Весьма любопытна квантово-механическая интерпретация движения
Согласно гипотизе трансмутаций в природе не существует пустоты, а про-
странство заполнено вакуумом, представляющим собой плотную среду вир-
туальных частиц, которые в спокойном состоянии ненаблюдаемы, а в возбу-
жденном состоянии выглядят как та или иная элементарная частица. Тогда
то, что мы воспринимаем как движение микрообъекта, есть лишь передача
возбуждения от одной виртуальной ячейки вакуума к другой, соседней с ней.
Все ячейки “стоят на месте”, а движение – это чисто макроскопический эф-
фект подобно тому, как мы видим движение буквы по строке световой газе-
ты, хотя на самом деле лишь последовательно загораются и гаснут лампочки,
которые сами никуда не бегут. Ситуация прямо как у Парменида: движение
есть лишь видимость, иллюзорный эффект чувственного восприятия.
Парадоксы микромира заставляют нас избегать кажущейся простоты и
наглядности в описании процессов, которые мы наблюдаем в макромире, а
для этого требуется учесть те новые аспекты трактовки реальности, которые
открывают нам релятивистская теория и квантовая механика.
Релятивистская модель реальности. Следует сразу оговорить, что мо-
дель, которая будет предложена ниже, имеет гипотетический характер и на-
ходится в стадии обсуждения. Задача, для решения которой создана эта мо-
дель, состоит в том, чтобы избежать трудностей реляционной концепции
объективной реальности, избавиться от антропоцентризма и субъективизма
гносеологического подхода к определениям понятий материи и бытия. Вме-
сте с тем реляционная модель не отвергается вовсе, но включается как част-
ный случай в более общие представления при том условии, что в качестве
системы отсчета выступает человек – наблюдатель и субъект познавательной
деятельности. Однако, и в этом состоит принцип релятивизма, (от латинского
“релятивный”, то есть “относительный, переменный ”) системой отсчёта мо-
жет быть любой фрагмент реальности, поскольку нет привилегированной,
каким-то образом выделенной точки зрения, а картина реальности в том или
ином варианте имеет смысл лишь относительно всех остальных.
Основная идея релятивистской модели состоит в том, что изменчивость
реальности рассматривается с позиций принципа развития, то есть события,
происходящие в действительности, представляют собой не только движение,
внешним образом проявляющееся перемещение в пространстве, но и качест-
венное изменение, внутреннюю новацию, развертывающуюся во времени.
Этот подход вполне соответствует представлениям теории относитель-
ности, в которой линейные величины и интервалы времени связаны в единый
континуум, четырехмерное пространство-время в интерпретации Минков-
ского.
Новый аспект видения реальности состоит в том, что изменчивость име-
ет относительной характер не только в случае пространственного перемеще-
ния, когда в принципе нет большой разницы в том, какое из тел считать дви-
жущимся, а какое – покоящимся. Такая же ситуация имеет мести и в описа-
нии изменений по координате времени, поскольку процессы протекают с
разными скоростями в различных фрагментах реальности, им присущи раз-
ные темпы преобразований и ритмы накопления существенных, задающих ту
или иную определенность новаций.
С учетом этих различий в составе реальности имеют место быстрые и
медленные относительно любого наблюдателя фрагменты. В этом отноше-
нии более медленные в своем развитии объекты будут восприниматься на-
блюдателем как застывшие, определенные четкими границами, с выражен-
ными телесными характеристиками вещи. Тогда как более быстрые в своем
развитии объекты будут восприниматься наблюдателем, как стремительно
меняющиеся, неопределенных размеров и очертаний, не локализованные в
конкретной точке бестелесные процессы.
Хроноскопический метод.
Различия во временной организации разных
фрагментов реальности не позволяют наблюдать непосредственно характер-
ные особенности объектов. Так человек не воспринимает движения часовой
стрелки по циферблату, хотя со временем констатирует, что она перемести-
лась, но точно так же человек не замечает пулю в полете, хотя и знает, что
это вполне телесный кусок свинца, а вот с точки зрения пули даже бегущий
человек выглядит как застывшее изваяние.