Представление – вид знания

Тема 5

Познание

План занятия:

1.Познание как предмет философии.

2.Интуиция и творчество.

3.Практика.

4.Рациональное и чувственное познание. Идеальное.

5.Формы познания.

6.Истина.

7.Понимание и объяснение.

Задание для «Книги Идей»:

1. Выпишите из словаря термины и проиллюстрируйте их: знание, познание, агностицизм, виртуальная реальность.

2. Дайте определение и сделайте рисунок: интуиции, иррационального познания, творчества.

3. Проиллюстрируйте практику как: источник познания; основу познания; цель познания; критерий истины.

4. Выпишите термины и проиллюстрируйте: рациональное познание, рефлексия, незнание, неведение, идеальное, чувственное познание.

5. Сравните и проиллюстрируйте способы познания мира в форме: ощущения, восприятия и представления, понятия, суждения, умозаключения. Выполните упражнение РТВ с этими терминами.

6. Выпишите термины и проиллюстрируйте: заблуждение, истина, относительная истина, абсолютная истина, объективная истина, конкретная и абстрактная истина, критерии истины, верификация, фальсификация. Выполните с этими понятиями упражнение РТВ.

7. Выпишите термины и проиллюстрируйте: понимание, понимание в языковой коммуникации, понимание, связанное с переводом с одного языка на другой, понимание, связанное с интерпретацией текстов, смысл, смыслообразование, текст, герменевтика, герменевтический круг, объяснение, вера. Выполните с этими понятиями упражнение РТВ.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1.Каково место гносеологии в системе философского знания?

2.Раскройте содержание понятия познание как деятельности, связанной с формированием идеальных образов реальности.

3.Может ли гносеологический образ быть «копией» действительности?

4.Каковы основные подходы к рассмотрению и оценке возможностей познания?

5.Что такое агностицизм и в каких формах он существует? В чем отличие агностицизма и скептицизма?

6.Перед оптимистом, скептиком и агностиком стоит дерево. Что каждый из них сказал бы о возможности его познания?

7.Каковы плюсы и минусы философского сомнения?

8.Каковы аргументы гносеологического оптимизма, сенсуализма, рационализма, иррационализма, интуитивизма?

9.Что представляют собой субъект и объект познания?

10.Как различаются понятия «объективный мир» и «объект познания»?

11.Каковы уровни познания? Какую информацию о мире дают формы чувственного, логического, интуитивного познания?

12.Каково соотношение интуиции и логического обоснования в научном открытии?

13.Какова роль дедукции, индукции и аналогии в познании?

14.Что такое «аналитико-синтетическое суждение»?

15.Объясните доводы агностицизма в пользу частичной или полной непознаваемости мира.

16.Чем научное познание отличается от обыденно - практического?

17.Приведите примеры философской полемики по проблеме природы интуитивного познания.

18.Что является целью познания?

19.Каковы философские трактовки истины?

20.Каковы критерии истины, заблуждения, лжи?

21.В чем различие понятий абсолютной, относительной, конкретной истины?

22.Каков критерий логической непротиворечивости доказательства?

23.Почему практика является основным критерием и стинности?

24.Есть ли у Вас критические соображения по поводу утверждения «прак­тика — критерий истины»?

25.Есть ли абсолютное и относительное в истине?

26.Чем истина отличается от правды?

27.Можно ли считать истину смыслом человеческой деятельности?

28.Как характеризует художественное познание тот факт, что шедевры искусства являются откровением и не могут быть превзойдены в будущем?

29.Какое место занимает религиозная вера в общем понятии веры?

30.Постройте схему этапов познания. Эта схема — «последовательная» или
«параллельная»?

31.Какова роль воображения в познании и в художественном творчестве?

32.В чем разница между бессознательным и подсознательным?

33.Как влияют репрезентация, интерпретация и конвенция на результаты позна­ния?

34.Чем отличается эксперимент от наблюдения?

Таблицы и схемы:

ПОЗНАНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ (по Романову)

Абстрактная Конкретная Действительность

Представление – вид знания - student2.ru Представление – вид знания - student2.ru возможность возможность

       
  Представление – вид знания - student2.ru   Представление – вид знания - student2.ru
 


Отсутствие препятствий для становления предмета познания
Марксисты: возможность познания – объективная тенденция становления предмета познания. Действительность познания – объективное существование предмета познания.
Гегель: возможность познания – абстрактный момент единства внешнего и внутреннего, действительности. Действительность – момент в развитии Абсолютной Идеи.
Кант: возможность – формальное условие опыта, действительность – материальное условие опыта.
Т.Гоббс: зависимость возможности познания от действительности.
Аристотель: действительность предшествует возможности познания сущности.
Наличие всех условий для осуществления познаний

Представление – вид знания - student2.ru

Виды перехода

Представление – вид знания - student2.ru Ощущение, чувственное восприятие

Сознательная деятельность -

Представление – вид знания - student2.ru в обществе

 
  Представление – вид знания - student2.ru

Стихийная деятельность –

в органическом мире

 
  Представление – вид знания - student2.ru

Изменение – в неорганическом

мире

СОЗЕРЦАНИЕ (по Романову)

Представление – вид знания - student2.ru Представление – вид знания - student2.ru Платон: сверхчувственное

Подходы усмотрение истины, добра,

красоты.

Кант: чувственная интуиция

Непосредственность
Целостность
Учет мировоззренческой установки личности

Представление – вид знания - student2.ru Черты

 
  Представление – вид знания - student2.ru

  Активность созерцания  
  Свободный выбор предмета созерцания  
  Самостоятельное открытие для себя его ценности  
Побуждение к последующим творческим действиям  
Своеобразие Ценность одного и того же явления может открываться неограниченное количество раз, сохраняя новизну

Мнения

 
  Представление – вид знания - student2.ru

  Г.В.Гегель: созерцание – объективизация чувств, всеобщие формы которых – пространство и время
  Л.Клагес: инстинктивное, непосредственное знание предмета  
  Д.Уотсон: скрытая моторная активность человека  

ТРАКТОВКИ ОПЫТА РАЗЛИЧНЫМИ ФИЛОСОФАМИ (по Романову)

  Джон Локк (17 в.) Опыт – воздействие предметов окружающего мира на органы чувств   Внешний опыт Внутренний опыт
       
  Представление – вид знания - student2.ru   Представление – вид знания - student2.ru

Результат

Чувственные идеи Рефлексии

 
  Представление – вид знания - student2.ru

Простые идеи

Размышление – процесс образования из простых идей новых идей

  Френсис Бэкон (16-17 вв.) Представление – вид знания - student2.ru Представление – вид знания - student2.ru Опыт – изображение внешнего мира в сознании человека   Светоносный опыт Плодоносный опыт (имеет теоретическое (имеет практическое значение) значение)     Чувство   Представление – вид знания - student2.ru Доказательство Экспериментальная (индукция) проверка   Идея
  Давид Юм (18 в.) Опыт – освоение восприятий в сознании
       
  Представление – вид знания - student2.ru
    Представление – вид знания - student2.ru
 

*Отношения сходства-различия

*Пространственно-временные

отношения

*Отношения причинные

Представление – вид знания - student2.ru Впечатления Представления

(сильные, живые, (идеи)

точные)

  Рене Декарт (17 в.) Опыт – основа естественных наук, одно из направлений в деятельности ума   Представление – вид знания - student2.ru Опыт   Новый метод Сомнение дедукции Старый   Врожденные идеи (Бог, числа, фигуры)

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ (по Романову)

  Давид Юм (18 в.) Опыт – освоение восприятий в сознании
       
  Представление – вид знания - student2.ru
    Представление – вид знания - student2.ru
 

*Отношения сходства-различия

*Пространственно-временные

отношения

*Отношения причинные

Представление – вид знания - student2.ru Впечатления Представления

(сильные, живые, (идеи)

точные)

  Рене Декарт (17 в.) Опыт – основа естественных наук, одно из направлений в деятельности ума   Представление – вид знания - student2.ru Опыт   Новый метод Сомнение дедукции Старый   Врожденные идей (Бог, числа, фигуры)
Осуществляется прямым усмотрением
Не проверяется и не оценивается
Характеристики

Представление – вид знания - student2.ru

Представление – вид знания - student2.ru

  Трактовки  
Э.Гуссерль – «узрение» единичных предметов, универсалий в акте рефлексии
А.Бергсон – непосредственное «схватывание» объекта
О.Нейрат – перевод знаний на язык физики

Представление – вид знания - student2.ru Представление – вид знания - student2.ru Формы непосредственного знания

 
  Представление – вид знания - student2.ru

Осознание отличия Осознание своего Принятие в

своего «Я» от внешних положения в пространстве- теоретических

объектов времени системах допущений

Представление – вид знания - student2.ru Сущность
  Знание n-уровня в отношении к знанию n-уровня

МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ. ДОКСА И ЭПИСТЕМЕ (по Романову)

Постановка вопроса:

Ксенофан– человеку присуще (мнение), богам (знание)

Парменид – чувственное восприятие (мнение), мышление (знание)

Платон – выражение становящегося (мнение), неизменности бытия (знание)

Аристотель – мнение – разновидность знания, но ненадежного. Оно имеет смысл, если

признается большинством или мудрыми

РАЗЛИЧИЯ

Мнение Знание
Результат познания Результат предметно – практической деятельности
Удостоверяется логикой и проверяется Практикой Определяется искренностью субъекта
Обладает разной степенью достоверности Всегда выражает отношение к событию (положительное, отрицательное, нейтральное) Обладает разной степенью компетентности
Элементарные знания биологически обусловленные, присущи животным Нет

СХОДСТВА

Фиксируется в форме знаков, сигналов. По своему генезису является социальным феноменом  

РОЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОЗНАНИИ (по Романову)

Представление – вид знания

  ФОРМЫ  
Представление памяти Представление воображения
  ПРИЗНАКИ  
  Наглядное     Одновременно относится к настоящему, прошлому, будущему  
  Менее индивидуально, чем восприятие     Опосредованно языком
  Не имеет фиксированного объема и содержания подобно понятию     Эмоциональное окружение представления выше, чем у понятия
  Определению поддается часть представления, преобразуясь в понятие     Не выражает отдельно общие признаки предмета, явления
  Классификация представлений возможна при их переходе в понятия     Богаче, ярче по содержанию, чем понятие

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ АБСТРАКЦИЙ (по Романову)

Абстрагирование – формирование образов реальности путем использования части из множества данных и прибавления к этой части новых сведений

Представление – вид знания - student2.ru

Абстрактный предмет – выделение отдельных свойств, сторон, состояний материальных предметов
  Абстракция, применяемая к чувственным данным – абстракция первого порядка  
  Абстракция на ее основе – абстракция второго порядка

Представление – вид знания - student2.ru Абстракция высшего порядка

Виды абстракций

       
  Представление – вид знания - student2.ru   Представление – вид знания - student2.ru


Абстракция отождествления. Отвлечение от невозможности наблюдать тождественные объекты
Абстракция потенциальной осуществимости, отвлечение от ограниченных возможностей конструирования предмета
Абстракция актуальной бесконечности. Отвлечение от невозможности полного обозревания объекта
Абстракция неразличимости. Отвлечение от порогов различаемости органов чувств и приборов

Процесс абстракции – одно из средств углубленного познания действительности. Термин «абстракция» ввел Боэций в 5 веке. Понятие абстракции использовал Аристотель. Абстракции концентрируют знания, позволяют ориентироваться среди единичных предметов, явлений. Они становятся первичными по отношению к вновь получаемому чувственному опыту.

ИСТОЧНИКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Внешний мир

Чувство – сенсуализм Локк. 17-18 вв. Воля – волюнтаризм Шопенгауэр. 19 в. Вера – неотомизм Жильсон. 20 в.
Инстинкт – фрейдизм Фрейд. 20 в. Классовые интересы – марксизм Маркс. 19 в. Польза – прагматизм Джеймс. 19-20 вв.
Интуиция – интуитивизм Н.Лосский. 20 в. Реакция – стимул – бихевиоризм Уотсон. 20 в. Акт мысли – актуализм Джентиле 20 в.
Соглашение – конвенциализм Пуанкаре. 20 в. Опыт – эмпириомонизм А.Богданов. 20 в. Символ опыта (ощущение) – эмпириосимволизм Юшкевич. 20 в.
Комплекс элементов – эмпириокритицизм Мах. 20 в. Операция измерения – операционализм Бриджмен. 20 в. Инструмент интеллекта – инструментализм Дьюи. 19-20 вв.
Пробуждение и обновление религиозного чувства – пиетизм Шпенер. 17-18 вв. Отношение «слов» и «вещей» - археология знания Фуко. 20 в. Спокойствие души, безразличие к добру и злу – квиетизм Молинос. 17 в.  
  Бессознательное духовное начало всего – панпсихизм Э.Гаргман. 19-20 вв.  

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И КОНСТРУКЦИИ(по Романову)

  Измерение – определение отношения одной величины (измеряемой) к другой (единице измерения)     Интерпретация– объяснение, истолкование, придание значения чему-либо
  Апология – защита, утверждение каких-либо знаний, норм, оценок     Критика – разбор противоречий, ошибок, недостатков с целью их преодоления
  Идентификация – отождествление эмоций, мыслей субъекта, с результатами духовной деятельности других субъектов     Обоснование – использование определенных знаний, норм для принятия утверждений, оценок, решений о действии
  Гипостизирование – наделение самостоятельным бытием отвлеченных понятий, идей     Экстраполяция – распространение выводов по одной части явления на другие части, весь объект, будущее
  Интерполяция– нахождение промежуточного значения по ряду данных     Интроекция – включение субъектом в свой внутренний мир взглядов, идей, установок других субъектов  

ЭКЛЕКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ (по Романову)

Происхождение термина

Представление – вид знания - student2.ru

От греческого «ЭКЛЕКТИКОС» - способный

выбирать, выбираю. Термин ввел Потамон (2 в.)

 
  Представление – вид знания - student2.ru


ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА изменчивость и относительность человеческого знания
НЕИЗБЕЖНОСТЬ начальный период познания, когда знания носят фрагментарный характер
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ возможность преобразования в энциклопедические знания
ПЕРВЫЕ КРИТИКИ Сократ, Платон, Аристотель
СУЩНОСТЬ объединение несовместимых мнений и идей
СТАНОВЛЕНИЕ – АНТИЧНОСТЬ Филон (2-1 в. до н. э.) Антиох (2-2 в. до н. э.) Ксенарх (1 в. до н. э.)
РАСЦВЕТ Средневековье
ОПАСНОСТЬ Подделка под диалектику


           
  Представление – вид знания - student2.ru   Представление – вид знания - student2.ru
 
    Представление – вид знания - student2.ru

РОЛЬ ОБРАЗА В ФИЛОСОФИИ(по Романову)

ВИДЫ ЧЕРТЫ
  ЧУВСТВЕННАЯ СТАДИЯ ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ   Объективен по своему источнику и субъективен по способу существования  
Не имеет самостоятельного бытия вне отношения к материальному субстрату
  СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ   Никогда не исчерпывает все богатство свойств и отношений источника  
Может иметь относительно самостоятельный характер. Регулирует поведение

ТРАКТОВКА образа

Гуссерль: чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции
Моррис: знак, средство коммуникация в человеческой культуре
Гегель: нечто многостороннее; в нем форма выступает как определенность
Платон: трансцендентная умопостигаемая форма
Эмпедокл: материальные «истечения» объекта, проникающие в «поры» органов чувств
Пифагор: число
Григорий Палама: отблеск божественного света

Термин образован от «образити». Развитие смысла: резать, рубить, изобразить, нарисовать. Родственные термины: образование, поражение, резвость, порез, резак.

РОЛЬ СИМВОЛА В ФИЛОСОФИИ(по Романову)

СМЫСЛ ЧЕРТЫ
Синоним знака   Многосложность структуры
  Категория, раскрывающаяся через сопоставление с сигналом, аллегорией, образом Расчет на активную внутреннюю работу воспринимающего  
Можно пояснить (вместе с другими символами), но нельзя разъяснить  
Имеет форму диалогического знания  

ТРАКТОВКА СИМВОЛА

Кассирер: все явления, которые обнаруживают смысл в чувственном
Юнг: устойчивые фигуры бессознательного – архетипы
Фрейд: психопатологические симптомы
Юшкевич: любое ощущение
Маркс: разновидность образа
Гёте: живое вечное воплощение
Гегель: посредник между сверхчувственным миром и чувственными вещами
Шеллинг: органическое тождество идеи и образа
Ориген: средство приобщения к Богу

Термин появился в 18 веке, заимствован из греческого. Развитие смысла: договор – знак.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ: (по Романову)

*Интуиция

*Озарение

*Инсайт

*Сатори

*Самадхи

*Ясновидение

*Яснослышание

*Психометрия

ПОЧЕМУ МЫ ОЖИДАЕМ, ЧТО СОЛНЦЕ ЗАВТРА ВЗОЙДЕТ?

Каждое утро мы ждем, что солнце поднимется над горизонтом. Однако, по мнению философа Дэвида Юма (1711 - 1776), наше ожидание совершенно иррационально. В этой главе мы попытаемся понять удивительное рассуждение Юма.

Абсурдный вывод?

На сцене: ученая Маккруискин наблюдает за восходом Солнца. С ней вместе находится ее близкий друг Плак, изучающий философию.

Плак: Какой прекрасный восход!

Маккруискин: Да, да. И точно по времени.

Плак: А ведь у нас не было надежных оснований ожидать, что солнце взойдет этим утром.

Маккруискин: Но Солнце восходит каждым утром в течение миллионов лет. Ясно, что оно должно было взойти и сегодня.

Плак: Нет оснований предполагать, что оно взойдет также и завтра. Ожидать его восхода столь же неразумно, как ожидать, что завтра вместо Солнца над горизонтом поднимется огромная ваза с тюльпанами.

Маккруискин: Согласна, у нас нет полной уверенности в том, что Солнце взойдет завтра. Какой-нибудь ужасный катаклизм вообще может разрушить всю Землю. Однако трудно поверить в то, что такое может случиться. Весь­ма вероятно, что Солнце все-таки завтра взойдет, не так ли?

Плак: Вы меня не поняли. Я не утверждал, будто мы не уверены в том, что Солнце завтра взойдет. Я говорил о том, что оснований предпола­гать его завтрашний восход у нас не больше, чем оснований пред­полагать, что оно не взойдет.

Маккруискин: Но это же абсурд! Имеющиеся свидетельства - каждодневный восход Солнца в течение миллионов лет - в огромной степени под­крепляют мою веру в то, что и завтра Солнце также взойдет.

Плак: Вы ошибаетесь.

Позиция Плака может показаться нелепой. Однако Юм привел аргумент, показывающий, что Плак прав. Причем не только наша вера в то, что Солнце завтра взойдет, но и все другие научные теории не имеют никакого оправдания.

Прежде чем перейти к рассмотрению аргумента Юма, я хочу кратко разъяснить различие между дедуктивным и ин­дуктивным рассуждением.

Наши рекомендации