Общая характеристика философского миросозерцания Н. А. Бердяева
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО Бурятский государственный университет
Юридический факультет
Проблемы свободы и творчества в философии
Н. А. Бердяева
(реферат)
Выполнила студентка
2 курса гр. 12152
Санжижапова Л.С.
Проверила:
к.ф.н., доцент
Бальчиндоржиева О.Б.
Оценка_________
Дата_________
Улан-Удэ
План работы
Введение. 3
Глава 1. Жизненный путь и этапы творчества Н. А. Бердяева. 4
1.1. Биография Н. А. Бердяева. 4
1.2. Общая характеристика философского миросозерцания Н. А. Бердяева. 10
Глава 2. Проблемы свободы и творчества в философии Н. А. Бердяева. 13
1.1. Проблема свободы в философии Н. А. Бердяева. 13
2.2. Проблема творчества в философии Н. А. Бердяева. 22
Заключение. 28
Список литературы.. 29
Введение
Н.А. Бердяев защищал достоинство человека, ценность личности и ее свободу. Признавая оправданность поисков лучшего социального порядка, он утверждал, что одно это никогда не решит главной проблемы человеческой духовности. Бердяев был врагом всякого порабощения и унижения человека. Будучи убежденным христианином, Николай Александрович Бердяев был чужд ложной апологетики, он смело говорил об изъянах в церковном мышлении и практике. Тема личности, ее исторической судьбы, проблема отношения творчества к жизни человека имела основополагающее значение для Н.А. Бердяева. Свобода и творчество были для него непременным условием развития личности - этой фундаментальной единицы общества.
Наше собственное философское постижение мира не может происходить иначе, чем через творческое соприкосновение индивидуальностей. Только в диалоге с философской и культурной традицией наше сознание и самосознание становится более адекватным, способ мышления - более гибким, более диалектическим и универсальным, а наши многочисленные предрассудки, если и не преодолеваются, то, по крайней мере, мы ставим наши собственные предрассудки и предрассудки других под вопрос. Возможно именно поэтому, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество, именно поэтому эта тема и ее философское значение никогда не утратит свою актуальность.
Целью работы является рассмотреть философию человека в творчестве Н. А. Бердяева. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотреть проблему свободы человеческой личности в философии Н.А.Бердяева, его концепцию свободы личности; рассмотреть проблему творчества, истолковать природу творческого акта, рассмотреть творчество как реализацию свободы в философии Бердяева Н.А.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами работы. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Жизненный путь и этапы творчества Н. А. Бердяева
Биография Н. А. Бердяева
Николай Александрович Бердяев родился 6(18) марта 1874 года в Киеве.
По своему происхождению принадлежал к миру аристократическому. Аристократическая атмосфера детства наложила, по признанию самого Бердяева, большой отпечаток на его душевную формацию. Однако сам Бердяев относился к такой атмосфере отрицательно, уже в детстве он испытывал неловкость от того, что его считали “аристократом”, общению с лицами своего круга он предпочитал общение с лицами недворянского происхождения.
Биография Бердяева достаточно интересна. Через его судьбу прошли практически все значительные события русской и мировой истории начала и первой половины XX века. Во многих событиях он принимал активное участие.
В 1888 году отец Бердяева, желая, чтобы сын продолжил семейную традицию, отдает его в Киевский кадетский корпус. Однако атмосфера этого военного учебного заведения оказывается чуждой Бердяеву. Он с завистью смотрит на студентов Киевского университета, потому что “они занимаются интеллектуальными вопросами, а не маршировкой”. Здесь важно отметить, что еще до поступления в кадетский корпус Бердяев увлекается философией. В 14 лет он уже читает “Критику чистого разума” Канта, “Философию духа” Гегеля, произведения Шопенгауэра. Учится в корпусе Бердяев весьма посредственно. Причиной этого стало то, что он не мог пассивно заучить никакого предмета, не найдя в нем смысла, а если он такой смысл находил, то начинал развивать свои мысли по этому поводу, тогда как в корпусе требовалось отвечать по заранее утвержденным программам. Тем не менее, Бердяев заканчивает это учебное заведение и в 1894 году поступает в Киевский университет на естественный факультет, а через год переводится на юридический факультет, на котором и обучается до исключения из университета.
Во время учебы у Бердяева происходит духовный кризис. Он начинает все более удаляться от “мира аристократического”, его симпатиями пользуются социалистические идеи. Выход из мира аристократического в мир революционный философ расценивает как основной факт своей биографии. Бердяев входит в общение с группой студентов, близких к марксизму (к этой группе, в частности, принадлежал А. Луначарский). Однако Бердяев стал не просто марксистом, а критическим марксистом, что дало ему возможность остаться идеалистом в философии. Бердяев принял скорее этическую сторону марксизма, признал критику капитализма, данную Марксом. Кроме того, у Бердяева была потребность осуществить свои идеи на практике, он не хотел оставаться отвлеченным мыслителем. Как бы то ни было, Бердяев активно включается в революционную деятельность. Он читает доклады в марксистских кружках, в своих заграничных поездках встречается с лидерами социал-демократии (например, с Плехановым), провозит из-за границы нелегальную литературу. Кончается все это тем, что Бердяева в 1898 году арестовывают по первому в России большому социал-демократическому делу (всего было арестовано более 150 человек) и исключают из университета. Бердяева обвиняют в “стремлении к ниспровержению государства, собственности церкви и семьи” и вместе с большой группой революционеров ссылают на три года в Вологодскую губернию.
Во время ссылки выходит первая статья Бердяева “Ф.А. Ланге и критическая философия в ее отношении к социализму”. Статья печатается по-немецки в марксистском журнале “Neue Zeit”, редактируемом Карлом Каутским. Вскоре выходит и первая книга - “Субъективизм и индивидуализм в общественной философии”. Уже в это время Бердяев все больше отдаляется от марксизма к “идеализму и спиритуализму”, находя в этом поддержку у П. Струве, написавшего к книге большое предисловие. Книга широко обсуждается в марксистских кружках. Бердяев становится одним из главных выразителей течения, которое С.Булгаков позже назовет “от марксизма к идеализму”. Однако марксистские мотивы в книге все еще очень сильны. Взгляды Бердяева в этот период находятся “в стадии эволюции”. Большое влияние на Бердяева после ссылки оказывают беседы с Л. Шестовым в Киеве. После возвращения в Петербург Бердяев продолжает активно печататься. Выходят две его статьи, которые “способствовали дурной репутации” Бердяева в марксистских кругах. Это статья “Борьба за идеализм”, напечатанная в “Мире божьем” и особенно статья “Этическая проблема в свете философского идеализма”, вошедшая в знаменитый сборник “Проблемы идеализма”. В этой статье ощущается сильное влияние Ницше, а так же Ибсена. В статье намечается персонализм Бердяева.
Желая принять какое-либо участие в освободительном движении, Бердяев примыкает к Союзу освобождения, с инициаторами которого у него были идейные и личные связи. Участвует в двух съездах этой организации. Однако от предложения вступить в кадетскую партию отказывается, считая ее буржуазной. Бердяев не чувствует своей близости ни с марксистскими, ни с либеральными кругами. В это время происходит его сближение с C.Булгаковым, у которого “тогда уже был решительный поворот к христианству и православию”.
В 1904 году Бердяев совместно с Булгаковым, основывает журнал “Вопросы жизни”, в котором выразился кризис миросозерцания интеллигенции того времени, движение к христианству и “новому религиозному сознанию”. В журнале активно сотрудничают такие известные философы и писатели “серебряного века”, как Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Вяч. И. Иванов, А.Белый, А.А. Блок, Л.Шестов. Бердяев погружается в “очень напряженную и сгущенную атмосферу русского культурного ренессанса начала ХХ века”.
Революцию 1905 года Бердяев приветствовал и считал ее неизбежной, однако характер, который она приняла и ее моральные последствия вызвали в Бердяеве “духовную реакцию”. “После этой не вполне удавшейся революции, в сущности, кончился и героический период в истории русской интеллигенции…началось настоящее моральное разложение”- писал впоследствии Бердяев. После революции выходит сборник “Вехи”, продолживший направление, наметившееся в “Проблемах идеализма”, в нем философы и политики еще более радикально критикуют марксизм с идеалистических либерально-консервативных позиций, размышляют о путях России в послереволюционный период. Бердяев публикует в сборнике открытое письмо к архиепископу Антонию.
В определенный момент происходит сближение Бердяева с Мережковским Бердяев становится одним из основных идеологов доктрины “Нового религиозного сознания”, однако в основанное Мережковским течение Бердяев добавляет много нового. В 1907 году выходит его книга “Новое религиозное сознание и общественность”, в которой большое место уделено государственно-правовой проблематике. С позиций новой доктрины рассматриваются государство, лучшей формой общественного устройства признается теократия (которую Бердяев понимает весьма своеобразно), имеются главы об анархизме и социализме. Тогда же выходит книга “Духовный кризис интеллигенции”. По инициативе Бердяева в 1908 году в Петербурге основывается религиозно-философское общество, которое “сделалось центром религиозно философской мысли и духовных исканий”.
Первая серьезная работа Бердяева в области философии - “Философия свободы” - выходит в 1909 году. В ней философ решительно порывает с западноевропейской рационалистической традицией. Тема свободы всегда была основной в творчестве Бердяева, и его самого называли то пленником свободы (в черносотенных журналах того времени), то апостолом свободы (А.Ф. Лосев).
Приобщение к свободе возможно через творческий акт. Теме творчества посвящена работа “Смысл творчества”(1916), которую можно назвать самой оригинальной из всех работ, написанных философом в дореволюционный период. Творчество рассматривается в эсхатологической перспективе как антроподицея.
В годы первой мировой войны Бердяев выступает с циклом статей о русском национальном характере, смысле войны и миссии России в мире, которые затем собрал в книге “Судьба России” (1918). Статьи проникнуты духом патриотизма и любви к России.
Во время февральской и октябрьской революций Бердяев находится в Москве. В статье “Падение священного русского царства” (1917) он писал о неизбежности революции, о том, что монархия не столько была свергнута, сколько “саморазложилась и пала”, что “старая историческая плоть России разложилась и должна была явится новая плоть”. Бердяев осознает “совершенную неизбежность прохождения России через опыт большевизма”. Все попытки реставрации признаются им “бессильными и вредными”. Но это совсем не означало примирения Бердяева с большевистской властью, отрицающей свободу и личность, главные ценности, которые утверждал Бердяев. Философ считает, что коммунизм должен быть преодолен в “душах людей”. В 1918 он пишет книгу “Философия неравенства”. Книга написана в форме писем к своим политическим противникам. Она во многом импульсивна и противоречива, основана на эмоциях, в ней сказывается реакция на события революции, однако основная мысль о том, что социальная правда должна быть основана на достоинстве каждой личности, а не на равенстве, в ней четко прослеживается. Бердяев говорит в ней об иерархичности бытия и заключает, что в государстве никогда не может быть равенства. Бердяев отвергает и демократию и социализм как “принудительную добродетель и принудительное братство”. Позднее философ отказался от многих мыслей, изложенных в книге, поэтому подробно останавливаться на ней не будем.
За пять лет жизни при коммунистическом режиме Бердяев проявлял значительную активность. Он написал четыре книги, среди которых можно выделить произведение “Смысл истории”. Был избран профессором философии Московского университета и в течение года читал там лекции. Тем не менее, в 1920 году Николая Александровича арестовали по делу “Тактического центра”, хотя и ненадолго. Бердяева (единственного из всех арестованных) допрашивал председатель ВЧК Дзержинский, которому Бердяев прочел целую лекцию о том, по каким причинам советская власть является для него неприемлемой. Дзержинский приказал освободить Бердяева. Однако в летом 1922 мыслителя вновь арестовывают и объявляют о его высылке из страны (с него была взята подписка о том, что если он появиться в пределах советской республики после высылки, его расстреляют). Через два месяца Бердяев навсегда покидает Родину на т.н. “философском пароходе”. Вместе с Бердяевым “высылалась целая группа писателей, ученых, общественных деятелей, которых признали безнадежными в смысле обращения в коммунистическую веру” - всего около 25 человек.
После высылки из России Бердяев поселяется в Берлине. По его инициативе создается русская Религиозно-философская академия. Однако Бердяев не оправдывает надежд большей части эмиграции, не поддерживает идей об интервенции и восстановлении монархии, высказывает ряд мыслей о религиозном смысле русской революции, борется против реставраторских настроений, критикует “белых” эмигрантов за отсутствие сознания собственной вины, за то, что правая эмиграция отрицает свободу иногда даже в более жесткой форме, чем большевики. Естественно, это не добавляет ему популярности в эмигрантской среде.
Вскоре издается сочинение “Новое средневековье”. После выхода этой книги Бердяев приобретает европейскую известность. Книга сразу же переводится на 14 языков. В этой работе мыслитель пытается осмыслить события современной ему эпохи, ее катастрофический характер.
В 1924 году Бердяев переезжает в Париж. С 1926 года становится редактором журнала “Путь”, объединившего “все наличные интеллектуальные силы за исключением явно обскурантистских и злостно реакционных”. За время жизни в Париже (точнее в его пригороде – Кламаре) Бердяев написал ряд работ, особенно в области христианской экзистенциальной философии. Можно выделить такие книги, как “О рабстве и свободе человека: опыт персоналистической философии”, “Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого”, “Философия свободного духа”, “Опыт эсхатологической метафизики”. Из книг, затрагивающих государственно-правовую проблематику, отметим работы “История и смысл русского коммунизма”, “Русская идея”, “Царство духа и царство кесаря”.
Во время Второй Мировой войны Бердяев не покидал оккупированной Франции, остро переживал судьбу России, радовался ее победе. Одно время даже хотел вернуться на Родину, однако вскоре понял, что это, учитывая его взгляды, невозможно.
Умер Николай Александрович в Кламаре 23 марта 1948 года за письменным столом.
Общая характеристика философского миросозерцания Н. А. Бердяева
В философской автобиографии «Самопознание», в которой Н..А.Бердяев осмыслил свою идейную эволюцию, он говорит о выработке в последние годы жизни своей окончательной философии. Автор связывает ее с обоснованием особых подходов в понимании ряда таких ключевых тем, как объективация, несотворенная свобода, личность, а также с особым понимание христианства. Кроме того, Н.А. Бердяев указывает на достигнутую в этот период терминологическую четкость. Пытаясь выделить наиболее характерные черты философии Н.А.Бердяева, обратимся к его собственной характеристике своего миросозерцания. Автор отмечает, что существуют самые различные типы философских миросозерцаний. Различие типов зависит от того, какой принцип был положен в основание классификации. Дильтей предлагает установить три типа философских миросозерцаний: натурализм, идеализм объективный, идеализм свободы. В этой условной классификации идеи Н.А. Бердяева должны быть отнесены к идеализму свободы.
Н.А. Бердяев сам предлагает установить ряд противоположений: «Философия субъекта и философия объективная. Философия духа и философия натуралистическая. Философия свободы и философия детерминистическая. Философия дуалистически-плюралистическая и философия монистическая. Философия творчески-динамическая и философия статически- онтологическая. Философия персоналистическая, философия личности и философия универсально-общего. Философия эсхатологическая, философия прерывности и философия эволюционная, философия непрерывности». В этих противоположениях Н.А. Бердяев определяет свою философию «как философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую, философию персоналистическую и философию эсхатологическую». Автор отмечал, что первое время его философия (в очень малой степени) была эсхатологической, эсхатология у него относилась лишь к среде религиозной. Но эсхатология может и должна иметь свое гносеологическое и метафизическое выражение: Н.А.Бердяев стремился к этому выражению, стремился к созданию философии конца.
Соответствие основных элементов характеристики Н.А. Бердяевым своей философии мы находим и в исследовании С.А.Титаренко «О специфике религиозной философии Н.А. Бердяева», может быть, несколько иначе выраженных. Однако для нашего исследования особую актуальность приобретает оригинальная исследовательская гипотеза Н.В. Мотрошиловой, суть которой заключается в том, что философское творчество Н.А. Бердяева, как и ряда других выдающихся русских мыслителей конца XIX – начала XX веков (после В. Соловьева), идет в едином русле с формированием на Западе философии жизни и других близких к ней иррационалистических течений. С точки зрения Н.В. Мотрошиловой, философия Н.А. Бердяева - это новый вариант философии жизни. Он впитал в себя импульс «неортодоксального» для нововременной философии прорыва к жизни из царства абстракции (Я. Бёме, Ф. Баадер); первые всплески западной «философии жизни» рубежа XIX и ХХ веков (прежде всего в учениях Ф. Ницше и А. Бергсона, впрочем, подвергаемых основательной критике); но особенно – мотивы «поворота к жизни» в российской философии того же периода».
Сам автор включает философию культуры в состав своей философии в работе «Мое философское миросозерцание». Сложность заключается в том, что философия культуры Н.А. Бердяева представлена в его творчестве не автономно и специально, а в составе его философской антропологии, учении о творчестве, социальной философии, историософии и др. Поэтому вычленение культурфилософской концепции Н.А. Бердяева из его философского наследия стало задачей нашего исследования. В философии культуры Н.А. Бердяева, на наш взгляд, присутствуют почти все основные темы мировой культурфилософской мысли: понятие культуры, ее истоки, символичность культуры; диалектика куль- туры, соотношение понятий «культура» и «цивилизация», проблема творчества, типология культуры, а в ее контексте социокультурная парадигма «Восток – Запад – Россия», теория прогресса, идеальные черты нового типа общества и культуры, культура массового общества, особенности культуры России и судьбы России. Особое место в философии культуры Н.А. Бердяева занимает тема кризиса культуры. Открытым остается вопрос о статусе философии культуры Н.А.Бердяева в его философском наследии.
Исследуя философское миросозерцание Н.А. Бердяева, мы пришли к выводу, что главной и основной для него была проблема человека. Философ признается «моя религиозная философия, которая была вполне сознана и выражена лишь в книге «Смысл творчества», отличалась от преобладающего течения. В основании ее лежали иные темы и проблемы, иной духовный опыт. Я, вероятно, более всех был сосредоточен на теме о человеке. Я был не столько теологом, сколько антропологом. Исходной для меня была интуиция о человеке, о свободе и творчестве, а не о Софии, не об освящении плоти мира, как для других».
Один из представителей русского зарубежья Н.П. Полторацкий отмечает, что «философия Николая Бердяева – ... философия антропологическая». Американский исследователь Ф. Нуко говорит: «Фундаментом его экзистенциальной философии является философская антропология». Английский историк русской философии Ф. Коплстон утверждает, что «с Бердяева начинается акцентирование внимания на человеческой личности как свободной». С точки зрения Н.А. Бердяева, «доныне религия, мистика и философия были так нечеловечны и бесчеловечны и с имманентной неизбежностью вели к безбожному позитивизму», что пришло время писать оправдание человека – антроподицею.