Особенности преднаучного познания
- человек усваивает истины здравого смысла при освоении естественного родного языка
- повседневному мышлению свойственен так называемый наивный реализм (особая вера, связанная с повседневными условиями, реально все то, что воспринимаем)
- обыденное знание не требует никакого предварительного знания. Окружающий мир впервые предстает в сознании человека в понятиях здравого смысла
Вненаучное познание – деятельность и ее результаты не соответствующие (не отвечающие) сложившимся на данный момент критериям научности. На сегодняшний день к вненаучному познанию относятся:
- религиозные практики и связанные с ними методы в частности мистический опыт, медитация (часть религиозной практики)
- паранаучное познание и знание
- эзотерическое (закрытое) познание: астрономия, алхимия, хиромантия
Повседневное (обыденное) знание обслуживает повседневную жизнедеятельность человека и обеспечивает ориентацию в типичных повторяющихся ситуациях.
Функции вненаучного познания:
- мировоззренческая функция: наука в принципе не может и не сможет объяснить все интересующее человека, а человеку хочется знать все
- психологическая функция: адаптация человеческой психики к динамике окружающего мира, частичное снятие внутреннего напряжения
- условно-практическая функция: вненаучное познание обеспечивает решение целого комплекса жизненно важных проблем, с которыми не может справиться наука
Вопрос 57: история как философское понятие. Типы философских моделей истории. Проблема смысла истории
Немецкий идеализм продемонстрировал, что человек это историческое существо, способ бытия человеческого рода – история. История (от греческого рассказывать, свидетельствовать, история имеет двойственный смысл). 1. история э то динамика человеческого бытия 2. истолкование, описание, предугадание того, что происходит или может произойти в обществе.
В своих взглядах на историю философы разделили на две группы: 1. те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (н-р, иррационалисты) 2. те,кто видит определенную логику в истории, считая ее целенаправленным, закономерным процессом (большинство философов).
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу выделяются:
1. формационный подход (каждая последующая стадия развития вытекает из предыдущей, но в видоизмененной форме; движущей силой развития является классовая борьба, возникающая вследствие социальной дифференциации общества.). Выделяют: 1) рабовладельческий, 2) феодальный, 3) капиталистический (буржуазный), 4) социалистический.
2. цивилизационный подход. - представление о развитии и функционировании общества как процессе возникновения, развертывания и разрешения противоречий на базе общечеловеческих ценностей, всех форм жизнедеятельности и общественных связей людей. Особое внимание при Ц. п. к и. обращается на учет и изучение всего своеобразного, что есть в истории того или иного этноса, страны, региона. Выделяют: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитский, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский.
3. культурологический подход. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности называются: культурой. Все сотворенное человеком (так называемая «вторая природа») определяется как культура. Культурой называют все виды и результаты преобразовательной деятельности человека. Всего Шпенглером было выделено восемь культур: индийская; китайская; вавилонская;египетская; античная; арабская; русская; западноевропейская.
Помимо них, выделяют подход Гегеля и позитивистский подход.
Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:
- восточный (китай, египет) – осознает себя и свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы;
- античный (Греция, Рим, средневековье) – осознает себя и свобода лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка», все остальные служат ей и зависят от нее.
- германский – осознают себя и свободны все
Позитивистский подход получил распространение в наше время. Согласно ему выделяют следующие стадии развития общества:
- доиндустриальная (характерно: примитивные орудия труда, широкое использование мускульной силы человека и силы животных, сельское хозяйство как основа экономики, неразвитость общественных отношений)
- индустриальная (применение механизмов в процессе труда, вытеснение ручного труда машинным, повышение производительности труда и уровня жизни, усложнение общественных отношений, имущественное расслоение, острые социальные конфликты)
- постиндустриальная (научно-техническая революция и ее внедрение в производство, замена механизированного труда интеллектуальным (компьютеризация), улучшение уровня жизни, ослабление социальных противоречий, появление новых ценностей (демократия, уважение к правам человека)).
Вопрос 58: Основные аспекты понятия наука. Структура и социальные функции науки
Понятие наука употребляется в трех смыслах:
- наука – это вид духовного производства, специфическая сфера творческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
- наука – это сформированная к данному моменту система объективного и предметного знания.
Научное познание отличается от обыденного по следующим признакам:
1) в науке выработаны специфические способы достижения истинности знания, начному знанию должны быть присущи системность и обоснованность.
2) наука применяет специфические методы (выделения и фиксации объектов научного познания); помимо знаний об объектах наука формирует знания о методах собственной деятельности
3) в науке существует система специфических ценностных и целевых установок (установка на поиск объективной истины, установка на получение нового знания)
4) наука предполагает целенаправленное формирование специалистов
Социальные функции науки:
1. культурно-мировоззренческие (период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма). Влияние на данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, зо время борьбы теологии и науки;
2. как непосредственно производительной силы (эпоха Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейся науки остались проблемы частного «земного» характера;
3. как социальной силы — научные знания и методы все шире используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества. Коперниковским переворотом наука оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые признаки выхода науки в социальную проблематику. В этом историческом порядке функции возникали и расширялись.
Структура науки:
1.совокупность знаний и их носителей;
2.наличие специфических познавательных целей и задач;
3.выполнение определенных функций;
4.наличие специфических средств познания и учреждений;
5.выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных дос-тижений;
6.существование определенных санкций.
В начале 19 века основоположник философии позитивизма - французский философ Агюст Конт предложил следующую классификацию наук:
1) математика
2) астрономия
3) физика 4) химия 5) физиология, биология 6) социология
По предметному принципу научные дисциплины подразделяются на 4 группы:
- науки общественные и гуманитарные
- естественные (науки о природе)
- науки технические
- логико-математические науки
По целевой направленности науки делятся на:
- фундаментальные
- прикладные: нацелены на применение результатов фундаментальных наук для решения как позитивных, так и социально-практических задач
Вопрос 59: понятие о диалектической логике. Принципы диалектической логики
Диалектическая логика — философская наука, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира в рамках диалектики. В отличие отформальной логики
, являющейся логической дисциплиной о формах правильных рассуждений, в диалектической логике учитываются законы диалектики и философские понятия.Предмет диалектической логики — мышление.
В отличие от формальной логики, которая полагает формы мышления статичными, неизменными, диалектическая логика изучает мышление в двух аспектах:
1) в аспекте единства формы и содержания мысли
2) в аспекте взаимодействия и развития элементов мысли и, прежде всего, – понятий.
Идея диалектической логики была воплощена, продемонстрирована в известной работе Гегеля, которая называется «Наука логики». У Гегеля диалектическая логика представлена в её идеалистическом варианте. В материалистическом осмыслении эта идея воплощена в работе Маркса «Капитал».
Согласно диалектической логике (в любом варианте), только в системе категорий отдельные категории, понятия обретают свой конкретный смысл.
В реальном процессе познания отдельные понятия со стороны своего содержания взаимодействуют друг с другом, вступают в противоречия и образуют в синтезе новые категории, понятия.
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ: 1. Принцип развития. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения).
2. Принцип всеобщей связи. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.
3. Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. ??
4. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание
происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.
5. принцип единства исторического и логического: историческое – это описание фактического процесса, становления и развития изучаемого объекта (например, капитал); логическое – теоретическая модель развитого и развивающегося объекта во всех его существенных, закономерных связях. Суть принципа: логика объекта – это история его становления, но представленное в основных существенных соотношениях.
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ:
1. Принцип соответствия мышления действительности - Этот принцип обязывает рассматривать мышление не «само по себе», т.е. в отрыве от действительности, а в процессе превращения действительности в мысль. Принцип соответствия реализуется посредством "диалектического метода", который обеспечивается путём выполнения определённых требований к организации рассмотрения действительности.
2. Способ (метод) восхождения от абстрактного к конкретному
Метод восхождения от абстрактного к конкретному обеспечивает соответствие сознания с действительностью, достигаемое через сложный диалектически противоречивый процесс развития понятий, категорий.
3. Противоречие
Противоречие — важнейший логический принцип и форма развития определений, принцип логического перехода от факта к факту. Этот принцип только и обеспечивает объективность перехода от категории к категории, т.е. согласие развития определений с развитием действительности.
Теория научных революций
Концепция социологической и психологической реконструкции и развития научного знания связана с именем и идеями Т.Куна, изложенными в его широко известной работе по истории науки “Структура научных революций.” В этой работе исследуются социокультурные и психологические факторы в деятельности, как отдельных ученых, так и исследовательских коллективов.
Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов - “нормальной науки” и “научных революций”. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Социально-психологический характер концепции Куна определяется его пониманием научного сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается положением в социальной организации науки, принципами, воспринятыми при обучении и становлении как ученого, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы, по Куну, и становятся основой научного сообщества.
Центральное место в концепции Куна занимает понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами: 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) она содержит переменные вопросы, т.е. открывает простор для исследователей. Парадигма - это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации.
Парадигма, по Куну, включает в свой состав четыре типа наиболее важных компонентов:
1) “символические обобщения” - те выражения, которые используются членами научной группы без сомнений и разногласий, которые могут быть облечены в логическую форму,
2) “метафизические части парадигм” типа: “теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело”,
3) ценности, например, касающиеся предсказаний, количественные предсказания должны быть предпочтительнее качественных,
4) общепризнанные образцы.
Все эти компоненты парадигмы воспринимаются членами научного сообщества в процессе их обучения, роль которого в формировании научного сообщества подчеркивается Куном, и становятся основой их деятельности в периоды “нормальной науки”.
Однако научная деятельность в целом этим не исчерпывается. Развитие “нормальной науки” в рамках принятой парадигмы длится до тех пор, пока существующая парадигма не утрачивает способности решать научные проблемы. На одном из этапов развития “нормальной науки” непременно возникает несоответствие наблюдений и предсказаний парадигмы, возникают аномалии. Когда таких аномалий накапливается достаточно много, прекращается нормальное течение науки и наступает состояние кризиса, которое разрешается научной революцией, приводящей к ломке старой и созданию новой научной теории - парадигмы.
Мнение о том, что новая парадигма включает старую как частный случай, Кун считает ошибочным. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. При изменении парадигмы меняется весь мир ученого, так как не существует объективного языка научного наблюдения. Восприятие ученого всегда будет подвержено влиянию парадигмы.
Кун вносит в эту проблему природы науки и НТП “человеческий” фактор, привлекая к ее решению новые, социальные и психологические мотивы.
Вопрос 61: становление понятия «материя» в истории философии. Атрибуты материи
Этапы развития представлений о материи:
- субстратный: материя понимается как первовещество. Субстрат – это совокупность вещественных элементов, взаимодействие которых обуславливает многообразие вещей и их свойств (ранняя греческая философия)
- субстанциально-динамический (характер для философии 17 – 18вв): материя понимается как взаимодействие тел
- информационная модель определения материи, в которой раскрывается феноменальный смысл понятия материи: в самом начале 20в в связи с развитием естествознания появилось такое философское понятие как эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус). Эмпириокритицизм занимается критикой опыта. Эмпириокритицизм – это второй период в развитии философии позитивизма. Представители эмпириокритицизма выступали против понятия материи. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» сформулировал определении материи.
Материя – это философская категория для обозначения объективно реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Говоря о материи, не следует забывать подходы Платона и Аристотеля.
Атрибуты материи – это неотъемлемые, необходимые, существенные свойства материи. К ним относятся: движение – это способ существования материи; пространство – время; системность (структурность); отражение.
Движение как способ существования материи, охватывает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы (Энгельс). Основные свойства движения: - объективность; - всеобщность; - неуничтожимость: движение в количественном и качественном отношении сохраняется; - абсолютность: движение абсолютно, а покой относителен. Понятие форма движения материи введено Энгельсом – это движение, охватывающее такие явления, которые обладают качественным единством и подчиняются одним и тем де закономерностям. Современная классификация форм движения: - физическая; - химическая; - биологическая; - социальная
В истории философии оформились два подхода трактовки пространства и времени в объективном смысле:
- субстанциальная концепция (И. Ньютон): пространство и время это самостоятельные независимые друг от друга сущности; свойства пространства и времени не зависят от протекающих на их фоне материальных процессов
- реляционная концепция (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн): пространство и время это системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами.
Диалектико-материалистический подход заключается в том, что содержание пространства – времени образуют материальные процессы (движущаяся материя), характер этих процессов и определяет основные свойства пространства – времени.
Пространство и время настолько взаимосвязаны, что не могут существовать друг без друга.
Всеобщие свойства пространства – времени: - объективность;- всеобщность; - неразрывная связь с движением, зависимость пространства – времени от процессов развития и структурных изменений в материальных системах; - единство прерывности и непрерывности в структуре пространства – времени
Пространство – это структура сосуществования. Свойства пространства макромира: - протяженность: способность объекта иметь размеры, - однородность: отсутствие выделенных точек, - изотропность: равноправие всех возможных направлений
Время – совокупность отношений, выражающих последовательность и длительность сменяющих друг друга событий. Свойства времени макромира:длительность, одномерность, однородность, необратимость
В современной науке сформировались две противоположные позиции: - признание объективного существования, так называемых, не физических форм пространства – времени: биологическое пространство и время, социальное пространство и время - отрицание объективного существования подобных форм
Проблема материального единства мира: - субстанциальный: всеобщая взаимосвязь материальных явлений, - атрибутивный: на всех уровнях организации материи присущи одни и те же атрибуты, - генетический: материальные явления порождаются материальными явлениями, - номологический: существуют законы, охватывающие своим действием качественно-различные уровни действительности
Вопрос 62: понятие о родовой сущности человека. Философская критика отчуждения родовой сущности человека
Сущность человека – главное (основное), постоянное, субстанциональное. Сущность человека – устойчивое сочетание необходимых взаимосвязанных характеристик человечества, а также той или иной социальной общности. Современная трактовка сущности человека в современной российской (отечественной) философии основывается на марксистком подходе.
Маркс выделил следующие признаки сущности человека:
1. Родовой характер (сущность принадлежит роду)
2. Сущность формируется, существует и проявляется только в специфически человеческих видах деятельности. В данной связи Маркс использует понятие сущностные силы человека - любые человеческие потребности, любые человеческие способности, знания, умения, навыки, т.е. это универсальные возможности человека как родового существа. Каждой способности и каждой потребности соответствует какой-либо свой предмет линии культуры. Сущностные силы человека предполагают наличие социальной предметности. Маркс исследовал эту особенность человеческой сущности в своей ранней работе «экономическо-философские рукописи» 1844г.
3.Общественный характер. Индивид как родовое существо – существо социальное. Все средства, отличающие одного индивида от другого в действительности является не свойствами, а общественными отношениями, красота и привлекательность это не свойство индивида, а общественное отношение
4. Сущность человека изменчива, меняется со сменой типа общественных отношений, т.е. она имеет конкретно исторический характер. Маркс: Тезисы о Фейербахе – «сущность человека в своей деятельности есть совокупность всех общественных отношений».
Критика отчуждения родовой сущности человека впервые осуществлена Л.Феербахом. Он философ – материалист. Он говорил: человек – это не какая-то отвлеченная сущность, это реальный индивид со всеми присущими конкретно-чувственными признаками. Это значит, что он сам чувствует, и он сам вызывает определенные чувства у другого человека. Сущность начинается с тела, которое помогает нам чувствовать. Общество, история и мораль основаны на конкретно-чувственном индивиде. У каждого индивида есть три способности: желать, мыслить, способность к моральному чувству (любить). Любить не только в смысле моральной привязанности (как мы любим родителей), но и физиологически. Эти способности человек может реализовать только через отношения к такому же конкретно-чувственному индивиду. Т.О. Человек может совершенствоваться безгранично, но только при взаимоотношении с другим человеком. Эта мысль понравилась Марксу.
Отчуждение – это такая ситуация, когда продукты человеческой деятельности противостоят самому субъекту деятельности в качестве чуждых и враждебных, и не подвластных; это процесс который сопровождает создание цивилизации. Феербах говорил, что отчуждение – это прежде всего религиозное отчуждение. Его критика была направлена на религию – как проявление отчуждения человеческой сущности. Человек мечтает быть всезнающим, всеблагим, всемогущим как Бог. Для этого он придумывает такого человека – Бога. Свою мечту он наделил объективным существованием. Человек попал в зависимость – Богу надо быть верным и подчиняться ему. Бог есть любовь. В этой формуле человек признает, что не все достойны любви. Феербах хочет чтобы для человека главным стал принцип - человек человеку бог. Достаточно осуществить критику ложного сознания, показать что под видом любви к богу человек любит самого себя, т.е. людей.
Маркс оттолкнулся от Феербаха. Маркс сказал что существует фундаментальная форма отчуждения в капиталистическом обществе. В обществе, где существует эксплуатация, частная собственность, существует явление «отчужденный труд». Отчужденный труд – основа любого другого отчуждения, в том числе и религиозного. Маркс считал что отчужденный труд неизбежно возникает там, где существует частная собственность на средства производства и где существует возможность эксплуатации одного общественного класса другим. Для преодоления отчуждения – недостаточно просто критики ложного сознания. Чтобы ликвидировать отчуждение надо ликвидировать отчужденный труд. Это возможно только, когда будет достигнут максимальный уровень обобществления труда (когда производство будет носить общественный характер). Отчуждение на языке маркса – это рабочий производит огромное количество товаров, но эти товары ему не принадлежат, он не может ими воспользоваться. Чем больше производит богатства рабочий, тем беднее становится он сам – это и есть отчужденный труд. Отчуждение самой деятельности – это в процессе труда рабочий не чувствует себя человеком, он чувствует себя какой-то животной силой. ОН чувствует себя самим собой когда выбывает из этой рабочей среды.
Вопрос 63: специфика социального бытия. Социальное пространство и время
Содержание социального бытия – это жизнедеятельность людей, т.е. это процесс реализации и развития сущностных сил индивидов, а также взаимообмен этими силами.
Характеристики социального бытия:
- основу образует совместно-разделенная деятельность людей (понятие деятельность употребляется только по отношении к человеку). Деятельность – это целесообразное изменение и преобразованием миром человека. Деятельность всегда имеет предметный характер и поэтому представляет собой единство двух противоположно направленных процессов.
Опредмечивание – процесс, при котором человеческие способности воплощаются в предметах культуры. В результате опредмечивание формируется социальная предметность (предмет становится носителем социального значения). Обратный процесс распредмечивание – это такой процесс, при котором свойства предмета становятся достоянием человеческих способностей. В результате распредмечивания человеческие способности развиваются и наполняются предметным содержанием.
- социальное бытие имеет двойственный характер, а именно чувственно сверхчувственный характер. Сверхчувственное измерение представлено, в так называемых социальных формах (деньги, с одной стороны деньги это вещественный осязаемый предмет, с другой экономическая функция, которую нельзя пощупать; товарная форма продукта человеческого труда, с одной стороны вещь, с другой стороны особые общественные отношения, представленные в вещи как продукте человеческого труда, однако это отношение мы не воспринимаем отдельно от вещи)
- социальное бытие это процесс: свойственна динамика, воспроизводимось в динамике
- социальное бытие имеет индивидуально-личностный источник: социальное бытие предполагает самореализацию личности
Формами социального бытия выступают социальное пространство и социальное время.
Социальное пространство – это определенная координация людей, их действий, предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса.
Особенности социального пространства:
- социальное пространство не однородно и формируется только благодаря деятельности людей (социальное пространство включает не только отношение вещей, а также их связи с человеком и общественные связи самих людей)
- само физическое пространство – это проекция социальной структуры общества (П. Бурдье): план города
Социальное пространства – реализованное физическое социальное пространство. Оно представляет собой распределение в физическом пространстве различных благ и услуг, а также людей и их групп, обладающих возможностью присвоения этих более или менее значительных благ у услуг.
Социальное время – это мера изменчивости общественных процессов.
В исторической науке употребляется понятие историческое время, которое противопоставляется времени календарному. Социально-историческое время течет не равномерно. Оно уплотняется и ускоряется с ходом истории. В жизни традиционных обществ важное значение придавалось прошлому. Идея направленности времени вперед и ориентации на будущее, стали определяющими в эпоху формирования индустриального общества. В эпоху формирования индустриального общества (16 – 17вв) время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей.
Экономическая теория Маркса гласит о том, что стоимость эта универсальная характеристика товара. Эта стоимость определяется общественно необходимыми затратами рабочего времени.
В философии 20в, в частности в рамках таких направлений как философия жизни, экзистенциализм, разрабатывается идея внутреннего времени (субъективного времени). В таком случае понятие время характеризует длительность состояния сознания.
Вопрос 64: понятие веры. Соотношение знания и веры как философская проблема
Под верой принято понимать своеобразие, духовное состояния человека, в котором человек призван признавать и утверждать как истину нечто иное, но себе не очевидное в отношении чего возможно сомнение и даже отрицание.
Вера (от лат. veritas – истина, verus – истинный) – 1) духовная способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия ("истины"), мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать сущности; 2) способность человека признавать адекватность своих чувственных образов воспринимаемым вещам и явлениям; 3) оценивание высказываний и иных форм опосредованного знания как истинных без достаточных логических и фактических обоснований. С этимологической точки зрения, выражение "проверить истинность утверждения" имеет тавтологический характер, поскольку "проверить" означает не что иное, как установить истину. От слова "вера" производны: достоверность, вероятность, верность, проверка, доверие, верование, вероисповедание и др. Многозначность слова "вера" часто ведет к недоразумениям, когда им обозначают разнородные реальности.
Как много существует видов веры? По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией («нравственный закон внутри нас»), мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще.
Вера – это не обязательно религиозная вера или вера в сверхъестественное. В основе любого знания лежит именно вера и существует такое явление как прагматическая вера,. Которая позволяет человеку действовать, принимать решение а привычном окружающем мире. В эпоху средних веков сложилась немного подходов по проблеме соотношения разума и веры. Эту проблему можно поставить как соотношение рационально обоснованного знания и веры.
4 точки зрения:
1) раннее средневековье: вторая половина 2 века нашей эры. Тертуллиан «Верую ибо нелепо . верую либо асбурдно « в данном случае имел в виду веру религиозную. Тому кто обладает верой не нужно никакое рассуждение поскольку он уже владеет истиной.
Христианство делает изменённой любую философию и научную доктрину, то есть вера и разум ????? друг друга.
2) 5 век нашей эры. Августин аврелий блаженный. «Верую, чтобы понимать: понимание – это соглашение воли и разума (это мышление с одобрением). Разум достигает понимания только на основе веры.
3)Фома аквинский. Выдвинул идею гармонии веры и разума. Бывают истины двух видов:
- истины откровения, которые могут быть прелметом только веры (например, триединство бога).
- истины, доказуемые с помощью разума или с помощью рационального рассуждения. Например, идея о бессмертии индивидуальной человеческой души. В том случае, когда истина может быть достигнута с помощью разума, они не должны противоречить вере.
4) Фрэнсис Бэкон разделял. Теория двойственной истины. Смысл подхода в том, что существует истина Богословия, с другой стороны научны и философские истины (противостоит благословенной). То что истинно в нации, может быть понято в теологии (обратное утверждение тоже верно).