Познаваемость мира на фоне непознаваемости Бога
Критика со стороны ортодоксального богослова насторожила Николая Кузанского («Мне сегодня попалась книжонка одного не только невежественного, но и наглого человека, называющего себя магистром теологии...» — писал он), и впредь он высказывался осторожнее. К тому же и кардинальское положение его обязывало. В «Апологии ученого незнания» (1449) он постарался ответить на предъявленные ему обвинения, доказывая согласованность своих суждений с мнениями церковных авторитетов, хотя за благопристойной формой этого и последующих его сочинений нельзя не разглядеть все той же линии («Что Бог во всем и все в нем — известно из апостола Павла и всех мудрецов. Но этим никто не утверждает сложности в Боге, так как все в Боге — Бог: земля в Боге не земля, но Бог и так далее. Этот человек совершенно ничего не понимает, раз делает вывод о несовместимости этого с простотой Бога. Как с простотой единства согласуется то, что в нем свернуто пребывает всякое число, так с простотой основания — все обоснованное»).
В концепции человека, выдвинутой им, было не только воспроизведение диалектики всеобщего (бога и мира), но и нечто новое — диалектики познания как естественной человеческой способности, реализуемой посредством чувства, воображения, рассудка и разума. Его идеи предвосхищали будущую полемику философов относительно метафизического образа мыслей и утверждения диалектического способа мышления.
Убежденный в том, что мир бесконечен, Николай Кузанский приходит к выводу, что процесс познания означает бесконечное совершенствование человеческих знаний. Познающий ум — это сложная система способностей. В платоновско-аристотелевской традиции они уже были зафиксированы и хорошо известны схоластике, но Кузанец дает не только глубокую характеристику каждой из них, а и рассматривает иx в единстве, во взаимодействии друг с другом. Это очень важно: только взаимодействие всех познавательных сил ведет к успеху, к истине.
В ту пору возрастал интерес к чувственно-эмпирическому познанию, и философ особое внимание yделяет чувствам, ибо «сила ума... не может перейти к своим функциям, если не получит возбуждения... при посредстве чувственных представлений». Однако чувственное познание дает лишь частное знание, добытые им знания должен упорядочить рассудок, без которого невозможна и деятельность чувств. В свою очередь, «в рассудке нет ничего, чего раньше не существовало в ощущении». Поскольку Бог вне всяких рациональных определений, то он недоступен познающему рассудку, но зато последнему открыт весь материальный мир, в отношении которого рассудок способен реализовать себя в полную силу, особенно с помощью математики, наиболее достоверной, как считал Кузанец, из всех наук, ибо число — первообраз всех понятий нашего ума, а без него невозможно ничего ни понять, ни создать. Он был убежден, что в основе всех явлений природы лежат математические отношения и на каждом шагу стремился пояснять свои рассуждения математическими гримерами.
Согласно ему, высшей познавательной способностью является разум, чья деятельность, в отличие от рассудка, полностью отделена от чувств. Рассудок лишь преддверие разума, это лишь ограниченная сила ума, не выходящая за пределы сравнивания вещей, и ему недоступна актуальная бесконечность, то есть Бог. Последнее — исключительный предмет разума, хотя и для него «сущность вещей, которая есть истина бытия, непостижима в своей чистоте». Непостижим, по Кузанцу, и сам разум, который в его чтении представляет собой мистическую интуицию. Под влиянием неоплатонических идей он рассматривал разум в качестве божественной космической силы.
Но что так важно: именно разум как высшая еретическая способность человеческого духа, мыслящая бесконечное, служит, по Кузанцу, средоточием, органом диалектического мышления (то есть мышления противоположностями, усматривая не только их различие, но и тождество, не только противостояние, а и единство). Рассудок, лишенный «бесконечной силы разума, заявлял философ, «спотыкается», «не может связать противоречия, разделенные бесконечностью». И он критикует схоластическиx последователей Аристотеля за то, что они придерживаются лишь «утвердительного метода», мыслят конечными понятиями, застывшими категориями, — их рассудочному уму непостижимо «совпадение противоположностей» (в частности, таких, как Бог и человек, Вселенная и земной мир, субъект и объект). Постижение же такого совпадения, согласно Николаю Кузанскому, — дело интуитивной, мистической стороны человеческого разума (ею, разумеется, не исчерпывалось его содержание), в нем-то и достигается «обожествление» человека.
Автор «Ученого незнания» обосновал концепцию диалектики истины. Он впервые указал, что истина неотделима от своей противоположности — заблуждения, — как от света тень. Только догматический рассудок склонен рассматривать каждое из своих положений в качестве истины в последней инстанции. Но этой ограниченности, согласно Кузанцу, полностью лишен разум. А несоответствие знания сущности объекта, субъективного образа — объективной действительности обусловлено, как мы знаем, ограниченностью уровня познания, человеческой практики, либо — абсолютизацией отдельных моментов познания или сторон познаваемого объекта. В истории науки заблуждение, содержащее объективно-истинные моменты знания, нередко выступало формой развития истины — таков закономерный путь познания вообще. Заслуга Николая Кузанского состоит в том, что он защитил способность человеческого ума к бесконечному углублению своих познаний, подчеркивая, что она значительно важнее претензии рассудка на обладание некоей вечной истиной, что было так характерно для схоластики. Разум постоянно преодолевает самоуверенность рассудка относительно окончательной истинности его суждений, причем подлинный смысл каждого отдельного суждения выявляется не столько из него самого, сколько из более обширного целого; в бесконечном углублении разума в познаваемый мир происходит его восхождение от частей ко все более общему, но так, что именно общее целое определяет смысл частного. «Не познается часть без познания целого, поскольку часть измеряется целым», — писал он в трактате «Об уме” и подчеркивал, что если игнорируется всеобщность (Бог), то ничего нельзя сказать о ее частях: «...знание о Боге и обо всем предшествует знанию о любой вещи».
Символ века
«О, высшая щедрость Бога-Отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!» — восторженные слова талантливого двадцатитрехлетнего философа Джованни Пико делла Мирандолы (1463—1494) как нельзя лучше выражают пафос Возрождения на его подъеме.
Цитата взята из его сочинения, написанного на латинском языке, под названием «De hominis dignitate» — «О достоинстве человека».
В другом переводе выделенная часть представлена следующим образом: «дано достигнуть того, к чему он стремится», — и, на наш взгляд, лучше передает смысл сказанного автором.
Этот текст — вступительное слово к публичному диспуту, который намечен был на весну 1487 года в Риме, но не состоялся из-за запрещения его папой Иннокентием VШ. Однако заранее написанная речь вместе с недозволенными к дискуссии тезисами пошла гулять по всем университетам Италии. Ее восприняли как манифест, заставивший трепетать юношеские сердца и задуматься зрелые умы. Пронизанная высокими идеалами и горячими чувствами, она призывала людей осознать свое действительное предназначенье и осуществлять себя в способности творить свою судьбу и безгранично совершенствовать собственную природу:
— В рождающихся людей Отец вкладывает семена и зародыши разнородной жизни, и соответственно тому, как каждый их взрастит, они расцветут и дадут свои плоды!
Только так, по мысли автора, и можно прийти к должной оценке божественного творения и насладиться величием мироздания!
Путь к полноте человеческой сущности, считал Пико, лежит через познание. Оно же ведет и к вечному блаженству. Достичь «естественного» счастья невозможно без философии; как и сверхъестественного» — без теологии.
Что касается последней, то она открывает человеческому разуму высшие тайны лишь при условии, что тот подготовлен философией, а этому предшествует подавление с помощью науки о морали порывов страстей и рассеяние полемикой «тьмы разума», а также — очищение души, «смывая грязь невежества и пороков, чтобы страсти не бушевали необдуманно и не безумствовал иногда бесстыдный разум». Вот, заключал Пико, «тогда мы наполним очищенную и приведенную в порядок душу светом естественной философии, чтобы затем совершенствовать ее познанием божественных вещей». Нужно, заявлял он, «напитать божественную часть нашей души познанием божественных дел как истинной пищей и небесной амброзией», а без философии, по его мнению, нет человека; занятия же ею должны быть не уделом горстки избранных, а всех людей.
Текст речи Пико делла Мирандолы привлек к себе внимание широких образованных кругов и вызвал отклик в философских умах не только современников, но и последующих поколений.
* * *
О чем думалось Леонардо да Винчи (1452—1519), когда в его руки попал этот документ?..
Сам он был, по собственному признанию, «человеком без книжного образования» и далек от философских ристалищ, хотя сильный ум его, наполненный разнообразными знаниями, не чурался проблем самого широкого плана, но к так называемым «гуманистам», всецело занятым культивированием «благородных» искусств, в том числе античной литературы, высокоумными разговорами о «божественныx вещах» с цитированием платоников и перипатетиков, относился крайне настороженно и не включался в их споры («Скажут, что, не будучи словесников, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать, — так запишет он в своей тетради.— Не знают они, что мои предметы более, чем из чужих слов, почерпнуты из опыта, который был наставником тех, кто хорошо писал; так и я беру его себе в наставники, во всех случаях на него буду ссылаться».
В те дни, когда тезисы и речь Пико делла Миран-долы ходили по рукам и повсеместно обсуждался скандал с запрещением дискуссии и вероятным привлечением автора к суду инквизиции, он работал над конной статуей отца правителя Милана, уточнял свой замысел, делал многочисленные рисунки, лепил модели...
Одновременно по заказу герцога писал картину «Мадонна в скалах» — произведение, которое потрясет потом весь мир своим совершенством, ясностью, уравновешенностью художественной композиции, выразительностью образов.
Одновременно что-то проектирует, конструирует, экспериментирует, изобретает. Выступает и как архитектор, гидротехник, мелиоратор. Придуманные им механизмы приводят в восторг его близких. Работает в составе коллегии инженеров герцога — от него ждут предложений по усилению фортификационных сооружений. «Чтобы сохранить главный дар природы, то есть свободу,— читаем мы в его тетради, — я изобрел наступательные и оборонительные средства для государств, осаждаемых тщеславными тиранами, и прежде всего скажу о расположении стен, а также посредством чего народы могут сохранить добрых и справедливых своих правителей».
Принимает участие в конкурсе на постройку купола миланского собора.
Одновременно свою техническую изобретательность применяет в устроении декоративных пышных празднеств и затей при дворе миланского герцога. И непрерывно его не покидают мысли тонкого, наблюдательного ученого-естествоиспытателя. В его записках находим меткие замечания по вопросам математики, механики, геологии, географии, метеорологии, химии, оптики, астрономии, анатомии и физиологии человека и животных, медицины, ботаники. Тут же — чертежи, наброски, эскизы, зарисовки с натуры.
Леонардо да Винчи поражает нас своей разносторонностью. Мы способны вместе с философами патетически рассуждать о великом гуманистическом идеале эпохи Возрождения — о homo universalis (всесторонне развитой личности), — но что тогда сказать, о реальном воплощении его в жизни?..
Он не был исключением — многосторонность развитых творческих сил в целостной личности была типична для его современников. Но он наиболее выразительно проявил это в опыте своей жизни. Это был гениальный ученый, обогативший все отрасли современного ему знания глубокими наблюдениями и проницательными догадками. Его могучий талант инженера и естествоиспытателя был соизмерим с его великой художественной одаренностью.
Неудивительно, что он стал символом своей эпохи, о которой один из выдающихся мыслителей сказал, что то была эпоха, нуждавшаяся в титанах и породившая титанов по силе мысли, страсти и характер по многосторонности и учености. Люди, способствовавшие утверждению господства буржуазии и дававшие отставку теологии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно ограниченными.
Смелый экспериментатор, Леонардо расчистил путь для строго научного, основанного на активном, сознательно поставленном, целеустремленном взаимодействии с природой исследовании, подготовив тем самым почву для Галилея (1564—1642), явившегося непосредственным продолжателем его.
Религиозному догматизму, натурфилософским спекуляциям Леонардо противопоставил трезвый, ясный, как и его художественные произведения, образ мышления, ориентированный на познание объективной реальности. «Многие будут считать себя вправе упрекать меня, указывая, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, находящихся в великом почете, почти равном их незрелым суждениям; не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель», — так писал он на заветных страницах.
И еще запись: «Истинная наука — та, которую опыт заставил пройти сквозь чувства и наложил молчание на языки спорщиков и которая не питает сновидениями своих исследователей, но всегда от первых истинных и ведомых начал продвигается постепенно и при помощи истинных заключений к цели, как явствует это из основных математических наук...»
Ему претили схоласты, занимавшиеся вещами, «восстающими против ощущений», вещами «недоказуемыми», каковы сущность Бога и бессмертие души. Он негодовал против алхимиков, которые «хотят разбогатеть в один день», изобретателей perpetuum mobile, игнорирующих законы природы, против сочинителей легенд о бесплотных духах, физиогномиков, хиромантов и прочих шарлатанов, подвизающихся на ниве невежества и доверчивости толпы. Он враг тщеславия и себялюбия, за которыми, как правило, следует бесчеловечность и жестокость: «Знаю, что существует бесконечно много таких людей, которые ради удовлетворения одной своей прихоти уничтожили бы Бога со всей Вселенной».
В его биографии, написанной итальянским архитектором Джорджо Вазари (1511—1574), есть такие строки: «Занимаясь философией явлений природы, он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом Луны и движением Солнца». За этими строками в первом издании (1550) следовала фраза: «Вследствие всего этого он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая, по-видимому, быть философом, а не христианином»10. В последующем издании (1568) автор убрал сказанное, ссылаясь на то, что якобы был плохо осведомлен. Но, как гласит русская пословица, «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь». А вот елейный рассказ Вазари о том, будто Леонардо каялся, что «много согрешил против Бога», и «принялся прилежно изучать установления католичества», скорее косвенно подтверждает оброненные биографом слова о том, кем предпочитал быть великий ученый и художник.
Леонардо вдохновляли мысли о геометрии, развиваемые Николаем Кузанским и направленные, в общем-то, на выяснение теологических вопросов, связанных с божественной сущностью, ее таинственными исхождениями и связями с ею сотворенной природой, но, делая выписки из работ философа, равно как и из сочинений неоплатоников, опускал все, что было связано с богословием, и игнорировал имя Бога.
Он с сомнением относился к умозрениям по повод бестелесного духа:
О математики, пролейте свет на это заблуждение!.. дух не может иметь ни голоса, ни формы, яз силы: а если он примет тело, то не сможет проникав или входить туда, где входы запертый. И если бы кто сказал, что дух принимает тела различных форм посредством скопления и сжатия воздуха и посредством такого орудия говорит и движется с силой, на это я отвечаю: там, где нет сухожилий и костей, не могут быть и силы, и она не может быть приводимой в действие ни в одном из движений этих воображаемых духов.
Беги от учений таких умозрителей, ибо их доводы не подкрепляются опытом!»
Невозможно переоценить философское значение того факта, что Леонардо да Винчи по существу явился пионером естественнонаучной методологи современном смысле этого слова. Строгий эксперимент во всеоружии его нелицеприятной математической оснащенности — вот что было поставлено во главу угла и что стало определяющим развитии естествознания.
В его черновиках сохранился отрывок программы для аллегорической картины или сценического преставления. Пламя истребляет ложь, то есть искусника по части словесных ухищрений, и являет достоверность, рассеивая мрак: «Огонь должен быть представлен как истребитель всякого софиста, как изъяснитель и толкователь истины, ибо он — свет, который рассеивает тьму, скрывающую сущность вещей.
Прекрасный образ, в котором запечатлены и принципиальная мысль, и неравнодушие сердца, и темперамент мыслителя.
В связи со своими занятиями механикой Леонардо да Винчи одним из первых при переходе к Новому времени сформулировал принцип детерминизма (философской концепции, признающей объективную закономерность взаимосвязи и причинную обусловленность всех явлений), сознательно противопоставив его принципу телеологии (идеалистическому взгляду на ход процессов в природе и обществе, якобы заведомо постулируемых сверхсущей целью, — «телос» по-гречески означает результат», «завершение», «цель»).
Телеология почти безраздельно господствовала не только в религиозной схоластике, но и в натурфилософии средневековья. «Природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте», — писал он и вновь и вновь призывал к диалогу с ней на языке эксперимента:
«Опыт никогда не ошибается, ошибаются только ваши суждения, ожидая от него такого действия, которое не является следствием ваших экспериментов... Мудрость дочь опыта».
От детерминизма, трактуемого механистически (а иначе и быть не могло, ведь механика вышла тогда в авангард научного прогресса), Леонардо поднялся до осознания закономерности как объективного факта: «Необходимость — наставник и опекун природы. Необходимость — тема и изобретательница природы, и узда, и вечный закон».
Им заострен был вопрос о культуре теоретического мышления, о должном качестве осмысления и обобщения результатов изучения природы: «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой». По его убеждению, все предметы и все стороны действительности подчиняются численным отношениям, обнаруживают математические пропорции. «Пусть не читает меня тот, кто не является математиком согласно моим принципам... Тот, кто порочит высшую достоверность математики, тот питается сумбуром и никогда не заставит умолкнуть противоречия софистических наук, которые учат вечному крику...»
Заразителен оптимизм Леонардо да Винчи с его верой в познавательную и практическую силу науки. Он считал, что заблуждается тот, кто пренебрегает ею. «Влюбленные в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет... Наука — полководец, и практика — солдаты».
Важность науки он видел и для искусства. Практическая живопись должна опираться на знание перспективы, влияния прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, пропорций человеческого тела и т. д.
Огромно было воздействие творческого примера Леонардо да Винчи как гениального художника на развитие европейской культуры, но неизгладимый след в эстетическом сознании человечества оставили и его теоретические изыскания в этой области культуры. Его «Трактат о живописи» и собранные воедино рукописи — одно из фундаментальных приобретений Ренессанса. Они существенно повлияли на восхождение художественной практики к новым высотам и сохранят, очевидно, свое теоретическое значение на все времена.
Леонардо вырвал живопись из цепких лад цеха прикладных ремесел, защитил и утвердил ее культурную самоценность. Он открыл обществу глаза на ее великий социальный смысл в творчестве человеческих отношений и созидании самого человека по принципам высокого гуманизма. По его мнению, «живопись в состоянии сообщить свои конечные результаты всем поколениям Вселенной», поскольку она непосредственно открыта зрительному осязанию, а результаты ее — те же прояснения сущности, те же обобщения о познаваемом вещном мире, что и в других областях человеческого познания, только выраженные наглядной, доставляющей чувственное удовлетворение форме.
Удивляясь «мудрости» природы, художник восхищается ее красотой и считает, что изобразительное искусство порождено ею,— оно «внучка ее (поскольку дочь — непосредственно связанный с природой вещный мир, а живопись порождение этого мира) и «родственница Бога»;
Любовь к природе и миру человеческих вещей воплощается в живописных произведениях, — художник, «обнимающий первую истину этих тел, так как глаз меньше ошибается, чем разум», восходя к всеобщности, несет эту свою любовь другим. И в этом смысле Леонардо заявляет, что «живопись является философией» («Что живопись является философией, доказывается тем, что она трактует о движении тел в быстроте их действий, а философия также распространяется на движение»). «...Живопись — удивительное мастерство, — размышляет Леонардо, — вся она состоит из тончайших умозрений, которых скульптура лишена полностью...».
И здесь он — мыслитель, стремящийся подняться над явлениями, чтобы обозреть их во всеобщей связи и тем самым глубже проникнуть внутрь, в сущность их.
4. «Реформация» значит «преображение»
Происходившие в Европе социально-экономические изменения, углубляя гуманистические тенденции, имели своими следствиями не только коренные перемены в светской культуре, но и вносили возмущения в веками сложившиеся отношения в христианстве и господствующее сознание, остававшееся глубоко религиозным. Все больше появлялось художественных произведений, эпатировавших общественное «мнение своей иронией по отношению к правоверным служителям культа и нарочитой чувственностью своиx сюжетов. И откровенная «ересь» хотя и боязливо, все настойчивее пробивалась в богословскую литературу. Крестьяне и городские низы от робкого неповиновения хозяевам все чаще переходили к открытым выступлениям против притеснений со стороны феодалов, к числу которых относилось и высшее духовенство.
В феодальном обществе церковь выступала в двух обличьях: как своеобразная социальная организация, отвечающая интересам господствующего класса, и как санкционированная этим классом совокупность господствующих идей и воззрений, претендующая на наивысшие обобщения. Она воспроизводила в своей структурной организованности феодальную иерархичность и навязывала свое идеологическое обоснование «божественному происхождению» этой структуры, господству одних и подчинению других, обязанность тружеников нести в. пользу других платежи и повинности. Она цементировала феодальность своею внеэкономическою силою духовного властвования над сознанием масс, насквозь пропитанным темными суевериями и надеждой на единоспасающую благодать, якобы находящуюся в руках отцов церкви. Начавшееся разрушительное подмывание фундаментальных оснований феодального строя не могло не затронуть и устойчивости ее дома.
Обюрократившаяся и коррумпированная к тому времени римско-католическая церковь, забывшая идеалы первоначального христианства с его революционно-уравнительными мотивами, вызывала к себе все более отрицательное отношение со стороны ренессансного гуманизма.
В свою очередь, усиление централизации светской власти, укрепление монархической государственности в интересах господства дворянства все менее нуждалось в помощи достаточно дорогостоящего церковного аппарата.
Уже в первой половине XV века в западноевропейской церкви развивается мощное соборное движение, ставящее своей целью перестроить ее соответственно изменившимся политическим условиям Констанцский собор (1414—1418), созванный, вопреки традиции, не папой, а коллегией кардиналов, и Базельский собор (1431—1448) — оба с участием представителей феодальных монархий — выдвинули положение, что не папа римский, а именно такого рода собрания должны быть верховным правителем церкви. В условиях возникновения государственно-территориальных образований это означало бы контроль со стороны национальных церквей за космополитической властью и имущественными притязаниями пап (в большинстве случаев итальянцев).
Предложение не прошло, но от публичных нападок сильно пострадал авторитет папской власти.
Городская же буржуазия предъявляла к ней свои претензии. Она заявляла уже не о реформе церкви, не об исцелении ее, как тогда говорили, от «порчи во главе и членах», но о создании новой церкви. В борьбе с надгосударственным католическим централизмом поднималось широкое и социально неоднородное движение, получившее название протестантизма (от латинского protestants — «публично заявляющий»).
В идейном обеспечении его сыграл свою роль возрожденческий гуманизм со своей рациональной критикой средневекового миросозерцания и утверждением принципов буржуазного индивидуализма.
Но что интересно, внешний усугубляющийся конфликт католической церкви с обществом обострял и ее внутренние противоречия, и в конце концов в ее собственном чреве вызрело дитя, ставшее затем ее злейшим врагом.
Во втором десятилетии XVI века в восточногерманском городе Виттенберге у прихожан церкви св. Марии снискал себе большую, симпатию молодой доктор теологии Мартин Лютер. Образованный, фанатичный, он с необычным рвением относился к своим обязанностям. Его лекции перед студентами виттенбергского университета также были архи-добросовестны, но главное, как отзывались о них, «в старые (самые старые!) мехи вливалось молодое вино» — содержание их включало новые повороты мысли, установившиеся понятия переосмыслялись, а главное — провозглашались смелые идеи, импонировавшие горожанам.
«Римская курия, — заявлял он, —вконец развращена и отравлена. Это чудовищное смешение всех мыслимых распутств, кутежей, плутен, амбиций и низких злодеяний. Рим бесчинствует сегодня так же, как и во времена цезарей».
В начале сентября 1517 года Лютер пишет 97 тезисов, направленных против схоластики. В них он утверждает, что господствующее схоластическое богословие губит веру, причем в его обличениях звучи и обвинение догматической религиозной философии как врагу свободного научного познания.
Лютер отпечатал их и послал на теологический факультет Эрфуртского университета.
Ответа не последовало. Тогда спустя полтора месяца он приколол плакат со своими тезисами у входа в Замковую церковь, где обычно проводились торжественные университетские церемонии.
То был седьмой день недели 31 октября. На площади кипел праздничный базар. Празднично одетые прихожане шли на воскресную службу...
Историки свидетельствуют, что этот документ, предназначенный исключительно для полемики, произвел воспламеняющее действие в умах современников, подобно удару молнии в бочку с порохом.
В сдержанной, суровой и горькой форме автор выступал против целого ряда догматов и претензий католической церкви, утверждал, что духовенство не может считаться посредником между людьми и Всевышним. Человек, по Лютеру, достигает «спасения души» («оправдания») только при помощи «веры», которая даруется ему непосредственно Богом. Тезисы 5—7 специально были посвящены принципиальному выводу: церковь не может освобождать грешников ни от каких небесных кар, а папа вправе прощать христиан за нарушения ими лишь его постановлений, но не божьих требований. Вечное проклятие посылал он в тезисах 30—40 тем, кто обещал небесное оправдание и спасение душам грешников за продаваемые церковью от имени папы римского индульгенции (то есть грамоты об «отпущении грехов» — от латинского: indulgentia — «снисходительность», «милость»). В следующих тезисах (41—51) он разоблачал церковный повод последней кампании по продаже таких отпущений: сбор средств был необходим для строительства в Риме храма св. Петра.
Лютер настаивал на том, что важное место в христианской религии занимают и мирская жизнь, и весь мирской порядок, светское государство и его учреждения. В соответствии с этим должен быть отвергнут авторитет папских декретов и посланий («священное предание») и восстановлен авторитет « священного писания ».
Разразился скандал в «благородном семействе». Римская курия призвала «еретика» к ответу. Но Лютер, чувствуя за собой сочувствие широких бюргерских слоев и поддержку саксонского курфюрста, отказался явиться в Рим, куда он был вызван на суд.
Началась дистанционная схватка: с папской стороны — публичные обвинения, угрозы, предписания, интриги (немецкие доминиканцы потирали руки, поговаривая, что уже сушат поленья для нового костра), с противоположной — страстные проповеди и лекции с амвона виттенбергской церкви или университетской кафедры, новые тезисы, послания, письменные разъяснения и возражения папскому престолу, диспуты и т. д.
Дерзкие заявления виттенбергского еретика становились резче, голос его креп — Лютер требовал от королей и князей применения силы против «неистового бешенства» сторонников Рима, с тем чтобы положить их игре конец «оружием, а не словом», - «броситься с оружием в руках на этих главарей разврата — на кардиналов, пап и всю свиту римского Содома».
Чуть позже он умерит свой радикализм и сам примкнет к бюргерской, дворянской и княжеской свите и предпочтет бороться только «словом», а не внешним насилием.
А пока... На лейпцигском диспуте с папистом Экком в 1519 году открыто признал, что во многом следует учению сожженного на костре (в 1415 г.) великого чешского реформатора Яна Гуса.
Летом 1520 года папа Лев X издал распоряжение о высшей в христианстве церковной каре Лютеру — анафеме, церковному проклятию, сопровождающемуся отлучением от церкви.
10 декабря того же года Мартин Лютер демонстративно сжег эту папскую буллу со словами: «Поскольку ты погубил истину божью, погибни сегодня в этом огне!»
Вместе с нею в костер были брошены каноническое (церковное) право (в нем наиболее выпукло отобразилось средневековое искажение первоначального, евангельского христианства) и «Summa angelica» авторитетного доминиканского богослова Анжело де Чиавассо (настольная книга каждого католического исповедника; о ней Лютер сказал: «Сумма ее вот какова: папа есть Бог на Земле, возвышающийся над всеми духовными и светскими властями, и все находится у него в собственности. Никто не может сказать ему: что ты делаешь?»
Сжечь эти книги означало куда более серьезный акт, чем изречь анафему на самого папу. Сие произвело особенно сильное впечатление на церковных служителей, хотя воображение широких масс куда больше было захвачено расправой над папской буллой.
Описанное событие имело поворотное значение в истории Европы. Оно знаменовало начало антифеодальной религиозной революции, подорвавшей духовную диктатуру папства, нанесло сокрушительный удар по церковному феодализму и активизировало повсеместное недовольство мирским феодализмом. Прокладывался путь новым этическим, юридическим и практико-экономическим воззрениям, вполне отвечавшим формирующимся капиталистическим отношениям. Затлевшись в Германии в 20-х годах XVI века, Реформация, подобно огненному вихрю, распространилась, пошла по всей Западной Европе и пробудила от средневековой спячки даже самые патриархальные ее уголки.
Народные низы увидели в ней оправдание своей тяги к избавлению от феодального гнета. В июне 1524 года восстанием в графстве Щтюллинг началась Великая крестьянская война. К весне 1525 года ее пламенем было охвачено две трети германской территории.
Причина ее — в нарастании крепостнической эксплуатации тружеников земли вследствие развития товарно-денежных отношений. На крестьянина давила своею тяжестью вся тогдашняя сословная иерархия — князья, дворянство, духовенство, патриции, бюргерство. Однако всему наступает предел, и на протяжении предшествующих десятилетий то там, то сям имели место разрозненные волнения и бунты. Они жестоко подавлялись. Теперь же появился лозунг церковной реформы — он под свои знамена стремительно собирал разнородную массу, движимую общей (хотя и не совпадающей по своим акцентам и интересам) ненавистью к сложившимся порядкам.
Предводителем крестьян и городского плебса выступил Томас Мюнцер (1490—1525). Биография его до 1517 года окружена легендами. Несомненно, одно: он принадлежал к образованнейшим людям своего времени и, будучи проповедником и священником, проявлял свое оппозиционное отношение к католической церкви.
Свои революционно-философские и социально-политические взгляды он изложил в произведениях 1524 года: «Обоснованная защитная речь», «Разоблачение ложной веры», «Протест или призыв», «Проповедь перед князьями», а также в сочиненном вместе со своими сподвижниками «Статейном письме», объявившем проклятие феодально-княжеской власти и ратующем за конфискацию помещичьих имуществ как право угнетенного народа. В нем требовалось, чтобы все переговоры с господами шли под неослабевающей угрозой крестьянского насилия. Программа Мюнцера предполагала радикализацию стихийного крестьянского возмущения и перерастание его в повсеместное движение за республику, народовластие, уравнительное перераспределение собственности. Это была, конечно, утопия, но она усиливала антифеодальный протест, тогда как лютеровская программа ослабляла, смазывала его.
В произведениях Мюнцера нет упоминания о потустороннем загробном мире. Само понятие божества для него было чем-то абстрактным — божественное и человеческое фигурируют у него как категории реальной жизни. Небесное, по Мюнцеру, — не что иное, как земное, приведенное в идеальное совершенство. Мюнцер пантеистически отождествлял понятия «Бог» и «Мир», первое — это мир в целом, а «божественная воля» состоит в том, что все «творения» должны действовать как части мирового целого, а не для себя.
Учение Мюнцера о мире не является материалистическим: мировое целое выступает в его концепции как сознающий себя субъект, требующий исполнения его воли, осуществления его цели. Но — главное — оно было направлено против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще. Карл Маркс считал, что «религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму...». Справедливо мнение современных философов, что пантеизм Мюнцера был не натурфилософией, а социальным учением. Ведь он заявлял, что индивиды не могут иметь особых интересов и воли, отличных от интересов общества в целом. В то время как в психологии нарождающегося буржуа эгоистическое преследование собственных интересов ставилось во главу, угла, а у некоторых политических идеологов (например, Никколо Макиавелли, 1469—1527) провозглашалось высшей целью общественной жизни, Мюнцер объявлял это извращением «божественного закона». Любое частное, рассматривающее себя вне целого, согласно ему, становится «безбожием», а те, кто руководствуются своими частными интересами во вред обществу (паразитирующие, например, на простом труженике), — «безбожники». В этом смысле, рассуждал Мюнцер, только «ремесленники и пахари» способны понимать цель Бога, потому что их интересы полностью совпадают с интересами общества. Идеальное общество, по его мнению, это такое, в котором вовсе не будет частных интересов и все будет общим; переход к такому укладу требует повышения духовного уровня народных масс, что невозможно в угнетенном состоянии. «Как же это возможно, — писал он, — чтобы простой человек смог при таких заботах о своих временных благах воспринимать чистое слово божие с добрым сердцем?»
Поэтому-то и борьбу крестьян против феодалов Мюнцер считал справедливой. Только через нее видел он возможность установления «царства божия» на Земле. В своих письмах и речах он неоднократно повторяет, что «власть должна быть отдана «простому народу». В проповеди перед саксонскими герцогами он заявлял, что власть только тогда может считаться законной, когда она осуществляется от имени народа и в его интересах.
И Реформацию Мюнцер понимал как преобразование мира на началах торжества общих интересов, как задачу насильственного устранения злых.
Повторяя лютеровскую формулу «оправдание верой», он под «верой» понимал целеустремленные действия в интересах народа и борьбу с «безбожниками», то есть с угнетателями тружеников.
Почти до конца 1520 года он считал себя сторонником Мартина Лютера, но в том же году показал, что ведет эту борьбу с совершенно иных позиций, опираясь на городскую бедноту и широкие крестьянские массы.
Напротив, к этому времени Лютер начал отдаляться от народного движения и выдвинул на первый план иные стороны своего учения. Уже в трактате 1520 года «О свободе христианина» он разъяснял, что «христианскую свободу» следует понимать только в смысле духовной свободы, из чего следует, что телесная несвобода вполне совместима с христианскими представлениями. Спустя два года после названного трактата он стал резко осуждать выступления народных масс. В произведении «Пастырское увещевание ... против мятежа и возмущения» он приводил ряд доводов для «простого люда» против всякого бунтарства даже за праведное дело: «Тот, кто хорошенько вник в мое учение и понял его, тот не примкнет к возмущению; не этому я учил».
В трактате «О светской власти» (1523) в русле формулируемой им правовой концепции он указывает, что светская власть, опираясь на «естественное право», призвана охранять существующий порядок силой меча и нещадно карать «преступников» и что именно этим самым она создает основу для христианского благочестия (то есть для «божественного порядка»).
Таким образом, феодальную власть князей Лютер объявил официальной опорой Реформации. Напротив, Мюнцер объявлял анафему феодально-княжеской власти. Две противоположные позиции схлестнулись перед народной аудиторией, и разрешение спора
Уже искалось не университетских аудиториях, а на полях сражений.
Лютер публикует памфлет «Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян» в котором призывает: «каждый, кто должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, так же, как убивают бешеную собаку!».
Мюнцер в своих «Мюльхаузеских статьях» предлагает не устранение частных несправедливостей, а «захват власти бедными для исполнения Божьей воли на Земле», отмечал необходимость пресечения «виттенбергского книжничества». «Я до него доберусь, - пишет он о Лютере в одном из своих частных писем. - Доберусь, и уж на этот раз острый язык его не спасет».
В силу своей пестроты и раздробленности общенациональное германское восстание не могло увенчаться успехом и, естественно, закончилось гибелью всего движения у Франкенхауза (Тюрингея). Мюнцер был ранен и схвачен в плен. Его подвергли жестоким пыткам и 27 мая казнили.
А 13 июня того же года в Виттенберге бывший монах, но теперь великий информатор, праздновал в здании бывшего Черного августинского монастыря свадьбу с беглой монахиней Катариной – Лютер еще раз нарочито растаптывал один из священных обетов «назло всем адским силам и папству». Ему предстояло прожить еще двадцать лет – в благополучии и довольстве, в самоуверенных заботах по созиданию своей, контрпапской церкви, на положении бюргера-патриция, политического советника князей.
Как выдающийся деятель германской культуры, он явился и реформатором образования, хотя он всегда подчеркивал свою отчужденность от идей гуманизма и от светской культуры вообще. Он испытывал на себе влияние всей культуры Возрождения, но в интересах своей борьбы с римско-католической церквью предпочитал использовать народную культуру и много сделал для ее утверждения и развития в обществе.
Общепризнана его заслуга в утверждении норм общенемецкого языка, благодаря выполненному им переводу на этот язык Библии. Лютер-переводчик открыл простому народу ворота в мир книги, пробудил в своих соотечественниках потребность чтения.
Он заявил о себе и как талантливый поэт и композитор .Создал немало духовных песен и ряд хоралов. Сочиненные им на основе сорок шестого псалма текст и мелодия проникнутого уверенностью в победе хорала «Ein feSte Burg ist unSer Gott» («Господь — наш истинный оплот») сделались, можно сказать, «Марсельезой XVI века». Если средневековая католическая месса отводила мирянину роль лишь молитвенно настроенного слушателя, то лютеровская месса превращалась в литургию — каждый мирянин вместе со всеми участвовал в молитвенном пении под орган во славу Бога.
Особенностью лютеровской Реформации было сочетание абстрактного радикализма с религиозным освящением действительности. Ее историческое значение трудно переоценить — "она вызвала мощный подъем общественного движения, в ходе которого на арену исторического творчества выступили различные социально-политические силы, по-своему истолковывавшие реформационные идеи.
Итальянский Ренессанс и тесно связанное с ним общее интеллектуальное движение, получившее название гуманизма, были продуктами высокоразвитой городской культуры и нуждались в опеке богатых меценатов. К середине XVI века Ренессанс испытал аристократическое перерождение. Реформация же отражала протест притесняемых социальных слоев и питала своей идеологией их обыденное сознание, их чувства, вскормленные религиозной пищей и зараженные демократическим духом.
Она не создала высоких эстетических ценностей, которыми прославилось итальянское Возрождение, но ее герои были под стать героям последнего — тоже титаны ума и характера, давшие пример гражданского мужества и самоотверженной деятельности во имя высших, по-своему понятых, идеалов. «Реформация... — писал Энгельс в письме Францу Мерингу, — это буржуазная революция номер 1 с крестьянской войной в качестве критического эпизода».
Созвездие блистательных индивидуальностей этой революции на небосклоне переходной эпохи столь же впечатляюще, как и плеяда итальянского Возрождения. Среди них самой масштабной и многогранной 23 звездой является зачинатель Реформации Мартин Лютер. Он разбил слепую рабскую веру в освященный церковью авторитет и освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность его внутренним миром.Он, по меткому замечанию одного из выдающихся философов прошлого века, эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека, — он победил рабство по набожности, поставив на его место рабство по убеждению, разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры.