РАЗДЕЛ I. философия в исторической динамике культуры

А.В. Климович

Л.В. Перевалова

Философия

Тематика контрольных работ для студентов-заочников

Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина

УДК 1(091)(07)

ББК 83.3(0)

К

Рекомендовано редакционно-издательским советом

учреждения образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Рецензент

Кандидат философских наук, доцент

Займист Г.И.,

Кандидат философских наук, доцент

Варич В.Н.

Климович А.В., Перевалова Л.В. Философия: тематика контрольных работ для студентов-заочников / А.В. Климович, Л.В. Перевалова – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2012. – 25 с.

Тематика контрольных работ для студентов-заочников составлена в соответствии с типовой учебной программой по философии для высших учебных заведений, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь 15.04. 2008 г (Регистрационный № ТД-СГ.010/ тип) и ставит целью организовать самостоятельную работу студентов заочной формы обучения для овладения данным курсом.

УДК 1(091)(07)

ББК 83.3(0)

К

©УО «Брестский государственный

университет имени А.С. Пушкина», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………..

2. Программа курса «Философия»……………………………………..

3. Требования к выполнению контрольных работ……………….

4. Образец оформления титульного листа…………………………….

5. Тематика контрольных работ………………………………………..

6. Литература……………………………………………………….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Философия занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценить фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации.

Изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий.

В том числе изучение курса философии призвано способствовать расширению горизонта философского видения студентом-заочником современного мира и определению собственной жизненной позиции.

В результате освоения курса «Философия» студент должен:

– знать основные философские проблемы, ключевые понятия, важнейшие философские учения, основные ценности современной культуры;

– уметь формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения; применять философские идеи и категории в анализе социокультурных, профессиональных проблем и ситуаций; формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, а также осуществлять осмысленный ценностный выбор;

– приобрести навыки анализа и интерпретации философских текстов, культуры философской аргументации и полемики, философского обоснования своей жизненной позиции.

В соответствии с учебным планом студент-заочник обязан выполнить контрольную работу. Тематика контрольных работ и требования к их выполнению прилагаются.

Контрольная работа должна быть представлена и защищена в сроки. Установленные деканатом до начала экзаменационной сессии. Студенты, не имеющие к началу экзаменационной сессии зачтённых контрольных работ, к экзамену по философии не допускаются.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение. Философия и жизненный мир человека

Философия как способ самопознания человека. Образы философии в истории культуры. Философия как любомудрие. Философия как образ жизни. Философия как знание. Философия как понимание.

РАЗДЕЛ I. философия в исторической динамике культуры

Тема 1.Философия как социокультурный феномен

Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения. Многомерность и полифоничность философии.

Специфика проблемного поля классической философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Современная философия как динамичная совокупность идей, концепций, учений.

Специфика философского мышления. Рефлективность и критицизм как фундаментальные характеристики классической философии. Эвристичность и творческий характер философского мышления. Проблема метода в философии.

Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Аксиологический потенциал философии.

Философские категории и универсалии культуры. Язык философии: дилемма инвариантности и многообразия.

Тема 2. Исторические типы классической философии

Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки её возникновения. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии.

Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока. Специфика философской традиции Древней Индии, её культурно-мировоззренческие основания. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Особенности философской мысли Древнего Китая, её рационально-прагматическая направленность. Основные философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Проблемное поле и категориальный аппарат древнекитайской философии. Место и роль философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского наследия. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в античной классической философии (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма (учения скептиков, эпикурейцев, стоиков и киников). Космополитизм как феномен римской философии. Становление религиозно-мистических ориентаций в философских учениях позднего эллинизма (неопифагореизм, неоплатонизм, стоицизм).

Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Исторические этапы развития средневековой философии и динамика её проблемного поля. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Схоластика и её систематизация в философии Фомы Аквинского. Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.

Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм философской мысли Возрождения. Идея тождества микро- и макрокосма в философии неоплатоников (Пико делла Мирандола, Н. Кузанский). Органицистская модель природы а натурфилософии Ренессанса (Парацельс. Дж. Бруно). Коперниканская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной (Н. Коперник, И. Кеплер). Идеалы свободы, равенства и братства в социально-политической мысли Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Характерные черты философии Ренессанса и её роль в развитии европейской философской традиции.

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и её основные характеристики. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Принципы гипотетико-дедуктивной методологии Г. Галилея. Основные гносеологические программы в философии XVI – XVII веков (эмпиризм, рационализм).

Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Философия и идеология: проблема границ. Принцип суверенности разума и критика предрассудков. Идея «естественных прав» человека и концепции «общественного договора» ( Т. Гоббс. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Основные достижения материалистической философии XVIII века (К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ламетри). Проблема свободы, прогресса и закономерностей истории в философской мысли немецких просветителей (К. Лессинг, И. Гердер).

Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской традиции. Особенности и достижения немецкой классической философии. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И. Канта. Диалектическая философия Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Тема 3.Становление и основные стратегии развития постклассической философии

Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии. Классическая традиция в европейской философии, её типологическое единство и основные познавательные установки. Многообразие современной философской мысли и основные направления её развития.

Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме (К. Маркс. Ф, Энгельс). Основные черты марксистской философии. Программа преодоления метафизики и основные исторические формы позитивистской философии.

Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль). Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.). Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.)

Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.). Неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.)

Основные стратегии развития неклассической западной философии в XX веке.

Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века. Эволюция западного марксизма от Д. Лукача до Л. Альтюссера. Философия неомарксизма и критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Перспективы политической философии в постмарксизме (К. Касториадис, Э. Лакло, Ш. Муфф). Феномен советского марксизма-ленинизма. Феминистская критика западной культуры (С. Де Бовуар, К. Миллет и др.)

Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления. Феноменология Э. Гуссерля. Влияние феноменологии на экзистенциализм. Экзистенциальная феноменология М. Мерло-Понти.

Аналитика человеческого существования как предмет исследования в философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр. А. Камю).

Аналитическая стратегия развития философии. Аналитическая философия как интеллектуальное «движение»: специфика понимания смысла и назначения философии. Периодизация аналитической философии. Логико-аналитический этап (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский и др.) Лингвистическая философия (Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)

Современная философия Запада на рубеже ХХ–ХХІ веков.

Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания (Х.-Г. Гадамер, П. Рикер). Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постструктурализме (К. Леви-Строс, К. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко и др.). Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.).

Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия

Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Просветительская деятельность Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.). Философская и общественно-политическая проблематика в творчестве Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича и др. Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ века (А. Гарун, И. Абдиралович-Канчевский и др.). Становление и развитие марксистской философской традиции советского периода. Философия, культура и общественно-политическая жизнь Беларуси в современных условиях.

Основные направления развития и типологические характеристики русской философии. Становление философской мысли на Руси, её истоки. Историософия П.Я. Чаадаева. «Русская идея» и философские воззрения западников и славянофилов. Социальная философия и идеология русского революционного демократизма (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др.)

Религиозно-нравственная проблематика в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия всеединства В.С. Соловьёва. Философия и «новое религиозное сознание» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.) Философия русского космизма (В.И. Вернадский, М.А. Умов, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Фёдоров и др.).

Марксистско-ленинская философия и её судьба в культуре СССР и постсоветских стран. Процессы демократизации на постсоветском пространстве и возрождение национальных традиций философствования.

Наши рекомендации