Предмет, структура, функции научной соц.J-ии

Соц.j-я – это наиболее общая наука о человеке, касается только человека.

$-ет 2 концепции: 1. Общефилософская (человек в мировом процессе). 2. Социально-философская (человек описывается применительно к общественной жизни). Объект - человек и общество.

$-ет 2 концепции человека: 1.Концепция человека как мыслящего животного. 2.Концепция человека как социально-материального существа; человек рассматривается как наддуховное существо.

$-ет 2 концепции Общества: 1.Как совокупность общественных отношений, но отсутствует субъект. 2.Это прежде всего люди в их отношении к друг к другу.

Предмет - наиболее общие стороны общества, процессы их развития, познания. Проблематика - аналогична общефилософской, но имеет свою модификацию.

Структуру социальной философии различают по основной проблематике:

1.Учение о сферах общественной жизни. Сферы: экономическая (сфера материального производства); политическая; социальная (сфера общественной жизни); духовная. 2.Учение об историческом характере общественной жизни или социальном развитии (связано со 2-м вопросом философии).

Функции: Совпадают с функциями общей Философии. 1.Теоретическая (даёт наиболее общую теорию познания социальных процессов). 2.Методологическая (даёт наиболее общие способы, подходы к изучению). 3.Мировоззренческая. 4.Аксиологическая (ценностная). Выделяет ценностные ориентиры. 5.Праксиологическая (каким образом социальное знание может быть проверено на практике?). 6.Прогностическая.

Основной вопрос социальной философии.

Вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Общественное бытие - жизнь человека, материальная жизнь. Общественное сознание - совокупность взглядов, идей, теорий, представлений, заблуждений, иллюзий и т.д. (материализм уточняет, что это совокупность идей, отражающих жизнь человека).

Уровень

1 сторона:Вопрос о первичности: что первично общественное бытие или общественное сознание? Какая сторона общественной жизни является определяющей?

2 Лагеря:

· Идеализм. Складывается первоначально, господствует до середины 19в. Основные положения:

1.Общественное сознание определяет характер общественного бытия: как мыслим, так и живём.

2.Общественное сознание определяет характер общественных отношений, в т.ч. и экономические.

3.Историю творят великие исторические личности. Идеализм делит людей на лидера и толпу: лидер активен, толпа пассивна.

Аргументы: человеческая деятельность всегда осознана. Прежде чем что-либо делать человек имеет план действий, тогда: сознание первично, все наши действия зависимы от сознания. Но откуда в голове берётся план?

· Материализм.

Основные положения:

1.Общественное бытие определяет характер общественного сознания: какова жизнь, таковы и мысли о ней.

2.Общественное бытие определяет характер общественных отношений. Базовые - экономические отношения.

3.Историю творят массы (не толпа). Массы - все люди в целом и каждый в отдельности. Лидер выражает общественные интересы; он существует до тех пор, пока он имеет социальную поддержку.

4.Общественная жизнь развивается и предстаёт как единый закономерный поступательный процесс.

Аргументы:

1.Прежде чем мыслить, человек должен жить. Но жизнь можно трактовать по-разному.

2.Человек - надприродное действительное существо. Он нуждается в надприродных средствах жизни, которых нет в природе, которые нужно создать.

3.Чтобы жить, человек должен трудиться. Человек потребляет то, что он производит. Труд - базовое свойство человека, которое определяет характер жизни человека.

4.Труд определяет характер отношений между людьми: базовые - экономические отношения.

5.Человек, будучи сознательным существом, никогда полностью не осознаёт всех условий и последствий материального существования.

В 40-х годах 19 века возникает материальное понимание истории (работы Маркса и Энгельса)

2 сторона:Познаваема ли общественная жизнь?

Агностицизм. 1.Человек - уникальное существо: каждый не похож на другого, тогда нельзя выделить ничего общего; нельзя судить об обществе в целом. 2. Исторический процесс - совокупность и последовательность уникальных явлений. Нельзя судить об истории в целом. Абсолютизация особенного, но игнорируется общее в человеке.

Когнитивизм. Человек не только индивид, но это и родовое существо, т.е. обладающий родовыми свойствами. Существенной проблемой является проверяемость: существует ли какая-то практика, которая проверяет наши знания о жизни? Сама жизнь является проверкой.

2 уровеньВопрос о сущности общественного бытия, о сущности общественного сознания, о сущности отношений общественного сознания к общественному бытию.

3 уровеньВопрос о сущности человека, о его месте в обществе, в историческом процессе, о перспективах существования человека.

Второй вопрос Философии. Вопрос о развитии человека. Развивается ли человек? Диалектический подход. Признают развитие человека. Концепции:

1.Кондорсе. Конец 18 века. Сознание человека не ограничено.

2.Гегель: развитие человеческой свободы.

3.Марксизм, одно из фундаментальных течений. Развитие всей жизни в целом.

4.Технократическая. Форестер: концепция единого индивидуального общества. Гелбрейт: концепция постиндустриального общества, развивается техника.

5.Цивилизационные концепции: Данилевский, Освальд Шпеншер, Карл Ясперс, Арнольд Тойнби. Отрицается поступательный характер исторического процесса. Он распадается на ряд локальных цивилизаций.

Наши рекомендации