Учение о государстве и обществе.

Важное место в философии Аристотеля занимает учение об обществе и государстве. Затронутые в нём вопросы повлияли на ход дальнейшего развития социально-философской мысли и в чём-то не утратили своего значения до сих пор.

Причина возникновения государства и его предназначение. Согласно Аристотелю, основой существования государства служит стремление людей к совместной жизни и политическому общению. В этом смысле человек по своей природеесть существо политическое. Люди всегда стремятся соединяться в какие-либо сообщества. Государство возникает лишь тогда, когда несколько семей объединяются ради достижения возможно лучшей жизни. Таким образом, согласно Аристотелю, причиной возникновения государства является не только политическая (общественная) природа человека, сама по себе, но и польза, выгода, которую он может получить от совместной жизни с другими людьми. Другими словами, для философа одним из важнейших критериев является общественный интерес.

Цель создания государства – стремление к счастью. Только в государстве человек может реализовать нравственные добродетели и быть счастливым.

Аристотель видит совершенство человека в том, чтобы тот был совершенным гражданином. А его совершенством, в свою очередь, является совершенность государства. При этом государство стоит как бы «впереди» семьи и индивида. Иными словами, совершенство гражданина обусловливается качеством общества, к которому он принадлежит.

Чтобы быть гражданином, необходимо принимать участие в управлении, принятии законов, реализующих справедливость. Прежде всего, необходимо проявить своё гражданское сознание и чувство ответственности за судьбу своей страны. Поэтому ни житель колонии или завоеванного города, ни ремесленник, ни даже свободные люди не могут быть гражданами, если они не имеют необходимого свободного времени, чтобы управлять своим государством. Число граждан очень ограничено, прочие же лишь удовлетворяют их нужды.

Классификация государств. Аристотель выделяет три правильных и три неправильных формы государственного устройства. Правильными являются монархия, аристократия и полития. Неправильные – тирания, олигархия и демократия (охлократия, то есть «власть толпы»).

Принцип деления на правильное и неправильное государства Аристотель основывает на том, что государство нужно для того, чтобы приносить людям счастье. Для государства обязательно наличие свода законов, и власть предержащие обязаны применять эти законы для защиты государства и граждан. В принципе могут существовать государства во благо гражданам или во благо власть предержащим. Поэтому для мыслителя критерием отличия правильных и неправильных форм является учёт политиком общественного интереса.

Государство и его формы:

  Власть исходит: Правильные (управление в соответствии с общим благом) Неправильные (управление в соответствии с собственным интересом)
От одного Монархия Тирания
От немногих Аристократия Олигархия
От большинства Полития Демократия (охлократия)

Правильным называется государство, в котором один правитель (монарх) свои силы употребляет во благо его граждан. Такие государства существуют крайне редко, гораздо чаще существуют государства, в которых правят достойные люди, составляющие меньшую часть, – аристократия. Полития – это государство, которым управляет большинство людей. Этому большинству обязано подчиняться меньшинство, даже если оно с чем-то не согласно.

Есть и неправильные государства – те, где власти существуют сами для себя. Монарх может стать тираном, использующим власть только в своих интересах. Аристократия может стать олигархией, когда кучка богатых приобретает власть и использует ее, чтобы увеличить собственные богатства за счет других граждан.

Под «демократией» Аристотель понимает стиль правления, который, пренебрегая общим благом, нездоровым образом потакает интересам нищих не только в материальном, но и в духовном смысле слова. Отсюда новый смысл слова демократия – демагогия. Философ уточняет, что ошибка возникает тогда, когда люди, равные в своих политических правах начинают считать себя равными во всём прочем, хотя это далеко не так.

Аристотель утверждает, что, конечно же, первые две формы правления предпочтительнее, но, принимая людей такими, какие они есть, лучшей формой следует признать политию. Она воплощает средний путь, путь между олигархией и демократией, т.е. путь демократии умеренной, где удержаны достоинства олигархии и устранены дефекты демократии.

Имущественная обусловленность социальных процессов. Цели, интересы и характер деятельности людей в государстве зависят от их имущественного положения. Бедные и богатые оказываются в государстве группами, диаметрально противоположными друг другу. Есть три главных слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние, стоящие между первыми и вторыми. В зависимости от преобладания той или иной группы устанавливается и соответствующая форма государственного строя.

В основе всех общественных потрясений лежит социальное неравенство. Когда в государстве многие люди лишены политических прав, и когда в нём много бедняков, то неизбежно появляются враждебно настроенные граждане. Равновесие обеспечивает наличие среднего «промежуточного» слоя. Лишь те государства стабильны, где этот слой составляет большинство и играет преобладающую роль по сравнению с остальными социальными слоями.

Аристотель не отрицал рабства. Как правило, в Древней Греции рабами были чужеземцы. Поэтому философ полагал, что иноземец, по определению, есть раб, а эллин – человек свободный.

Согласно Аристотелю, власть господина над рабом, организация семьи, государство и царская власть в своей глубинной основе в чём-то схожи. В то же время он признаёт, что власть господина над рабом противоестественна, и существует лишь по закону, по своей же природе все равны. Стало быть, она основана на насилии и несправедлива.

Раб, как и ремесленник, есть одушевлённое орудие (в отличие от орудия неодушевлённого, например, лопаты или кирки). Но от ремесленника он отличается тем, что является одушевлённой собственностью. Раб всецело принадлежит своему господину.

Однако рабство не сводится лишь к отношениям частной собственности. В своих трудах Аристотель затрагивает не только социальную, но и психологическую проблематику: господин и раб как состояния души. Причём дело не только в физических, но и в духовных особенностях людей. По словам мыслителя, одни люди по своей природе свободны, а другие – рабы, и вторым рабами быть «и полезно, и справедливо».

Рабу и господину полезно взаимное дружеское отношение. Когда же их отношения построены не на дружбе, приходится прибегать к насилию.

* * *

В учении о государстве Аристотель поставил многие и поныне актуальные проблемы. Среди них: цели государственного строительства, проблема справедливого устройства государства и имущественная обусловленность социальной активности. Кроме того, на протяжении веков человеческую мысль волновали затронутые им вопросы активности гражданина, а также господства и рабства как духовных составляющих человеческой личности. Окончательное решение всех этих вопросов до сих пор не найдено и нередко каждый их решает по-своему.

Наши рекомендации