Мышление и язык,их взаимосвязь и различие. Проб.неверб.форм М-я
Понятие Я. Я как деят-ть и феномен к-ры.
Сущ.множ-во различ.опр-й Я. В общем ряду толкований языка преобладают те, в которых язык характеризуется как знаковая система, выполняющая в процессе деятельности человека коммуникативную, познавательную и некоторые иные функции. можно достаточно утвердительно сказать, что язык является и деятельностью, и средством. Первым,кто это заметил,был Гумбольдт. Он обращ.вним.на тесную связь Я с мыслит.деят-ю индивида и народа. Г.обращ.к Я как к фактору,образ.психич.среду сущ-я ч-ка. Отн-е ч-ка к дейст-ти целиком обусл.Я. Г.утвержд.единство Я и мировоззр-я,Я и нац.хар-ра. Это единство проявл.в том,что у любого Я есть собств.особая стр-ра,кот. отражает и с др.стор. обусл.способ мышл-я. Выступая как деят-ть,Я явл.не т.ср-вом представ-я уже познанной дейст-ти, но и ср-вом открытия неизвестной реальности. Глав.зад. Я – матер-ция духов.деят-ти ч-ка.
Язык создаёт условия, делающие возможными любые формы духовной деятельности человека. Посредством языка человек формирует мысль и чувство, познавательную и другие виды деятельности; с помощью языка происходит общение и взаимное влияние людей друг на друга. Трудно представить человеческую деятельность, формы сознательного поведения людей, в которых не усматривалось бы участие языкового фактора.
Некоторые авторы находят, что язык обладает двумя различными функциями, одна из которых «указывает на объективные факты», а другая служит «для выражения состояния говорящего». Имеется немало исследователей, которые считают необходимым более дифференцированно рассматривать роль языка и отмечают весьма широкий спектр его функций. К их числу относят экспрессивную, сигнификативную, когнитивную, информационную, коммуникативную, поэтическую и др. Однако нет общепринятой точки зрения какая из функций является основной. Большинство авторов выделяют в качестве ведущих коммуникативную и когнитивную функции; остальные функции признаются второстепенными. Их разделяют также на низшие и высшие. в многообразных функциях языка проявляется и обнаруживается его сущность.
Мышление и язык,их взаимосвязь и различие. Проб.неверб.форм М-я.
Соотношение мышления и языка, выяснение характера и степени связи между ними составляет одну из центральных проблем как философии языка, так и общего языкознания. Проблема эта весьма многогранна и может рассматриваться с самых различных точек зрения: со стороны отношений между словом и понятием, знакового характера языка и природы его содержания, функций языка и т.д. Наиболее важный аспект представляет вопрос вербальных и невербальных форм мышления.
Традиционное понимание взаимоотношений мышления и языка: Основу выражаемого в языке содержания составляют мысли. Именно через мышление язык соотносится с предметами и явлениями окружающего мира, без чего было бы невозможно общение и взаимопонимание между людьми. Мысль является идеальным отображением предмета и потому не может быть выражена без материального обрамления.
В отличие от мышления язык всегда рассматривается как нечто существующее лишь в материальных формах. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово.
Подобная точка зрения разделяется и лингвистами, и философами, и психологами. Её сторонники признают только «словесное мышление»; мышление же, не оформленное вербально, по их мнению, не существует.
Исследования, проведённые в последние годы в лингвистике, психолингвистике, философии, дают основание считать, что проблема связи языка и мышления нуждается в дальнейшем специальном анализе. Ведь глубинные уровни формирования речи остаются недоступными для объективного наблюдения, а следовательно, далеко не всё здесь представляется ясным. Некот.уч.,к примеру,счит.,что Мышление без слов так же возможно, как и мышление на базе слов. Словесное мышление - это только один из типов мышления. Что касается классификации типов авербального мышления, то вопрос этот не получил ещё однозначного решения. Известно,что сущ.,к примеру,практическое мышление. Этот тип авербального мышления присущ человеку уже на самых ранних этапах его жизни. Мышление осуществляется в самих практических действиях и непосредственно направлено на решение практических задач.
Человек просто знает, что ему нужно делать и выполняет осмысленные движения. первичные формы мышления – это двигательные схемы(напр.,дети до 2х лет). М.сказать,что правила языка берут своё начало в предметно-практической деятельности.
Среди идей, развиваемых в учении о языке, все большую значимость стали приобретать те, что связаны с изучением коммуникативного аспекта. Наиболее существенным здесь является вопрос о материальности языка. Язык всегда рассматривался в качестве материального образования. И все же столь прямолинейный способ решения проблемы сущности коммуникативного процесса неправомерен. И прежде всего потому, что люди общаются не посредством отдельных слов, а с помощью предложений,кот-е,хотя и состоят из слов, обладают смыслом, который не является простой суммой их значений. Смысл как бы «надстраивается» над ними. Поэтому значительная часть содержания сообщается собеседникам помимо материального словесного воплощения. Это уникальное свойство языка. Идея о том, что в процессе языкового общения, кроме слов, имеются и ментальные действия, что сообщение не сводится только к передаче информации, а содержит некую установку и цель, начала активно обсуждаться в лингвистике после появления работ Дж.Л.Остина. Он показал отличие констатирующих выражений от исполнительных высказываний, что привело в дальнейшем к новой типологии, выделяющей в речевых актах три типа действий: локутивный акт (произнесение предложения с определенным смыслом); иллокутивный акт (информирование, предупреждение, угроза, сожаление и тд); перлокутивный акт, который имеет цель вызвать или достичь чего-либо посредством убеждения, устрашения и т.п.
Еще большую сферу материально не выраженного содержания предложений образуют явления, именуемые в лингвистике пресуппозициями, т.е. «фонд общих знаний». Это знания, которыми располагает каждый человек и которые составляют ту основу, без каковой вообще невозможно общение при помощи языка.
Заключая, можно, очевидно, сказать, что человек является единственным существом, который создает и решает свои проблемы посредством языка.