Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра философии

Беляева Е.В.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по курсу «ЭТИКА»

для студентов всех специальностей БГУИР

Минск 2002

УДК 17 (075.8)

ББК 87.7 я 7

Б 44

Беляева Е.В.

Б 44 Конспект лекций по курсу «Этика» для студентов всех специальностей БГУИР/Е.В.Беляева – Мн., БГУИР, 2002 – 44 с.

ISBN 985-444-395-7

Конспект лекций представляет собой краткое изложение содержания курса этики. Он составлен в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой по курсу «Этика» для студентов всех специальностей БГУИР, утвержденной на заседании кафедры философии 25.10.2000 г., протокол №3. Рабочая учебная программа разработана в соответствии с типовой программой «Этика» для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24.01.2000 Рег. №ТД-71/тип.

Данный курс лекций представляет собой вариант преподавания этики в техническом вузе на базе обязательного набора зафиксированных в стандарте дидактических единиц.

УДК 17 (075.8)

ББК 87.7 я 7

ISBN 985-444-395-7

© Е.В.Беляева, 2002

© БГУИР, 2002

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение ……………………………………………………………………. 4

Лекция 1…………………………………………………………….……….. 5

Лекция 2 …………………………………………………………………….10

Лекция 3 ………………………………………………………………….…13

Лекция 4 …………………………………………………………………… 17

Лекция 5 …………………………………………………………………… 22

Лекция 6 …………………………………………………………………… 26

Лекция 7 …………………………………………………………………… 35

Лекция 8 …………………………………………………………………… 40

Введение

Конспект лекций по этике предназначен для закрепления знаний, полученных в процессе изучения учебного курса. Текст содержит минимальную схематизированную информацию по учебной дисциплине и помогает запомнить основные этические понятия и идеи. Вместе с тем конспект не раскрывает содержания упомянутых понятий и идей, а предполагает изучение контекста этической проблематики. Знакомство с конспектом не заменяет прослушивания лекций, работы на семинарских занятиях и тем более самостоятельной работы студента.

Учебный курс «Этика» имеет своей цельюприобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества. Освоение моральных и эстетических ценностей предполагает переход их в личностные смыслы.

Этика – философское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.

Мораль и нравственность – реальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности. В данном курсе моральные феномены изучаются по преимуществу в теме 3 «Теория морали», а явления нравственности – в теме 2 «Историческое развитие нравственности». Однако в тех случаях, когда различие между двумя аспектами единого феномена не принципиально, термины «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы.

В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые этические учения; основные этапы в развитии нравственности; специфику морали и ее понятийно-категориальный аппарат; содержание высших моральных ценностей.

В тексте курса лекций выделяются:

· жирным курсивом – основные вопросы лекции;

· жирным шрифтом – смысловые подразделы внутри вопроса лекции;

· курсивом – основные понятия темы и персоналии;

· подчеркиванием – главные мысли по рассматриваемому вопросу.

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Лекция 1

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

1.Этические учения Древней Индии

Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики

Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды – сборник религиозных текстов, гимнов, ритуалов. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная.

Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с кастовой социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение кастового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном – стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности в земной жизни.

Особенности древнеиндийской этики,обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:

1) непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;

2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;

3) аскетическая жизнь считалась наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;

4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности – раствориться в духовном первоначале.

Основные понятия древнеиндийской этической традиции:

брахман – духовное первоначало мира;

майя – материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;

сансара – «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;

карма – в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;

нирвана – угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».

Основные учения в этике Древней Индии:

Буддизм базируется на «четырех благородных истинах»:

· жизнь есть зло и страдание;

· причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;

· чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;

· к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который уже на первой ступени предполагает воздержание от лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий, эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жесткого аскетизма, предпочитая «срединный путь».

Джайнизм отличался чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний. Предполагалось буквально следовать требованию «не причинять зло живому», не только избегать чувственных наслаждений, но и постоянно изнурять тело аскетическими упражнениями с целью разорвать всякую связь с материальной действительностью.

Йога сделала акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.

2.Этические учения Древнего Китая

Наши рекомендации