Первой Песни и продолжать. Вы можете воспроизводить главы так, как они напечатаны в книге, то есть, деванагари, пословный перевод, транслитерация и т.д. Если глава очень, очень велика, ее можно разбить на два выпуска. (ПШП Джаядвайта-дасу, 11 мая 1975)
76-08 Между прочим, публикация в «Обратно к Богу» нескольких комментариев по поводу Валлабхачарьи (том 10, номер 8, стр. 5, колонка 3, абзац 2) вызвала некоторое беспокойство. Пожалуйста, в дальнейшем избегай публикации подобных комментариев. (ПШП Джаганнатха-Сута-дасу, 28 августа 1976)
76-09 По поводу издательской политики «Обратно к Богу»: если редколлегия не обладает необходимой квалификацией, ее нужно сменить. Д-р О.Б.Л. Капур жаловался на то же самое. Да, научные статьи нужно печатать только в том случае, если они написаны нашими людьми. Я не могу проверять каждую статью, но некоторые из вас могли бы расследовать, почему хорошие статьи отвергаются. Посмотри, можно ли сменить редколлегию. Если нет квалифицированных редакторов, журнал будет непопулярным. Джи-Би-Си необходимо без промедления рассмотреть эти вопросы. Нужно разобраться с редколлегией немедленно и, если понадобиться, сменить ее. (ПШП Рупануга-дасу, 23 сентября 1976)
Реклама в ОКБ
68-10 Относительно текущего выпуска «Обратно к Богу»: Я уже сообщил тебе в предыдущем письме, что получается очень хорошо, и попросил тебя продолжать свои усилия, направленные на повышение качества, и, думаю, ты берешь также хорошую рекламу. Если доход от рекламы будет расти, ты сможешь увеличить количество страниц, и, следовательно, объем материалов для чтения. Ты можешь просто использовать все средства от рекламы для покрытия расходов на печать, а именно, на бумагу и на типографию. Так что если сейчас ты будешь брать больше рекламы, трудностей не будет. Подобным образом, побуждай и Джая-Говинду с Ачьютанандой собирать рекламу в Индии. Если они попытаются это делать, люди будут рады дать рекламу в нашем журнале, они будут рады даже просто тому, что их имя будет упомянуто: «Эта площадь журнальной полосы была пожертвована г-ном таким-то». Они будут платить. За это они готовы платить. Множество людей печатают бессмысленные журналы, и зарабатывают неплохие деньги.
Ну, а наш журнал вайшнавский, а в Индии, особенно в Бомбее, много богатых вайшнавов, занятых торговлей, и они будут очень рады, что сознание Кришны проповедуется в Америке, и они будут оплачивать определенные площади. У них есть деньги. Так что пусть эти двое юношей работают в этом направлении и распространяют «Обратно к Богу» бесплатно, и просто собирают пожертвования на журнальную площадь, и таким образом объем публикаций расширится. Думаю, что и ты, и Брахмананда попросите их заняться этим, вместо того, чтобы сидеть без дела и рассуждать время от времени, кем станет тот или этот. (ПШП Раяраме, 17 октября 1968)
69-01 По поводу добывания рекламы: эта ответственность должна быть распределена между тремя центрами, а именно, Нью-Йорком, Лос-Анжелесом и Сан-Франциско. Пурушоттама уже нашел для тебя кое-какую рекламу, а сейчас он обучает Судаму, чтобы тот помогал ему в Лос-Анжелесе. В Сан-Франциско тем же самым будут заниматься Чидананда и Динадаяла. В Нью-Йорке — Гаргамуни и Наянабхирама. Наянабхирама с большим успехом справился с поиском заказов на рекламу для последнего выпуска, так что, я думаю, он достаточно опытен и будет очень полезен и в подготовке следующего выпуска. Если мы будем брать заказы на рекламу во многих городах, это прибавит престижа нашему журналу, потому что люди будут видеть, что нам заказывают рекламу повсюду. (ПШП Раяраме, 28 января 1969)
69-02 Что касается рекламы в «Обратно к Богу», то мне это совершенно не нравится. Я был вынужден предложить тебе брать заказы на рекламу, потому что журнал выходил нерегулярно из-за недостатка средств, но на практике видно, что вся эта реклама не делает журнал лучше. Поэтому в будущем, скажем, после выхода следующего выпуска, мы должны прекратить принимать заказы на рекламу, так как это не приводит к хорошим результатам. Однако если мы печатаем 20000 экземпляров, мы можем помещать одну страницу рекламы, установив цену не менее, чем в 100 долларов за страницу. И сами рекламные материалы должны подвергаться тщательной проверке с нашей стороны. Мы не можем принимать заказы на рекламу от кого попало и о чем попало. Напротив, мы должны положить себе за правило избегать рекламы. Насколько мне известно, в Индии газета «Кальяна Кальпатару», которую издает Хануман-Прасад Поддар, вообще не берет заказы на рекламу. И они не публикуют бессмысленные обзоры книг, изданных другими, и их уважают. Мы тоже должны добиться уважаемого положения для нашего «Обратно к Богу». В конце концов, это единственный на Западе настоящий журнал, описывающий науку о Боге во всех деталях. (ПШП Брахмананде, 5 февраля 1969)
69-02 Хочу сообщить тебе, что реклама не слишком способствует повышению нашего престижа, особенно реклама, адресованная хиппи. Итак нам надо подумать, как избегать рекламы и в то же время продолжать печататься. Реклама для хиппи, о которой говорит Пурушоттама, была тебе послана с моего согласия. (ПШП Раяраме, 15 февраля 1969)
69-02 Относительно «Обратно к Богу», реклама, которую ты сейчас собираешь, особенно та, что адресована хиппи, это не очень хорошая реклама, поэтому я думаю, что мы должны отказаться от рекламы. Но, насколько я понимаю, если мы враз откажемся от рекламы, выпуск журнала совсем остановится. Поэтому я не хочу делать такие резкие движения. Буду рад, если ты пришлешь мне подробную роспись всех расходов и доходов, связанных с выпуском «Обратно к Богу». Мы попытаемся найти деньги другими средствами и тогда отказаться от рекламы. На самом деле мы хотим печатать только чистые статьи о сознании Кришны на все 48 страниц ежемесячно. Поэтому выпиши мне все реальные расходы и доходы, а также сколько в точности людей занято в подготовке выпуска. Пожалуйста, перечисли своих помощников поименно и обязанности каждого. (ПШП Раяраме, 9 февраля 1969)
69-02 По поводу твоих усилий в поиске заказов на рекламу для «Обратно к Богу»: лучше всего было бы прекратить рекламу вообще, однако проблема состоит в том, что без рекламы продолжать издание журнала будет очень трудно. Поэтому в сложившихся обстоятельствах если ты и другие преданные смогут обеспечивать заказов на рекламу по крайней мере на 100 долларов в месяц, тогда тебе в Сан-Франциско не придется добывать деньги рекламой. Поразмысли над этим и сообщи мне о своих идеях. (ПШП Чидананде, 11 февраля 1969)