Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра философии
Беляева Е.В.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по курсу «ЭТИКА»
для студентов всех специальностей БГУИР
Минск 2002
УДК 17 (075.8)
ББК 87.7 я 7
Б 44
Беляева Е.В.
Б 44 Конспект лекций по курсу «Этика» для студентов всех специальностей БГУИР/Е.В.Беляева – Мн., БГУИР, 2002 – 44 с.
ISBN 985-444-395-7
Конспект лекций представляет собой краткое изложение содержания курса этики. Он составлен в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой по курсу «Этика» для студентов всех специальностей БГУИР, утвержденной на заседании кафедры философии 25.10.2000 г., протокол №3. Рабочая учебная программа разработана в соответствии с типовой программой «Этика» для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24.01.2000 Рег. №ТД-71/тип.
Данный курс лекций представляет собой вариант преподавания этики в техническом вузе на базе обязательного набора зафиксированных в стандарте дидактических единиц.
УДК 17 (075.8)
ББК 87.7 я 7
ISBN 985-444-395-7
© Е.В.Беляева, 2002
© БГУИР, 2002
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение ……………………………………………………………………. 4
Лекция 1…………………………………………………………….……….. 5
Лекция 2 …………………………………………………………………….10
Лекция 3 ………………………………………………………………….…13
Лекция 4 …………………………………………………………………… 17
Лекция 5 …………………………………………………………………… 22
Лекция 6 …………………………………………………………………… 26
Лекция 7 …………………………………………………………………… 35
Лекция 8 …………………………………………………………………… 40
Введение
Конспект лекций по этике предназначен для закрепления знаний, полученных в процессе изучения учебного курса. Текст содержит минимальную схематизированную информацию по учебной дисциплине и помогает запомнить основные этические понятия и идеи. Вместе с тем конспект не раскрывает содержания упомянутых понятий и идей, а предполагает изучение контекста этической проблематики. Знакомство с конспектом не заменяет прослушивания лекций, работы на семинарских занятиях и тем более самостоятельной работы студента.
Учебный курс «Этика» имеет своей цельюприобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества. Освоение моральных и эстетических ценностей предполагает переход их в личностные смыслы.
Этика – философское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.
Мораль и нравственность – реальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности. В данном курсе моральные феномены изучаются по преимуществу в теме 3 «Теория морали», а явления нравственности – в теме 2 «Историческое развитие нравственности». Однако в тех случаях, когда различие между двумя аспектами единого феномена не принципиально, термины «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы.
В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые этические учения; основные этапы в развитии нравственности; специфику морали и ее понятийно-категориальный аппарат; содержание высших моральных ценностей.
В тексте курса лекций выделяются:
· жирным курсивом – основные вопросы лекции;
· жирным шрифтом – смысловые подразделы внутри вопроса лекции;
· курсивом – основные понятия темы и персоналии;
· подчеркиванием – главные мысли по рассматриваемому вопросу.
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Лекция 1
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
1.Этические учения Древней Индии
Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики
Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды – сборник религиозных текстов, гимнов, ритуалов. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная.
Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с кастовой социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение кастового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном – стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности в земной жизни.
Особенности древнеиндийской этики,обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:
1) непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;
2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;
3) аскетическая жизнь считалась наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;
4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности – раствориться в духовном первоначале.
Основные понятия древнеиндийской этической традиции:
брахман – духовное первоначало мира;
майя – материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;
сансара – «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;
карма – в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;
нирвана – угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».
Основные учения в этике Древней Индии:
Буддизм базируется на «четырех благородных истинах»:
· жизнь есть зло и страдание;
· причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;
· чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;
· к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который уже на первой ступени предполагает воздержание от лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий, эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жесткого аскетизма, предпочитая «срединный путь».
Джайнизм отличался чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний. Предполагалось буквально следовать требованию «не причинять зло живому», не только избегать чувственных наслаждений, но и постоянно изнурять тело аскетическими упражнениями с целью разорвать всякую связь с материальной действительностью.
Йога сделала акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.
2.Этические учения Древнего Китая