Билет 4. Возникновение философии. Мировоззрение философское и мировоззрение религиозное.
27.10 (лекция 7)
Легко заметить, что базовые формы общественного сознания, взятые по отдельности, не могут выполнить мировоззренческую функцию в жизни человека. Мировоззренческую функцию может выполнять только некий синтез этих базовых сознаний, к 6 веку до нашей эры тесный синтез образовался в Древней Греции, причем сразу в двух формах.
Соединение, с одной стороны эстетическое и нравственное, а с другой стороны соединение религиозное. Возникло религиозное мировоззрение. Разница между религиозным сознанием и религиозным мировоззрением следующая: в рамках религиозного сознания абсолют, т.е. бог, выступает как безличное, имперсональное начало мира. Религиозное мировоззрение – личностно-ориентированный бог, бог, который обращен к каждой конкретной личности в ее самостоятельности и индивидуальности, который переживается личностью как обращенное именно к ней божественное существо. У каждого свой бог. Это потому что эстетическое и нравственное – личностное.
Во одном случае соединено эстетическое и нравственное, с другой стороны – научное сознание: возникает философское мировоззрение или философия. Ф не может быть не мировоззрением. Оно личностно ориентировано. Это мировоззрение должно соответствовать обстановке, отвечать требованиям.
Почему не возникает в 6 веке до нашей эры в ДГ мировоззрение, которое получается из формы общественного сознания? Логично ответить так: дело в том, что после распада мифологии на относительно самостоятельные формы общественного сознания, общество не санкционирует образование мировоззренческих комплексов, которые содержали бы в себе радикально различные элементы.
Естественное \ сверхъестественное наука \ религия
Научный мир – мир, отпавший от бога; мир, прогневивший бога.
Божественная сила \ продукт человеческой психики
Непонятки в конспекте
Религиозная философия является разновидностью философии. В ней, как и во всякой философии, человек в определенном аспекте занимает внешнюю позицию по отношению к богу, он вступает с богом в субъектно-объектные отношения (s-o), занимает внешнюю позицию и рассматривается как объект. Бог – ОН в религиозной философии (я - он есть я и он) – это существование в определенном аспекте. Красота, добро – не предметы. Религиозное мировоззрение: бог в позиции объекта никогда не оказывается, там человек вступает не в s-o отношения с богом, а в отношения в режиме я - ты – отношение диалоговое. Один и тот же человек может быть носителем сразу двух мировоззрений. Логических переходов от одной формы к другой не существует.
Конкретная историческая ситуация возникновения философии. Впервые в ДГ к философии подошли «мудрецы» в 6 веке до нашей эры – это полулегендарные выдающиеся греческие мыслители. Мудрецы учили людей мудрости. Мудрость – это умение человека сочетать в своей жизни объективный ход вещей и свои субъективные желания и устремления. Призывая людей к мудрости, мудрецы предостерегали их от двух крайних форм поведения, которые вели к одному и тому же плачевному результату. С одной стороны, от непосредственного подчинения вещам, обстоятельствам – прямой отказ от своей свободы. С другой стороны, от попыток встать над миром – ведет к утрате человеком свободы в конечном счете. Оберегая людей от этих крайностей, они воспитывали в людях чувство меры (чувство границ).
Биант 6 в. до н.э. «плохие люди составляют большинство»
Титтак 651-569 гг. до н.э. «нажива ненасытна»
Хилой 6 в. до н.э. «познай самого себя» сам человек сложнее, чем окр мир
Солон 638-559 гг. до н.э. мыслитель и политик «ничего слишком»
Клеобул 6 в. до н.э. «лучше всего – это знать меру»
Периандр 666-586 гг. до н.э. «сдерживай гнев»
Фалес 625-548 гг. до н.э. «соблюдай меру»
Призывая людей к мудрости, они создали философию в ее первой форме – форме … философии.
Эта философия присуща человеку, вне зависимости от рода его занятий, в той мере, в которой он является личностью.
Фалес среди всех мудрецов занимает особое место. Он не только проповедовал мудрость, но и пытался найти ее объективные основания в действительности, ее истоки в окружающем мире. Фалес стал основателем второй исторической формы философии – рефлексивная философия (от слова рефлекс, этимологическое значение слова рефлекс – возвращение назад, обращение к истокам). Фалес создал обширную картину мира. Окр мир – полный, живой организм, с его точки зрения, в нем все сбалансировано, уравновешено, подчинено принципу меры. И если человек стремится вступить в гармоничные отношения с окр миром, он сам должен стать микрокосмосом, значит сам должен ориентироваться на меру. В своих рассуждениях Фалес продемонстрировал любовь к мудрости. В этом плане, философия, которую он создал, по своему смыслу соответствует исходному значению слова философия (любовь к мудрости).
Рефлексивная философия присуща не любому человеку, она характерна для интеллектуалов, для людей, стремящихся глубоко осмыслить характер взаимоотношений между человеком и окр действительностью.