Мифологическое мировоззрение
Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, возникшим после мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения.
Мифология как способ осознания «вечных» проблем индивидуальной и общественной жизни была самой ранней формой мировоззрения, если не считать обыденного мышления. В мифологическом сознании нет чёткого разделения на мир естественный и серхъестественный, оно всегда эмоционально окрашено, являясь формой не только мысли, но и жизни. Миф не объясняет мир, а подтверждает его, придаёт человеку уверенность и силу, связывая между собой смыслы происходящих событий. Он сохраняет традицию в меняющемся мире, не повергается сомнению, ярок и образен.
Формирование обыденного сознания требовало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Вероятно, таким образом, складывалась мифологическая форма мировоззрения, для которой характерны:
- антропоморфность (гр. аnthropos - человек + morphe – форма) - рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека, например, ощущения, желания, ненависть, любовь и т. п.
- дескриптивность (англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в виде особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.);
- синкретизм (гр. synkretismos - соединение, объединение) - слитность, нерасчлененность объективного и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения;
- связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях.
МИФ(от греч. сказание) – создававшиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях; специфический способ систематизации знаний об окружающем мире.
Диапазон ответов на вопрос «Что такое миф?» весьма широк:
· «фантастическое повествование народного происхождения» (20-е гг. ХХ в.);
· «синкретическое отражение действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся вполне реально»;
· «первобытный миф – это простая (упрощенная), образная, объясняющая и предписывающая определенный способ действий схема мира».
В первобытном и традиционных обществах мифы о происхождении Вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о зарождении жизни и явлении смерти, выполняли функции религии, идеологии, философии, истории, науки.
С верхнего палеолита комплекс «миф – изображение – ритуал» образует устойчивую структуру, соединяющую рациональные и внерациональные начала культуры. Эта структура сохраняется на протяжении всей человеческой истории.
Сопоставление мифологических образов – древнейших и более поздних – свидетельствует о том, что мифы периодически подвергаются изменениям. Картина мира постепенно и неизбежно рационализуется, что приводит к «разволшебствлению» мифов.
Представление о священном содержании мира, о его сверхчувственном начале формируется, очевидно, в эпоху появления первых погребений, где обнаружены первые элементарные формы изобразительной деятельности. Вначале первобытный человек не отделял себя от мира, считая мир своим естественным продолжением. С течением времени мир начинает представляться чем-то противостоящим человеку, неизвестностью.
Каждая эпоха, цивилизация, личность живут в пространстве своего мифа. Миф – фундаментальное свойство человеческого сознания, обеспечивающее целостность индивидуума, коллектива – через целостность мировосприятия. Слитность бессознательного и сознательного, мифологического и рационального, эстетического и интеллектуального делает первобытный миф-образ уникальным явлением. Скрепляя воедино практические умения и знания, интересы и потребности, догадки и интуици на грани опыта материального и духовного, миф дает ключ к «пониманию» вещей, формирует пространство внутреннего мира, задает стереотип социального поведения.
Поведение древнего человека, управлявшееся инстинктом, становилось всё более осознанным, требовало осмысленной координации. Так возникало представление о целесообразности, потребность сознательных действий, приведение их в соответствие с намеченной целью.
Для этого было необходимо знакомые факты и ситуации отделить от незнакомых, свести последние к минимуму. Реакция на незнакомое как стрессовое состояние присуща всему живому, начиная с клеточного уровня. Неизвестное, незнакомое – вызов, ответом на который, является формирование человеческого сознания, стремление к познанию, к видению и предвидению.
Разум, открывший будущее, обнажил драму человеческого существования: раньше всего в картину мира вошла смерть. Об этом свидетельствуют первые (поздненеандертальские) погребения, с которыми связаны и первые следы знаковой деятельности. Представления о Начале и Конце принадлежат к числу самых архаических элементов мифа; в этих представлениях уже поставлен вопрос о смысле бытия.
Возникшая на пересечении рационального (запрос) и художественного (ответ) картина мира реализуется в сфере сакрального (миф). Самые ранние образы-мифы относятся к эпохе, когда рациональное неотделимо от сакрального, а сакральное – от художественного. Мифологические образы порождаются не «сном разума», а его сверхактивностью. Только таким, очевидно, только и может быть ответ на запрос, превосходящий возможности разума.
Всякий миф имеет свой период распада (продукты которого со временем так или иначе входят в состав новых мифов). Первоисточником мифа является художественный образ. Переведенный на язык мифа (религии, философии, идеологии), этот образ овладевает коллективным сознанием, дает знание будущего и прошлого, ощущение полноты видения, предчувствие свершения, уверенность в успехе одновременно с твердым знанием необходимого и запретного.
Сколь бы ни был проницателен разум, он теряет почву там, где кончается сфера опыта и остаются требующие ответа вопросы. Здесь начинается суверенная область мифа.
Для человека, живущего в условиях индустриальной цивилизации, существует четкое разделение между обыденным и сакральным (священным). В первобытном обществе эта граница размыта либо вообще отсутствует, поэтому в мифе производилась систематизация, позволяющее «дать всякой вещи точное измерение», вычислить ее координаты, предсказать ее местоположение. Таким образом предпринималась попытка сделать неизвестное известным – и, что отличает научное знание, дать способ удостовериться в этом опытным путем.
В отличие от современного – абстрактного, «пустого», условного – пространства, существующего независимо от находящихся в нем вещей и от времени, пространство мифа – это абсолютная иерархизированная структура.
В её центре находится священное, и, по мере приближения к периферии, ослабевает действие защитных сил. Это пространство, неотделимое от времени, постоянно и неизменно.
Для первобытного человека изменение существует только как повтор: всякое действие для него есть повторение. Сакральный космос перемещается вместе с группой, общиной. Каждый очаг предстает как алтарь и культовое место.
Центром реальности является селение, дом, очаг, непосредственное окружение. При этом элементы пейзажа мыслятся в образах антропоморфных, о чем свидетельствуют мифы о сотворении пространства из тела первочеловека и названия элементов пейзажа.
Важнейший момент для понимания мифа – повторение. Основной принцип мифологической реальности - повторение, не позволяющее исчезнуть сущности, смыслу. Ритуал есть, в частности, повторение акта сотворения мира, как и каждое действие – повторение перводействия. Ничему новому, никакой инициативе в этой реальности нет места.
При этом все то, что существует или является традицией, нуждается в постоянном воссоздании – ритуале. Орудие, которым человек пользуется, – результат не только его физических усилий, но также и сил мифологических; вместе с тем восход солнца или луны – также результат совершения необходимых ритуальных действий.
Этот тип ментальности, который принято считать первобытным, примитивным, имеет более широкое, чем принято думать, распространение. Сопротивление новому, отказ от инициативы, отношение к миру как к неизменной данности существуют и в современном мире.
Хотя они проявляются в меньшей степени на Западе, чем на Востоке, справедливее было бы говорить о рубеже не столько географическом, сколько культурно-историческом.
Г. Гюсдорф приводит как пример неуязвимости мифологического восточного мышления историю с воздушным шаром, запущенным Наполеоном в Египте с целью наглядно доказать преимущества цивилизации. Тогдашние арабские хроникеры записали, что чужеземные дьяволы пытались покуситься на небо, но монстр был повержен.
Свидетельства главенствующей роли подсознания и, соответственно, снижении активности разума – то, что миф отвечает на вопросы до того, как они поставлены.
Это заставляет согласиться с предположением, что стагнация, в которой находилось до последнего времени большинство традиционных обществ, стагнация первобытной ментальности, вызвана высокой активностью подсознания, блокирующего развитие сознания.
Мифы локализуются в идеологии и религии, выполняя стабилизирующую функцию. В переходные периоды, когда традиционные мировоззренческие структуры оказываются разрушенными, индивидуальное сознание само создает мифы. Постоянное обновление, меняющаяся конфигурация не мешают мифу выполнять его извечную функцию: соединять несоединимое и объяснять принципиально необъяснимое.