Вопрос 3. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов как наука в системе гуманитарных ( в т.ч. юридических) наук (15минут)
Наука – способ познания мира. Движения к истине весьма отличается от обыденного познания мира. В обыденном познании мы опираемся на опыт, а в теоретическом – на теорию, и с её помощью анализируем, чтобы потом изменить действительность. Так, в любой науке есть уровень теоретических законов, а есть уровень практических закономерностей. Таковы естественные науки, гуманитарные, такие как обществознание, правоведение, такова и этика. Профессиональная этика – также является наукой; значит, у неё есть теория и практика.
Таким образом, в профессиональной этике используются понятия, категории ряда философских и юридических наук; что ещё раз говорит об интегративном (межпредметном) прикладном (практическом) характере знаний, умений, навыков по профессиональной этике сотрудников ОВД.
Метод познания в рамках этической науки определён как диалектический: (и хотя вы ещё не “сдали философию”), взятый из философии, что означает:
1. Каждый объект, изучаемый этикой рассматривается в развитии(в развитии, а не в статике рассматривается человек, группы людей, коллективы, их сознание, их моральные качества личности и т.д.).
2. Во взаимодействии с другими объектами (иначе не может быть развития, ведь личность получает знания о нормах поведения и деятельности из общения, т.е. межличностного взаимодействия в коллективе, в семье, в дружеском кругу)
3. Всякий объект морального изучения и моральное явление есть единство противоположностей (сочетание и взаимный переход: зло – добро – зло)
4. Всякое количественное изменение, имеет определенную границу – меру, придаёт явлению новые качества. Образование в течение 5 лет дает новое качество - образованность, высшее профессиональное образование, молодой человек становится специалистом, профессиональная этика изучается два семестра, благодаря чему формируется система нравственных профессиональных знаний, переходящих в убеждения, в качества личности, в нравственные потребности специалиста.
5. Всякая истина всегда конкретна, абстрактной истины нет; познание в этике движется от абстрактного знания – к конкретному, так и в ходе освоения учебного материала курса будут изучаться общие явления морали, воплощающиеся в конкретных ситуациях, в конкретных действиях и поступках людей. И наоборот, конкретные действия и поступки создают общую картину нравственных отношений между людьми, членами профессионального сообщества, общие этические знания.
От частного к общему частному
Структура учебной дисциплины отражает существование научных проблем профессиональной этики.
Этика делового общения деонтология Взаимодействие с населением (раздел 1) (раздел 2) (раздел 3)
мораль и право проф. мораль и этические
в обществе (раздел 4) аспекты деятельности ОВД(раздел 5)
Система профессиональной этики складывается не только внутри науки, в содержании профессиональной этики, но и во внешнем взаимоотношении с уже изученными или еще неизученными дисциплинами: психологией, педагогикой, философией, административным, трудовым правом, социологией, политологией, Теорией Государства и Права, административной деятельностью, уголовным. Процессом, уголовным правом, культурологией и т.д.
Д/З к семинарскому занятию №1: просмотреть учебные пособия ваших учебных предметов текущего учебного семестра, с целью выявления вопросов этического характера
Признаки науки этики проявляются и в использовании категории этики – научного инструмента, сложившегося в ходе развития науки.
Категории – понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны нравственного освоения человека, окружающего мира.
- является ступенями познания, общей характеристикой отношения людей к миру;
- активизируют познавательную деятельность.
Примерами категорий являются: добро, зло, честь, достоинство, долг, совесть, счастье и другие. Часто в этике они рассматриваются в соответствии с общей категорией “благо”, называя благом всё то, что способствует человеческой жизни, всё то, что служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей (материальных и духовных благ).
Заключение (5минут).
Професииональная этика сотрудника ОВД – система моральных ценностей и норм поведения специалиста, поддерживающих моральный престиж профессии в обществе. Профессиональная этика сотрудников ОВД изучает общие основы нравственности, получившее своё преломление в профессиональной среде, в сознании специалистов, а также нравственные изменения, происхождение с личностью во время выполнения профессиональной деятельности
Вопросы к аудитории по материалу лекции.
- Какие проблемы изучает этика?
- В чём вам видится отличие профессиональной этики сотрудника ОВД от общей этики?
- Назовите те факторы профессиональной деятельности, которые делают нравственную сторону деятельности профессионально значимой.
- Как вы понимаете задачи нового учебного курса?
- С какой целью увеличено количество учебного времени на эту учебную дисциплину и перенесено её изучение на 1 курс обучения?