Нада подобен столбу к которому привязывают бродячую лошадь (мысль). Йогин ежедневно должен практиковать сосредоточение на Нада
4.96 Подобно змее, очарованной звуками флейты, мысль, поглощенная Нада, не движется"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика"
Когда мы начинаем практику, слышание звуков Нада само по себе является очень необычным опытом. В повседневной жизни мы не очень внимательны к внутренним ощущениям в уме и теле. Звуки Нада присутствуют всегда внутри нашего тела, но не отчетливо. Они возникают благодаря циркуляции энергии по нади — тонким энергетическим каналам. Десять основных видов энергии — пран, циркулируют по семидесяти двум тысячам каналов (Нади). Самые тонкие виды этих энергий представляют собой тончайший ясный свет и звук. Концентрируясь на внутренних звуках способом Нада-йоги мы открываем самые тонкие каналы нади в нашем энергетическом теле и входим в контакт с самым глубоким уровнем нашей внутренней реальности.
Согласно текстам, таких нади насчитывается 72 000 каналов, из них самый главный и наиболее ценимый йогинами — это Сушумна-нади (Авадхути-нади), находящийся внутри позвоночника. Йогин, способный поместить в Сушумна-нади свою энергию и сознание, обретает самадхи и сиддхи.
"Из 72 000 нади тела, две — Ида и Пингала, важные, остальные бесполезные. Лишь Сушумна содержит Самбхави-Шакти"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", 4.18
Смысл Нада-йоги заключается в том, что концентрируясь на внутренних звуках, возникающих в Анахата-чакре и центральном канале, наш ум утончается, становится однонаправленным, и обретает особую силу — способность двигать Вайю, энергию ветра, по каналам нашего тела. Эта способность называется сиддхи единства праны и ума. Утончившийся ум, проникая в центральный канал, наполняет его энергией (праной). Прана двигаясь в Сушумне, вызывает состояние остановки дыхания.
"4.113 До тех пор, пока дыхание не пойдет по срединному каналу (Сушумна), до тех пор, пока семя не станет устойчивым от остановки дыхания; до тех пор, пока дыхание не соединит с объектом, на котором он сосредоточен — до тех пор останутся пустыми болтунами и обманщиками все те, кто рассуждает о Знании"
Наше сознание перемещается из мира чувственных феноменов и тела в мир тонкого тела (Сукшма-шарира), получая разнообразные опыты, связанные с подсознательными образами и ментальными впечатлениями (самскарами). Наконец, когда праны полностью входят в центральный канал Сушумна, в глубоком самадхи происходит раскрытие самого тонкого слоя нашего ума.
"4.20 Когда прана в Сушумне, достигается Маномани. Все остальное для йогина ни к чему"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", 4.20
В это время йогин слышит звуки первоэлементов (таттв), образующих его тонкое тело, также видит свет (джьоти). Эти звуки и свет являются проявлением нашего фундаментального сознания, они суть сам высший Брахман.
"Слышен звук, что идет от корневой чакры (Муладхары) до Брахмарандры. Подобный чистому кристаллу, он, поистине, Брахманом, Высшим Атманом называется"
Хамса Упанишада
Слыша звуки первоэлементов, мы можем объединить с ними свое осознавание. Осознавание, взаимодействуя с энергией звука, дарует нам драгоценную возможность превратиться из обусловленных сансарой человеческих существ в йогинов, бессмертных сиддхов, находящихся по ту сторону жизни и смерти.
"4.99 Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньей (осознаванием, лишенным концепций). Мысль поглощается и прекращается, лишенная своих объектов (Паравайрагьей). Это растворение, Лайя ведущее к высшему состоянию Вишну (Парам Пада)"
Шива-Самхита, Раджа-Йога
Наше Сознание, вступая в контакт с изначальным звуком — энергией нашего трансцендентального «Я» и высшей его формой — Светом в момент Нада-Йога-Самадхи, просветляется им, устраняя все свое неведение (Авидью) и замешательство, порожденное привязанностью к сансарному существованию.
"4.104 Постоянной практикой Нада все грехи уничтожаются, мысли, прана поглощаются Ниранджана (незапятнанность — состояние абсолютной чистоты)"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика"
Часть III
Путь (Садхана Марга)
Садхана Нада-йоги является таинственным мистическим путем достижения раскрытия внутренней энергии. Несмотря на кажущуюся доступность и простоту метода, она является одной из самых сокровенных садхан йоги, которая доступна только мастеру, овладевшему ею в совершенстве. Поэтому так важно иметь наставления, полученные непосредственно от учителя. Само слышание звуков во время выполнения Нада-йоги наполняет нас глубоким мистическим чувством магии этого мира, преодолевая наши обыденные представления о мире и себе.
"4.80 Сосредоточением на звуке Нада достигают Самадхи йогины, подобные Ишваре. Блаженство входит в их сердце. Человеку оно не доступно — только Шри Гуру Натх его знает"
Шива-Самхита, Раджа-Йога
Безусловно для того, чтобы выполняться полноценно, практика Нада-йоги должна быть передана от Учителя к ученику с объяснением всех ее тонкостей и нюансов, лишь тогда она может принести успех Садхаку, искренне стремящемуся к Освобождению через Нада-Самадхи.
Существуют несколько способов медитации на Анахата-нада. Первый из них, и наиболее распространенный среди йогинов, заключается в выполнении Шанмукхи-мудры, некоторые ее называют также Шамбхави-мудрой.
Сватмарама в "Хатха-Йога Прадипике" так описывает Садхану Нада-йоги:
"Сидя в Муктасане и сделав Шамбхави-мудру, йогин сосредотачивается на правом ухе и слышит там звуки Нада.
Закрыв уши, глаза, нос и рот — он услышит звук в Сушумне и в Анахата Чакре"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.66, 4.67)
В сутрах приводятся разнообразные способы медитации на звук Анахата-нада. В первые со звуком Анахата-нада, я столкнулся в своей практике, много лет назад занимаясь Кундалини-йогой и медитацией в шавасане. Звуки нада внезапно возникли в обоих ушах и слышались даже во время ходьбы на улице. В правом ухе слышалось постоянное попискивание, которое при сосредоточении на нем нарастало, до громоподобных ударов колокола, обладающих резонансными переливами, в левом слышалось монотонное гудение, иногда перерастающее в громкий скрежет или жужжание, которое я с трудом выносил. Эти звуки я слышал непрерывно около двух лет. Однажды, в медитации эти звуки стали необычно сильны и буквально вдавили мое тело, которое не могло пошевелиться, я сконцентрировался на звуке справа и на центральном канале, пытаясь не терять осознанного присутствия, объединяясь со звуком. Звук нарастал до оглушающего грохота, внезапно откуда-то сверху я услышал раскаты грома, нечто наподобие громогласного "Д-д-а...д-д-а". Этот громогласный рев привел меня в замешательство, последняя мысль, которая мелькнула в моем сознании была о том, что возможно это Вселенское "Да" откроет мне дверь в самадхи. Это громогласный утвердительный ответ моего Высшего «Я» на все вопросы моих духовных поисков. Вслед за этим я утратил чувство тела и ощутил себя плывущим в невообразимом пространстве звука. Это было спиральное пространство, сверкающее на подобие развернутой парчи, уходящей в бесконечную даль, которая ощущалась не визуально, а как звук (вибрация). Мое сознание двигалось сопровождаемое чудесными мелодиями и мелодичным звоном, вдоль этой парчи, пока я внезапно не утратил ощущения самобытия «Я», чувства внутреннего и внешнего. Я находился в этом невообразимом пространстве, без верха и низа, без цвета, вкуса и запаха осознавая себя, как чистое бытие сознания, без единой мысли. Этот опыт по возвращению в тело радикально изменил всю мою практику, после него я мог ежедневно проводить в самадхи много часов.
В другом месте Гхеранда Самхиты говорится:
"После полуночи, в месте, где другие существа не производят шум, йогин, зажав уши руками, вдыхает и задерживает дыхание. В правом ухе он будет слышать различные внутренние звуки — с начала похожие на звук сверчка, а потом на флейту, затем на раскат грома, на барабан, на пчелу, на колокол, на гонг из латуни, затем на трубу, на фанфары, на барабан Мриданга, на литавры, на барабан Дундубхи.