Как приблизиться к самадхи – Единение в разлуке
На протяжении последних пятисот лет во Вриндаване сложилась определенная традиция посещения самадхи вечных спутников Господа Чайтаньи, которая включает в себя поклонение, предложение поклонов и вознесение молитв. В «Бхакти-ратнакаре» описано, как до отъезда в Навадвипу Шринивас Ачарья получил даршан Божеств Вриндавана (Говиндаджи, Гопинатха, Мадана Мохана, Радха Винода, Радха Дамодара и Шри Шанкара Гопишвара Махадева). Он также посетил самадхи Шри Санатаны Госвами, Шри Рупы Госвами, Шри Кашишвары Пандита и Шри Рагхунатхи Бхатты Госвами – основные самадхи того времени. В ту пору Шри Джива Госвами, Шри Рагхунатха дас Госвами, Шри Гопала Бхатта Госвами, Шри Локанатха Госвами, Шри Бхугарбха Госвами, Мадхупандит Госвами и Шри Кришна дас Кавираджа еще не покинули земной обители Вриндавана. Перед тем как уйти из города, Шринивас Ачарья упал в пыль у их лотосных стоп и стал умолять о милости.
Самадхи является тем самым местом, где можно обрести общение с чистым преданным Радхи и Кришны. Вайшнав находится в самадхи для того, чтобы даровать милость своим верным и искренним последователям. Самадхи играют важную роль в лиле распространения милости падшим душам Кали-юги, явленной Шри Чайтаньей Махапрабху. Любой человек независимо от того, обладает он должной квалификацией или нет, может с легкостью прийти к самадхи и получить возможность общения со святым.
Мы должны подняться до осознания того, что здесь (в самадхи) «Я смогу обрести общество чистого преданного». Это правило для всех без исключений. Например, в то время, когда Шрила Прабхупада был на этой планете, некоторые его ученики не смогли оказаться рядом с Ним из-за робости или чувства дистанции. Хотя они искренне стремились получить такую возможность, им этого не удавалось. Но сейчас Шрила Прабхупада беспрепятственно и всецело отдает себя каждому. Любой человек может посетить его самадхи и обрести удивительную возможность общения с ним.
К самадхи Шрилы Прабхупады, как и любого другого преданного, следует приближаться в настроении преданности, испытывая почтение и благоговение, предлагая дандаваты (полные поклоны). Буквально слово дандават означает предложение полного поклона всеми восемью частями тела: руками, ногами, коленями, грудью, головой, глазами, умом и речью (в молитве).
Благоговение и почтение не должно быть превалирующим в настроении ученика, как это происходит на Вайкунтхе. Ученик должен испытывать благоговение в смысле выражения почтения, но при этом он должен чувствовать дружелюбие и понимание по отношению к своему духовному учителю. Нарада Муни объяснил природу любовных взаимоотношений между гуру и учеником в «Шримад-Бхагаватам» (7.12.1), ачаран дасаван ничо, гурау судрдха саухридах: «Ученик должен быть смиренным и послушным, а также должен развить со своим духовным учителем прочные дружеские отношения».
Мы должны верить в то, что чистые преданные все еще живут здесь. Они слушают наши молитвы и проливают на нас свою милость, если мы смиренны и заслуживаем этого. В смиренном настроении и состоянии чистой преданности мы должны вести себя подобающим образом. Вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху находятся прямо здесь в своих самадхи. Представьте, что этот вайшнав все еще присутствует здесь, в этом мире. Что бы вы делали и что чувствовали, если бы вошли в его комнату и застали его погруженным в медитацию на лилы Радха-Шьямасундары? Именно это должно происходить каждый раз, когда вы приближаетесь к самадхи мандиру этого вайшнава!
Взаимоотношения возможны лишь при условии наличия в сердце преданного бхавы (чувства) и ништхи (непоколебимой веры). Духовные чувства могут привлечь наш ум к этому освобожденному чистому преданному. Однако лишенный веры человек не сможет что-либо почувствовать, находясь рядом с самадхи. Подобным образом без веры невозможен взаимообмен с Божеством Кришны во время Его даршана в храме.
Рядом с самадхи преданный может почувствовать прочную связь с ушедшим вайшнавом. Его сердце черпает в этом общении воодушевление и энтузиазм. Но в то же самое время преданный испытывает необычайную скорбь от чувства разлуки с этим вечным жителем Вриндавана. Это называется единением в разлуке. В действительности все самадхи являются местами, где искренние преданные испытывают радость непосредственного общения с блаженными чистыми преданными. Но одновременно с этим счастьем они испытывают печаль, вызванную разлукой с ними.
Последовательно культивируя чувство разлуки, мы рано или поздно сможем встретить вечного спутника Господа Чайтаньи и вечно служить его лотосным стопам. Искренний преданный стремитcя почувствовать разлуку с Господом Гаурангой и Его вечными спутниками, которую Шри Нароттама дас Тхакур описывает в своей песне, йе анило према дхана (см. приложение).
История гаудия-вайшнавов свидетельствует о том, что традиция посещения самадхи становится причиной возникновения в сердцах возвышенных преданных необычайных переживаний. «Шри Бхакти-ратнакар» описывает два подобных случая, произошедших со Шринивасом Ачарьей и Шри Джахнава Матой, женой Шри Нитьянанды Прабху.
Побывав во Вриндаване и намереваясь возвратиться в Навадвипу, Шри Джахнава Мата попрощалась со всеми местными вайшнавами. После этого она посетила все основные храмы – Говиндаджи, Гопинатха, Мадана-Мохана, Радха-Винода, Радха-Дамодара и Радха-Рамана. Также она предложила молитвы Гопишваре Махадеве (Господу Шиве) и Шримати Вринда-деви. Когда Ма Джахнава Деви увидела самадхи Шри Рагхунатхи Бхатты Госвами, Кашишвары Пандита, Шри Санатаны Госвами и Шри Рупы Госвами, ее сердце дрогнуло. Почувствовав глубокую скорбь разлуки, она горько заплакала. Ее экстатические переживания лишь усилились, когда она увидела самадхи Шри Гауридаса Пандита.
По прибытии в Джаганнатха Пури, Шринивас Ачарья бросился к самадхи Тхакура Харидаса. Он бросился на землю, чтобы вознести молитвы и предложить поклоны, и тут же потерял сознание. Собравшиеся преданные всячески пытались успокоить его. Рассказ о том, какую скорбь разлуки испытывал Шринивас Ачарья у самадхи Шрилы Харидаса Тхакура, способен растопить самое жесткое сердце.