Движение, пространство и время — способ и формы бытия материи.
Материя находится в постоянном движении, которое протекает в пространстве и времени. Движение, пространство и время это способ и формы существования материи. Движение это любое взаимодействие и изменение материальных систем как в природе, так и в обществе. Оно абсолютно, т.е. есть всегда и везде в мире. Любой покой относителен, ибо он существует лишь временно, тот или иной объект покоится не вообще, а лишь по отношению к другому, и внутри покоящегося объекта все равно протекают различные процессы.
Формы: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Между ними существует взаимосвязь.
В зависимости от характера и результата изменения различают два основных типа движения: движение, при котором сохраняется качественная определенность данной материальной системы, и движение с изменением ее качественного состояния — развитие. Для него характерны необратимость, четкая направленность и поступательность, но в тоже время — это вовсе не «прямая линия»; в реальности оно может происходить зигзагообразно и даже с откатами назад? Развитие имеет две тенденции: прогресс — развитие с восходящей тенденцией, когда у системы идет рост, регресс— развитие с нисходящей тенденцией. Однако эти тенденции относительны.
Движущая материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.
Пространство — форма существования материи, характеризующая протяженность материальных объектов, их размеры, объем и взаиморасположение.
Время — форма существования материи, выражающая длительность ее бытия, определенные этапы и стадии бытия.
Основные общие свойства: объективность, бесконечность, 'неразрывная связь друг с другом и движущейся материей.
Специфические: пространство — трехмерно, время — одномерно;
пространство — обратимо, время — необратимо.
Наиболее характерным свойством пространства является его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Время одномерно, ибо для фиксации положения события во времени достаточно одной величины. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность—равноправность всех возможных направлений.
Характерным свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно.
Тема: Философское понимание сознания.
Тип занятия: Лекция - беседа
Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8
Цели:
Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях бытия, определять основы философского учения о бытии;
Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .
Информационно-методическое обеспечение:
1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.
2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.
Мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.
– 10 мин.
7. Подведение итогов
задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.
Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.
Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .
– 3-5 мин.
Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .
ТЕМА: Философское понимание сознания.
План занятия