Закономерности, тенденции, противоречия
План
Проблема направленности развития общества.
Критерии и закономерности общественного прогресса.
Теория общественно- экономической формации.
Технократические концепции прогресса.
Философия культурно-цивилизационного циклизма.
Проблема направленности развития общества
Известно, что развитие - это процесс направленных, закономерных изменений материальных и идеальных объектов. Существует ли ведущее направление в развитии человечества и каково оно? Из множества точек зрения на эту проблему выделим и охарактеризуем три полярных.
1). Наиболее распространенная позиция в обществознании ведущим направлением развития общества считает прогресс - тенденцию улучшения, совершенствования одной или нескольких сфер общественной жизни. История может топтаться на месте и даже идти иногда вспять, но, в конечном счете, тенденция прогресса неумолимо прокладывает себе дорогу через все противоречия и конфликты. Человечество идет по ступенькам прогресса вверх, к светлому будущему (См.: рис. 3а). Различные теории прогресса отличаются критерием выделения ступеней (фаз истории) и их количеством. Например, Гегель в зависимости от степени свободы в истории общества выделяет четыре ступени (См. схему 35).
Схема 35
Ступени мирового исторического прогресса по Гегелю
Восточный мир Свобода деспота | Греческий мир Свобода для некоторых; принцип прекрасной индивидуальности | Римский мир Свобода для некоторых; принцип абстрактной всеобщности | Германский мир Полная свобода. Правовое государство Завершается развитие (доходит до абсолюта) |
Карл Маркс в соответствии с типом производственных отношений выделяет пять ступеней (См. схему 36).
Схема 36
Ступени общественного прогресса по Марксу
Коммунисти-
Ческая
Буржуазная
Феодальная
Рабовладель-
Первобытно- ческая
Общинная
Формация
У Маркса, в отличие от Гегелевской замкнутой схемы, исторический процесс открыт в будущее. Коммунистической формации пока нет. Более того, Маркс неоднократно подчеркивал, что коммунизм это не идеальное завершенное состояние общества и бесконечный путь к нему.
2). Противоположная позиция ведущим направлением считает регресс - движение вниз, ухудшение состояние общества (см. рис.36). Историк античности Гесиод в книге "Труды и дни" писал, что человечество пережило пять основных стадий, каждый раз как бы спускаясь по лестнице истории на одну ступень вниз. Начав золотым, пройдя серебряный и другие века, оно оказалось в железном. Изначальное состояние человеческого рода - "Золотой век" - эра безоблачного счастья, все было в изобилии, земля давала все, не надо было трудиться, каждый жил безмятежно, проводя свое время в пирах и довольствии. В железный век, ставший сейчас уделом человека, люди проводят свои дни в трудах, заботах и печали. Такой же точки зрения придерживались, например, Сенека, Ж.Ж. Руссо. В XX веке "разочарование в прогрессе", возрождение апокалипсических ожиданий связано с осознанием и прогнозированием глобальных проблем. Пессимистические прогнозы грядущих катастроф являются не просто предчувствием, а просчитываются на математических и кибернетических моделях.
Несмотря на противоположность, первая и вторая позиции едины в общем подходе к истории. Развитие человечества рассматривается как единый закономерный процесс; за основу берется эскалаторная модель истории. Все народы движутся по одному эскалатору (вверх или вниз) находясь на разных ступеньках его (кто-то обогнал и уехал вперед, а кто-то отстал, но отставший пройдет те же самые ступени).
3). Третья позиция - противоположна первым двум, в ней отрицается единство исторического прогресса. Методологическим принципом объяснения истории является идея цикличности и древовидная модель существования человеческих культур (см. рис 3в.). История человечества представляется как относительно самостоятельное развитие отдельных культур (культуры - отдельные плоды на древе истории). Каждая культура, развиваясь, проходит определенные стадии, циклы в своем развитии.
Схемы всемирной истории
Идея цикличности реализована, например, в теории исторического круговорота Джамбаттиста Вино (итальянский философ, 1668-1744). Он представил историю как развитие всех наций по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл, проходя стадии детства, юности и зрелости, заканчивается общим кризисом и распадом данного общества. Смена эпох осуществляется в силу общественных переворотов.
Методология культурно-цивилизационного циклизма продолжает развиваться и в современной философии истории (см.: раздел 5 настоящей темы).