Филосовская система Аристотеля. Субстанция и универсалии.

Этническая философия Сократа. Диалектика диалога.

Сократ(469-399 до н.э.)-древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Сократ защищал безусловия значения от мнения, отстаивал объективное характеристику познания, истинное знание.

Главный признак его общая признанность вытекающих из универсальных логических законов разума. Сократ разработал метод майевтики, искусство направлять беседу, заставляя своих собеседников благодаря удачно поставленным вопросом прийти к осознанию собственного незнания, а затем к истинному пониманию сути вещей.

Сократ предавал исключительное значение исследованию человека как существа нравственного, утверждал что никто не знал по доброй воле , а лишь по незнаниям, всякий может стать добрым обогативши свое знание.

Сократ утверждал о превосходстве разума над неразумной волей, человек должен властвовать над своими страстями.

20.Философия Платона. Теория идей и её связь с учением об «идеальном государстве»

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Философию Платона можно разделить на 3 этапа:

1. Учение о бытие или об идеях

2. Учение о познании

3.Учение о человеке и государстве

Философия Платона представляет собой рационального обоснованную систему объективного идеализма, считалось что подлинное бытие существует вне материального мира, в мире идей, идеи являются современными идеальными первообразами –это вечные и неизменные сущности от которых зависит весь материальный мир.

Вещи –это лишь подобие и отражение идей, материальный мир мы познаем чувствами, является лишь « тенью идей» , по этому чувственное познание дает представление лишь о кажущимся бытие.

Платон особое место уделял исследованию человеческой души, и утверждал что она бестелесна, бессмертна и существует вечно, она состоит из 3 частей разумной, аффективной и вожделеющей.

Разумной- доступна подлинная мудрость.

Аффективная- волевое начало

Вожделеющая- это чувственное начало души.

Учение о душе Платон кладет в основу своей теории государства, 3-м началом души соответствует социальная структура общества, в нем трудятся ремесленники, его защищают мужественные войны, а управляют всем мудрые философы. У философов преобладает разумное начало души , у ремесленников чувства и влечения.

В зависимости от обеспечения принципа справедливости государство может быть правильным и не правильным.

Правильные формы правления- это аристократия и монархия .

Не правильные формы правления- тимократия ( военная власть), олигархия, демократия, тирания.

Филосовская система Аристотеля. Субстанция и универсалии.

Аристотель —древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Его учения:

1.Арганон- свод логических правил и законов

2. Физика

3.О небе

4.Политика- учение о государстве

5.Этика

6.Риторика и т.д.

Исходим из положения что идеи не имеют самостоятельного существования в отдельных пределах, именно реальные вещи являются первыми сущностями, от них возникают идеи понятия(вторые сущности) основанной предпосылкой бытия Аристотель считал первоматерию , которое чувственно не постижимо не определимо и представляет собой возможность для реального существования вещей. Конкретная вещь есть соединение материи и формы.

Важнейшее место в учении Аристотеля занимает вопрос о причинах всего существующего, философ выделяет 4 вида причин:

1.Материальную

2.Формальную

3.Действительную

4.Конечную

СУБСТАНЦИЯ — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденции, или свойств, существующих в другом (а именно в субстанции) и через другое.

Универсалия — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.

Общие учения:

1. То что в русском языке выражается в существительном вся субстанция

2. В прилагательном- универсалия.

3. Универсалия не является субстанцией.

4. Субстанция не измена, универсалия изменчива

5. Универсалия не существует не зависимо от субстанции

Т.о. в отличии от Платона, Аристотель не разделяет идею вещи, а растворяет идеи в самих вещах.

чувственное абстрагирование определение обобщение сущность

восприятие ----> сущности вещи ---> вида вещей

22.Философские школы поздней Античности (эллинистический период): эпикуреизм, стоицизм, кинизм и скептицизм . Общая характеристика.

Эллинистический период античной философии охватывает огромный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. и до конца античной эпохи.


В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов, а с другой — на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений.

Основной вопрос философии- это обеспечение лично счастья.

Эпикуреизм

Эпикур. Лукреций Кор.

Девиз « Наслаждайся, но умеренно»

1. Высшей ценностью для человека является счастье

2.Стремиться нужно только к тем наслаждениям которые можно контролировать

3.счастье это всего лишь отсутствие страданий

Стоицизм

Зенон Китеон, Марк Аврелин, Сенека

«Будь холоднокровен , принимай все как должное»

1.Аскеза- это сознательный отказ от благ и роскоши даруемый обществом.

2.Апатия- отказ от вмешательства в происходящее

3.Добродеятель

Кинизм

«Будь как собака»

1.Радикальный аскеза

2.Преданность, стремление и т.д.

3.Высшей ценностью для человека является стремление к простоте.

Скептицизм

Пирон

«Не верь никому, откажись от суждения вовсе»

1.Чуствительный опыт предоставляет не адекватную картинку мира.

2.Индукция не дает достоверного знания

3.Дедукция не дает нового знания

4. Дедукция не обосновывает собственные посылки

5.Об одном и том же предмете могут быть два обоснованных противоположных мнения.

Наши рекомендации