Проблема познания в философии (гносеология)
Познания - синтез практической и теоретической деятельности, способ общения людей (первостепенно — чувственная деятельность, затем - знаковая форма осмысления).
Познание - не предформа, не добывание знания, а оформление мироощущения, чувственное сопереживание.
Гносеология - область знаний, занимающихся познанием. В современной философии существуют связи между гносеологией и онтологией (о бытии), а так же другими науками: эстетикой, диалектикой (о всеобщих законах развития бытия и познания), методологией и социальной философией. В таких дисциплинах как философия религии, психология, логика широко используются гносеологические подходы.
По отношению к знанию существует 2 категории философов: 1. рационалистский подход (э. Гуссерль «Кризис европейского человечества и философии» 2 способа отношения к миру: практический (мир - нерасчлененная целостность, как в мифологии, человеком руководят телесные потребности) и теоретический (не связано с удовлетворением жизненных потребностей, созерцание жизни - феномен европейской культуры)). Материальные ценности культуры исчезнут, останутся идеи, безотносительные ценности, независящие от материальных взаимоотношений. Ясперс: «Осевое время» - сознание нового теоретического мышление и возвращение к самому себе.
2. отрицание решающей роли познания. История рациональна. Маркс: не существует безотносительной деятельности. Нет разрыва между духовностью и материальностью. Ницше: познание -средство для реализации жизненных потребностей. У Джемс: познание - инструмент для решения жизненных проблем - прагматичный подход. Психоанализ (Фрейд) - многообразие жизненных проявлений. Творчество - оппозиция между сознательным и бессознательным.
Модели познания: 1. объективистская - познание подчинено реальности.Знание - совокупность познавательных образов, копии реальных объектов. Эссенциализм (сущность) - познаем мир, какойон есть.Истина-мера, с помощью которой устанавливается знание7 реальные вещи.
2. конструкционистская - разум конструирует модели и выдаетза мир такой, какой он есть.Познание - конструирование познавательных предметов. Феноменолизм - мир, так как он есть, представлен в нашем сознании. Истина - соотношение представлении субъекта об объекте таком, как его представляет субъект.
Наука - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку знаний о мире. Науку отличают объективные способы отражения мира только с одной стороны. Функция - открытия нового, что не включено в практику. Стадии: преднаука объекты включаются в практическую деятельность, наука - идеальные объекгы на основе абстракции. I) 19 в " конкретные науки, 20 век -исследования на границах разных наук. Сейчас - соединение научных знаний и культуры.
3 типа рациональности: классическая (гносеологическая теория), неклассическая - 1 половина 20 века феноменализм - отношения объекта к действиям субъекта, пост классическая (социально-культурный контекст) -зависимость взглядов ученых от машин искусственного интеллекта.
Учение агностицизм отрицает принципиальную возможность познания реального мира (не отрицает само познания). Юм и Кант: предметы, хотя и существуют объективно, по представляют собой непознаваемые вещи в себе.
Скептицизм - не отрицает познаваемости мира, но либо сомневается в возможности познания, либо останавливается на отрицательном результате, а именно понимает процесс познания как зряшное отрицание, а не как диалектическое.
Материалистическая теория: познание - это отражение внешнего мира в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания. Черты:
созерцательность - рассмотрение познания как пассивного акта восприятия индивидом окружающего мира;
метафизичность - неспособность познан, мир как процесс, непонимание диалектического характера познания и активной роли субъекта как социального существа в этом процессе; механичность - стремление объяснить только на основе классической механики.
Диалективно-материалистическая философия: познание - сложный диалектический социо-культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности человеком в качестве общественного существа в ходе социально-историческом практики.