Общество как объект философского анализа. Основные модели.
Особым предметом философского анализа является общество или социум.
Социальная философия отличается от социологии как науке об обществе. Социология изучает, главным образом, социальную структуру, социальные отношения и действия. Философия же ставит своей целью решение таких проблем: 1) что есть общество, его происхождение и сущность? 2) как общество связано с природой? 3) как в обществе взаимосвязаны между собой материальная и духовная стороны, объективные условия и субъективный факторы? 4) причины и движущие силы развития общества. 5) характер и направленность общественного развития. 6) Цель и смысл истории.
Что же такое общество? На этот вопрос по-разному отвечали на различных этапах его познания. Разнообразие точек зрения на природу общества можно свести к трем основным подходам (моделям): натурализм, идеализм и материализм.
Натуралистические концепции рассматривают общество, как обособившуюся часть природы. В обществе нет ничего, сверх того, что есть в природе. Высшие формы социального бытия натурализм сводит к низшим, а человека растворяет в природе, лишая его свободной воли. Социальные явления в натуралистических концепциях объясняются исключительно действием природных сил: физических, биологических, психических, географических, космических. Общий принцип этих концепций таков: «Какова природа, таково и общество». То есть природа правит обществом.
Идеалистические концепции, в отличие от натурализма, отрывают общество от природы, чрезмерно его одухотворяя. Абсолютизация духовного фактора означает, что влиянии природных факторов в обществе не существенно. Обществом правит либо мировой дух (объективный идеализм), либо духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм).
Материалистические концепции пытаются преодолеть ограниченность, как натурализма, так и идеализма, Они рассматривают общество как СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ, в котором материальное (природное) и духовное (сверхприродное) тесно взаимосвязаны, однако материальное, в конечном счете, выступает как первичное, определяющее, по отношению к духовному.
В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой общество рассматривается как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.
1. ОБЩЕСТВО– это выделившееся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), в которой происходит жизнедеятельность, вышедших из природы и неотделимых от нее, людей.
2. Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать ее законы, Но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственно основе и согласно собственной логике.
3. В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные связи с другими людьми – социальные отношения.
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ –формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри их. Все социальные отношения можно разделить на материальные и духовные. Материальные – это те отношения, которые складываются между людьми независимо от их желания и воли, например, производственные, экономические отношения. Духовные отношения возникают и существуют на основе сознания и личного выбора людей. Люди могут отказаться от одних отношений и установить другие. Это моральные, правовые, политические и др. отношения.
Природа и сущность общества может быть представлена в виде системы.
ОБШЕСТВО КАК СИСТЕМА – упорядоченная, самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носителями которых являются люди и социальные группы.
Основные особенности социальной системы. Общество обладает: 1) сложной иерархической структурой; 2) интегративным, объединительным качеством; 3) свойством самоуправляемости; 4) свойством приспособления.
И, наконец, общество – это открытая система, то есть испытывает на себе влияние внешнего мира.
В обществе, как системе можно, в свою очередь выделить подсистемы или сферы.Основные сферы общественной жизни.
Экономическая сфера – система экономических отношений; социальная сфера – отношения между группами людей; политическая сфера (политико-правовая) – отношения в обществе по поводу власти и права; духовная сфера (духовно-нравственная) – система отношений в области морали, религии, искусства, науки, идеологии и т.д.