Русская философия XYIII века.

В первой четверти XVIII века в России произошли большие и изменения.

Во-первых, благодаря реформам Петра I (фото слева), Московское государство превратилось в Российскую империю, в государство более мощное, чем предыдущее.

Во-вторых, произошла смена государственно-религиозных идеалов. Идеал православной «Святой Руси» заменился идеало сильного светского государства. В 1721 г. Петр I отменил патриаршество, поручив заниматься церковными делами государственному органу Синоду.

В-третьих, В России рождалась «новая» культура, ориентированная на европейские ценности. И дело не в том, что бояре сбрили бороды и облачились в европейские одежды, а в том, что этой культуре ведущей тенденцией становятся наука и образование. В стране масштабно издаются книги, открываются школы, 1755 г. возникает Московский университет, а еще раньше Академия наук, учрежденная Петром I. Еще одной характерной чертой новой культуры является ее превращение в светскую культуру. Это стало возможным по причине секуляризации духовной жизни.

Яндекс.ДиректВсе объявления Русская философия XYIII века. - student2.ru Модные женские Парки! Заказать! Женские Парки! Закажи с бесплатной доставкой ! Примерка!Адрес и телефон lamoda54.ru Москва

В-четвертых, развитие духовной жизни России происходит под влиянием идей французского Просвещения, особенно в neрвый период деятельности молодой русской императрицы Екатерины Алексеевны, которая считала себя философом на троне. Чтобы казаться таковой, она наладила личные контакты с видными деятелями французского Просвещения, переписывалась с Вольтером, Дидро, просила у них советов по проблемам философии. Таким образом, в XVIII веке в России сложились благоприятны условия для развития всех сторон общественной жизни, включая и духовную культуру, а влияние просветительских идей Запада способствовало активизации философской мысли.

Уже при Петре I сложилась «ученая дружина», в которую входили Ф. Прокопович, В. К Татищев, А.Д. Кантемир, а во второй половине XVIII века разворачивается научная и просветительская деятельность Михаила Ломоносова.

Западники и славянофилы - противоположные течения в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX века. Они возникли в связи с обсуждением в русском обществе проблемы выбора и исторического развития России. Суть проблемы: либо Россия пойдет по пути Запада, либо изберет свой, самобытный путь развития. В поисках ответа на этот вопрос сложились противоположные концепции русской философииистории.

Славянофилы выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от заподноевропейского. Самобытность России они видели в отсутствии истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.

В группу славянофилов входилили С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. К этой группе примыкали В.И. Даль, А.Н. Островский, Ф.К Тютчев и другие деятели русской культуры.

Идейным центром славянофильства была Москва, где в литературных салонах шли жаркие споры с западниками. В рамках главной проблемы славянофилы обсуждали вопрос об отмене крепостного права «сверху», добивались устранения цензурного гнета, отмены телесных наказаний и смертной казни. В своих взглядах на историю России славянофилы идеализировали старую, допетровскую Русь, критиковали реформы Петра I, приведшие к разрушению традиционного русского уклада жизни. Что касается философских воззрений славянофилов, то они разрабатывались главным образом А.С. Хомяковым, И.В. Киреевским, а позже М.Ф. Самариным. Но единство в их воззрениях отсутствовало. Отличавшийся универсальностью знаний, А.С. Хомяков был самым значительным представителем среди славянофилов. Он замечательно излагал свои мысли, был превосходным полемистом. не все сочинения А.С. Хомякова вышли в свет при его жизни.

А.С. Хомяков - христианский философ. Поэтому понятие церкви у него является главным. Но Церковь для А.С. Хомякова не отвлеченный авторитет, а источник «живого света», «истина». Церковь объединяет всех людей веры, делает их свободными. Хомяков отмечает: «Каждыйчеловек находит в Церкви самого себя... в духовном единении с братьями, со Спасителем».

Учение о Церкви является для А.С. Хомякова переходом учению о человеке. Человек без церкви, замечает А.С. Хомяка обречен на совершенное бессилие и непримиримый внутреннИ разлад. Человек, по А.С. Хомякову, находится в постоянной борьбе между эгоизмом и любовью к Богу, и это противоречие им одолевается рациональной волейи нравственной свободой.

В центре философских воззрений А.С. Хомякова находится учение о начале соборности. Соборность он трактует Как философский принцип бытия, как собрание, устроенное силой любви и свободы. В дальнейшем это учение стало основой концепции всеединства.

Западники - направление русской общественной мысли противостоящее славянофилам. По своему идейному содержанию оно не было однородным. В нем можно выделить два течения: 1) либеральное и 2) революционно-демократическое.

К либеральному течению принадлежали К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, П.В. Аненнков. Духовным отцом данного направления был Н.В. Станкевич, создавший в Московском университете философский кружок. Из этого кружка вышли деятели самых различных направлений, так как, признавая приоритет Запада, они разошлись в понимании действительных ценностей западноевропейской цивилизации.

Характерная черта либерализма 40-50-х гг. - неприятии революционных методов решения проблем. Либералы исключая возможность революции в России, рассчитывали лишь на преобразования, осуществляемые сверху. Поэтому в период отмены крепостного права они встали на сторону помещиков, во многом смыкаясь с представителями самодержавной России.

В философии либеральные западники, во главе с Т.Н. Грановским, пытались найти в системе своих воззрений место для Бога и бессмертия души, хотя считались светскими философами.

Другое течение в западничестве - революционно-демократическое, к которому принадлежали А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

В отличие от либеральных западников, они рассматривали философию как средство для обоснования своих политически целей, для преобразования действительности революционными методами. В.Г. Белинский, например, считал, что переустройство общества можно совершить народной революцией.

По своим политическим взглядам революционные демократы были сторонниками крестьянской революции в России, которая ликвидирует крепостнический строй и откроет возможность, минуя капитализм, перейти к социализму. Причем ячейкой, из которой вырастет социализм, будет сельская крестьянская община.

В контексте социально-политической доктрины революционные демократы рассматривают многие философские вопросы. Например, большое внимание они уделили теории познания, проблеме человека. И потому, как они их разрабатывали, можно сделать вывод: философиярусских революционных демократов - есть материализм, дополненный стремлением понять диалектику как алгебру революции.

Материалистические идеи революционных демократов, особенно Н.Г. Чернышевского, были горячо восприняты в революционных кругах России, оказали большое влияние на идеологию русского марксизма.

Наши рекомендации