Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражение) и социокультурных факторов становления (язык, коммуникация, общение, совместный труд, практика, культура) сознания

1.В естественных предпосылках материалистическая традиция особо выделяет в живой и неживой природе такое свойство, как отражение. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в процессе взаимодействия особенности других систем. Выделяют три основные формы отражения.Отражение в неживой природе – это элементарная форма, связанная с любыми видами материальных взаимодействий (механическими, физическими, химическими). Простейшие виды отражения (образ в зеркале, след на песке и др.) носят пассивный характер.Отражение в живойприроде определяется характером жизне-деятельности организмов, необходимостью их активной адаптации к условиям существования. К основным биологическим формам отражения относят раздражимость, чувствительность и психику.

Раздражимость – способность всего живого избирательно реагировать на воздействия окружающей среды (цветы, вечером закрывающие лепестки).

Чувствительность – способность отражать отдельные свойства вещей в виде субъективных ощущений, связана с формированием нервной системы.Раздражимость и чувствительность – элементарные формы упорядочения биологической информации. Психическое отражение – способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. Основными механизмами психического отражения выступают рефлексы. Социальное отражениесвязано с возникновением сознания.Сознание – высшая форма психического отражения. В отличие от психики животных, сознание наделяет человека способностью предвидения отдельных последствий своих действий, характера и направленности развития природных и социальных процессов. Основой перестройки психики животных в сознание человека стал труд (человек своей деятельностью регулирует обмен веществ между обществом и природой).

2. Рассмотрение сознания в качестве социальной формы отражения предполагает, что его возникновение является результатом не только длительного процесса психобиологической эволюции, но и социокультурогенеза.Социокультурная эволюция сознания условно включает в себя три этапа: а) Доязыковая стадия (ок. 5 млн. л. н. - 40 тыс. л. н.): это период формирования базовых структур мышления человека,появления отдельных элементов морально-нравственных отношений между первобытными людьми (табу), становления религиозного и художественного сознания на основе ритуального действия и магических практик. Закономерным результатом данного этапа является переход от ритуального действия/образа к слову-символу. б) Языковая стадия, характеризуется возникновением языка и способности отражения мира в знаково-символической форме. Символы и знаки языка становятся заменителями инстинктов. Благодаря способности сознания порождать символы и оперировать ими, становится возможным накапливать и сохранять значимый коллективный опыт.в) Логико-понятийная стадия, на которой осуществляется переход «от мифа к логосу» (8 - 5 вв. до н. э.), связана с кристаллизацией в сознании определенных норм и структур – законов логики, – которые образуют своеобразный каркас правильного мышления. Итак, сознание – социальная форма отражения, интегрирующая все его последовательно возникающие в процессе эволюции природы и общества черты.

27. Сознание и мозг. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Cознание – это высшая, свойственная только чел-ку и связанная с речью ф-ция мозга, заключ в обобщ и целенаправл отраж. действительности, в предвар. мысленном построении действий и предвидении их результ, в разумном регулиров и самоконтроле поведения человека.

1) Сознание – ед-ная достоверная реальность, а материальн мир – его порождение. Подобная установка, возник. в рамках субъективного идеализма назвается солипсизма. 2) Сознание не существует как качественно специфич реальность. Эта позиция хар-на для физикализма –научно-философского течение, кот отождествл. сознание и физ. процессы в головном мозгу, вкл. в себя: моделирование «искусственного интеллекта», генетич обуслов-сть ряда хар-тик психики чел., связь типов мышления с работой полушарий мозга.Позиция вульгарного материализма(К. Фогт,Я. Молешотт,Л. Бюхнер):рассмотрение сознание как феномен, целиком сводим к физиолог. процессам, происход в мозге чел. Теория интроекции Р. Авенариуса:идея о том, что мозг не является органом мысли, а мысль не является функцией мозга. 3) Диалектико-материалистический подход- сов-сть ид. процессов и явлений, сущ-щих в субъективной психич. сфере чел. и отличающ от своего материальн. носителя. Специфика сознания закл. в том, что оно идеально по своей природе. Идеальное–образ действ-сти в сознании, хар-ет сущностное содерж. сознания как субъективной реальн.разв. мозга-цефализация,его смысл: когда у жив.организмов появл. зачатки нервной системы, идет медл.усовершенств.нервной системы, в частности, гол. мозга. Мозг чел. -сложноорганизованная и саморегулирующ сист, своеобразие кот опред.функцион. специализацией ее обл.: зрение связ. с затылочными долями полушарий мозга, слух – с височным. Единство сознания, мышления и языка: язык – это сист. знаков, обладающ. значением и смыслом, способ выраж. мысли. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выражен в слове. Речь– это сам процесс использ. языка с целью усвоения и передачи социально значимой инфо, обмена мыслями. Значение языка опр-ся след. аспектами:1. Язык явл. не столько транслятором актов сознания, сколько «соавтором» их рождения.2. Язык выступ. как универс.социокульт. среда, обеспеч-щая коммуникацию между людьми через языковые игры и ситуации. 3. Язык – посредник между миром и чел-ом. Осущ-яя речевую дея-сть, чел-ек мыслит, но говор. –не значит мыслить. Два существенных различия между языком и мышлением:1. стр-ра языка не совп. со структурой мышления: законы и формы мышления едины для всех людей, а язык национален. 2.единые нормы мышления осущ. различн. языковыми способами.

Наши рекомендации