Раздел 2. История философии
Чтобы войти в мир творчества великих философов, требуется настойчивое и систематическое изучение философии и ее истории. Историко-философские вопросы являются одними из самых трудных при изучении философии из-за большого количества школ, течений, направлений, да и просто из-за большого объема философских вопросов. Западная философия начинается с 6 века до н.э. и продолжается до сегодняшнего дня, т.е. существует более 2600 лет. В разные исторические эпохи философия выдвигает на первый план те или иные идеи, предполагает те или иные решения поставленных проблем.
Тема 2. 1 Философия Древней Индии, Древнего Китая
Студент должен знать.
Возникновение философии. «Осевое время» истории и зарождения философской мысли.
Древнеиндийскую философию. Веды и ведийскую традицию в духовной культуре Индии. Религиозно-философский комплекс Упанишад. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии. Философскую космологию. Неортодоксальные философские школы Древней Индии. Буддизм. Космизм как характерная черта древнеиндийской философии.
Древнекитайскую философию. Особенности становления и развития философии в Древнем Китае. Практическую философию Конфуция. Конфуцианство как религиозно-этическую философию. Философию даосизма. Взаимосвязь философии, религии, государства в Древнем Китае.
Студент должен уметь.
Видеть единство и различие проблем поставленных древнеиндийской и древнекитайской философией
Студент должен владеть.
Научными терминами по данной теме.
Историческим методом анализа эпох, стран, периодов.
Тема 2.2 Философия античности и Древней Греции.
Студент должен знать.
Особенности и характерные черты античной философии. Построение универсальной системы знания, поиск первоначал бытия и познания. Милетскую школу и натурфилософию Гераклита.
Школу Пифагора: поиски количественных закономерностей.
Апории Зенона как выработки философских представлений о веществе, пространстве и времени.
Атомизм Демокрита и Эпикура, Методологию и этику атомистов.
Софистику как способ получения нового знания.
Школу Сократа. Умопостигаемость общего. Этический рационализм Сократа. Диалог как принцип диалектического мышления.
Философию Платона. Мир вещей и мир идей. Понимание идеи как предела становления вещей. Достижения античного объективного идеализма. Учение об обществе Платона.
Философию Аристотеля. Логику и методологию Аристотеля. Учение об обществе и этику Аристотеля.
Значение античной философии для развития современной философской мысли.
Студент должен уметь.
Использовать полученные знания при рассмотрении современных научных проблем. Видеть преемственность философского знания и широту постановки проблем античными философами. Понимать формальную логику Аристотеля.
Студент должен владеть.
Философской терминологией по данной теме.
Основами диалектики, разработанными античными философами (Гераклит). Диалогической формой мышления (Сократ). Приемами софистики при получении нового знания. Формально-логическими приемами как необходимым элементом для рационального познания.
Тема 2.3 Философия Средних веков и Возрождения.
Студент должен знать.
Истоки и специфику средневековой христианской философии. Зарождение христианства и христианского богословия в античном мире. Этапы развития христианской философии. Теоцентризм средневековой философии. Патристику и схоластику. Учение о человеке. Эсхатологическое понимание исторического процесса. Спор о природе универсалий. Соотношение реализма и номинализма. Откровение и вера. Средневековую теодицею.
Арабо-мусульманская философия Средних веков. Античные истоки арабо-мусульманской философии. Калам (спекулятивная теология), фальсафа (философия), суфизм (мистическое учение) как основные течения арабо-мусульманской философии.
Основные философские проблемы средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума. Доказательства бытия Бога. Человек кА образ и подобие Бога. Соотношение души и тела. Проблема свободы воли. История как столкновение божественного предопределения и человеческой свободы. Свобода как освобождение человеческого духа от природной необходимости.
Позднее средневековье. Значение и роль средневековой философии. Влияние основных идей средневековой философии на современную религиозную философию.
Специфику философии эпохи Возрождения. Изменения социально-экономической жизни в 14-15 вв. Духовная децентрализация. Секуляризация культуры и общественной жизни. Переход от религиозной культуры к светской. Утверждение силы и безграничности разума. Возрожденческий гуманизм. Пантеизм. Антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм и эстетизм философии Возрождения. Подготовка философских предпосылок научной революции. Коперниканская революция в астрономии, ее философское значение. Пантеистическая натурфилософия Дж. Бруно. Научно-философское творчество Г. Галилея и формирование методологической программы экспериментально-математического естествознания.
Студент должен уметь.
Выделять главные проблемы средневековой философии. Главные идеи патристики и главные идеи схоластики. Главные идеи эпохи Возрождения. Видеть их взаимосвязь и продолжение в современных философских проблемах.
Студент должен владеть.
Философской терминологией по данной теме.
Методами исторического анализа эпохи.
Тема 2.4 Философия Нового времени.
Студент должен знать.
Причины научной революции 17 века и появление методологии экспериментально-математического естествознания. Развитие классического естествознания и складывание механистической картины мира.
Эмпиризм и рационализм. Философия Ф. Бэкона: обоснование роли опыта в познании. Философия Р. Декарта: принцип сомнения и поиск рационального порядка. Идея универсального метода.
Правовые идеи Т. Гоббса. Сенсуализм Д. Локка. Агностицизм Д. Юма.
Философские и педагогические идеи эпохи Просвещения. Философию французского просвещения (Вольтер, Руссо) и материализма (Гольбах, Дидро). Концепции социального равенства.
Немецкую классическую философию. Философию И. Канта. Концепции пространства и времени И. Канта и И. Ньютона. Диалектику и законы диалектики Г. Гегеля.
Постнеклассическую философию: С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
Возникновение и основные положения марксистской философии.
Студент должен уметь.
Применять полученные знания к анализу культурологических, социальных, научных проблем. Различать эмпиризм и рационализм.
Студент должен владеть.
Философской терминологий по данной теме.
Общенаучной методологией, предложенной философией Нового времени, немецкой классической философией. Диалектическим методом познания, предложенным Г. Гегелем.
Тема 2.5 Философия ХХ века.
Студент должен знать.
Основные течения философской мысли ХХ века. Интуитивизм А. Бергсона. Философию воли и власти Ф. Ницше. Философскую антропологию М. Шелера, А. Гелена. Неотомизм. Персонализм. Структурализм (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс), постструктурализм (Р. Барт). «Первый позитивизм» О. Конт: закон трех стадий познания, закон подчинения воображения наблюдению, классификация наук. «Второй позитивизм» Э. Маха и Р. Авенариуса: попытка приобрести фундамент науки в мире ощущений. Различие наук о природе и наук о духе. Основные направления в современной философии (философия науки, философия языка, философия человека). Неопозитивизм: опора на логический анализ и анализ высказываний, принцип верификации. Проблему демаркации ненаучного, научного и философского знания. Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера: принцип фальсификации, квазидарвиновскую модель роста научного знания. Методологию научно-исследовательских программ И. Локатоса. Концепцию научных революций Т. Куна. Лингвистический поворот в философии ХХ века. Язык как форма жизни и деятельности. Экзистенциализм: бытие человека в мире. Основные экзистенции: страх, тревога, ожидание. Основные идеи М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Ясперса. Феноменология Э. Гуссерля.
Аналитическую философию. Развитие философии науки (Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Герменевтику.
Возникновение психоанализа (З.Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг). Экзистенциализм.
Студент должен уметь.
Выделять и объяснять специфику философских направлений. Видеть их историческую и методологическую взаимосвязь с общенаучным знанием. Понимать сущность и значение позитивистской и постпозитивистской философии. Применять принцип демаркации научного и ненаучного знания, принцип фальсификации К. Поппера к социально-гуманитарному знанию.
Студент должен владеть.
Философской терминологий по изучаемой теме.
Современными методами научного познания. Применять понятия «парадигма», «парадигмальные знания».
Тема 2.6 Русская философия.
Студент должен знать.
Периодизацию русской философии. Проблему смысла истории, места и роли России в мировом историческом процессе: западники и славянофилы. Позитивизм и материализм в России. Философские концепции В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова. Государство, история, культура в произведениях русских философов. Нравственную и социально-политическую направленность русской философии. Осмысление природы и человека. Религиозно-философские искания русских философов. Философские темы русской литературы. Современную философскую мысль в России. Мировое значение русской философской мысли.
Студент должен уметь.
Видеть своеобразие русской духовности в ее оппозиции Западу – в другом. Применять полученные знания к анализу произведений русских литераторов. Видеть взаимосвязь философских и литературных проблем.
Студент должен владеть.
Методами исторического, философского анализа. Приемами философии всеединства, предложенными В.С. Соловьевым.