Философия Блаженного Августина 9 страница
в тиранию (тиран — в Греции выходец из народа, захвативший в результате восстания власть в свои руки).
Вопрос 26 Философия позитивизма
Первый позитивизм (Конта—Спенсера-- Милля)
Термин «позитивизм» был введен Огюстом Контом (Auguste Comte 1798—1857), выступившим с идеей о неспособности «метафизики» (традиционной философии), основанной на умозрительном, отвлеченном знании, ответить на вопросы, поставленные развитием науки.
Философия по Конту должна принять для себя в качестве модели эмпирическую науку. Основной массив знаний о мире, человеке и обществе, нужных в повседневной жизни, получается в специальных науках. Позитивная наука должна отказаться от попыток постигнуть первые начала бытия и познания, такое знание недостижимо, и не нужно в практических целях (она должна стать описательной, отвечать на вопрос «как?», а не «почему?»). Частные науки нуждаются в определенном упорядочивании, систематизации своих понятий, координации достижений. Эту работу призвана выполнить философия нового типа.
Три закона Конта
Закон трех стадий
Этапы которые проходит человечество в своем развитии: теологический (стремится все объяснить вмешательством сверхъестественных сил), метафизический (пытается достигнуть исчерпывающего абсолютного знания, объяснить явления через первосущности: вода у Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита, идеи у Платона, формы у Аристотеля, субстанция у Декарта и Спинозы, монады у Лейбница, «вещь в себе» Канта, «Я» Фихте, «бессознательное» Шеллинга, «абсолютная идея» Гегеля, материя у материалистов), позитивный (человечество оставляет бесплодные попытки познать первые и конечные причины и вступает на эмпирический путь познания)
Закон подчинения воображения наблюдению
Вступает в силу на третьем, позитивном этапе. Наука должна отвечать на вопрос «как?», а не «почему?». Воображение должно уступить место наблюдению. Наблюдение—универсальный метод приобретения знаний.
Третий закон—энциклопедический закон
Состоит в том, что философия должна систематизировать и обобщать знание.
Классификация наук
От простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому (по времени возникновения)
1. Математика
2. Астрономия
3. Физика
4. Химия
5. Биология
6. Социология («социальная физика»)
7. Мораль
Социально политическая концепция Конта
«Социология»-- термин, изобретенный Контом. Социология, по замыслу Конта, должна была быть чем-то вроде социальной физики. Конт делил ее на три раздела: социальная статика, социальная динамика, социальная политика.
Социальная статика—изучает различные общественные институты (семья, государство, церковь) их место и роль в социальной системе. Семья—базовая ячейка общества, она учит человека жить для других, преодолевая природный эгоизм. Государство – орган сохранения социальной солидарности. В идеальном государстве моральная и политическая функция власти должны быть разъединены (государство/церковь). На роль интеллектуальной сердцевины будущей «церкви» Конт предлагал свое учение, которое должно будет обзавестись гражданскими обычаями и обрядами. Название этой религии—«социолатрия» (поклонение обществу). Социальная динамика . Изучает общество и его институты в развитии. Основополагающая идея ее—прогресс. Развитие человечества идет по закону трех стадий. До 1300 --- теологическая (в три этапа: фетишизм, политеизм, монотеизм—это он «украл» у Гегеля). 1300-1800—метафизическая. Начало 19 века – «промышленная», позитивная стадия.
Социальная политика Ее основной задачей Конт считал превращение позитивной философии в религию человечества. Здесь огромную рол должны сыграть ученые и артисты, трансформированные в «позитивных священников». В итоге их деятельности все народы мира объединятся во Всемирную Федерацию со столицей в Париже (где же еще!). Силу, которая должна осуществить все эти деяния Конт видел в пролетариате, но в отличие от марксистов институт частной собственности считал священным.
Герберт Спенсер (1820-1903)
Учение о познаваемом и непознаваемом
Своей задачей Спенсер считал примирить религию и науку, почву для этого он видел в агностицизме.
О познаваемом и непознаваемом Непознаваемое По Спенсеру, существуют проблемы перед которыми и наука и религия бессильны, что снимает противоречие между ними. Таков вопрос о происхождении мира (мы не можем вообразить как материя была сотворена из ничего, равно как мы не можем вообразить, что Вселенная существует бесконечно), вопрос о материи – делима она до бесконечности или существуют какие- то неделимые частицы—ни того ни другого мы представить не можем. Также бессмыслен спор между материалистами и идеалистами—обе стороны думают, что понимают то, чего ни один человек понять не может. Никакие исследования психологии не приведут к конечной природе духа, ни один физик никогда не постигнет материи.
Познаваемое Наука должна не доискиваться сущности вещей, а изучать внешние явления, находить постоянные соотношения между ними—законы.
Классификация наук
Спенсер развил классификацию Конта, разбив науки на две группы:
1. Науки, изучающие формы, в которых явления предстают перед нами (абстрактные науки—математика, логика)
2. Науки изучающие сами явления (абстрактно-конкретные: механика, физика, химия,
Конкретные: астрономия, геология, биология, психология, социология)
Задача философии—объединенное знание (как у Конта).
Учение об эволюции
Основной закон развития, присущий всем явлениям, и обеспечивающий, требуемое философией единство знания,-- закон эволюции.
В эволюции Спенсер различает три момента:
1. Переход от бессвязности к связности: интеграция вещества, возникновение организмов, образование общих понятий в сознании (объединяют в себе разрозненные восприятия).
2. Дифференциация, переход от однородного к разнородному: небесные тела в солнечной системе, выделение специализированных клеток в организме, разделение труда в обществе.
3. Возрастание порядка, переход от неопределенному к определенному: упорядоченность живого организма, общества.
Конечным этапом эволюции является равновесие (например равновесие консервативных и прогрессивных сил в обществе). Но это равновесие не длится вечно и сменяется разложением. Эры эволюции и разложения чередуются между собой, так совершается вечный круговорот.
Дополнение
Социальная концепция Спенсера
Общественная жизнь регулируется законами аналогичными к биологическим. Все попытки искусственного преобразования общества бессмысленны: «конституции не создаются, а сами вырастают» Роль великих людей не велика, они не в силах остановить объективно назревший процесс—лишь временно задержать. Великие люди не только не направляют общество, они сами продукты общества.
Спенсер уподобляет общество биологической системе: деньги—кровяные тельца, социальные институты—органы, классы—различные по специализации типы клеток.
Джон Стюарт Милль
Джон Стюарт Милль(1806—1873)—английский философ, экономист. Сторонник эмпиризма, отрицал интуитивное знание (даже математика имеет в своей основе опытное знание). Считал, что источником нового знания является индуктивное рассуждение. Развил бэконовскую индуктивную логику.
Милль разработал четыре метода элиминативной индукции (eliminate—индукция методом исключения, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся на основе исключения обстоятельств, заведомо неудовлетворяющих свойству причинной связи1) :
1. Метод сходства Формальная запись: ABC d
MBF d
MBC d
По видимому, B -- причина d, (т. е. Вd)
где A,B,C,F,M—возможные причины d. Знак d—означает «вызывает». В этом методе исключаются все обстоятельства, не являющиеся необходимыми. Пример: в поселке дизентерия. Врачи опрашивают заболевших, что он ели. Если общим у них является молоко, то, возможно, молочница—бацилоноситель.
Полная достоверность возможна только если мы знаем все возможные причины.
2. Метод различия ABC не вызывает d
ABCM вызывает d
По видимому, М -- причина d
2.а Соединенный метод сходства и различия:
ABC вызывает d AC не вызывает d
MBF вызывает d MF не вызывает d
MBC вызывает d MC не вызывает d
В причина d
Соединенный метод обладает большей достоверностью заключений.
3. Метод сопутствующих изменений – применяется при анализе случаев, в которых невозможно полностью исключить влияние какого- нибудь фактора (например, трение)
ABC1 d1
ABC2 d2
ABCn dn
По видимому, C -- причина d,
Здесь верхний индекс означает интенсивность фактора. Зависимость может быть как прямой, так и обратной. С помощью этого метода можно, также находить функциональные зависимости.
Пример: Открытие корреляции магнитных бурь и солнечной активности. Больше пятен—сильнее возмущения магнитного поля Земли.
При применении этого метода надо быть осторожным и помнить об ограниченном диапазоне интенсивностей ( яд в малых дозах – лекарство, в больших—смерть).
4. Метод остатков
ABC xyz
A x
B y
По видимому, C -- причина z
1 Бывает еще индукция методом отбора—умозаключение, в котором о принадлежности признака классу (множеству) судят по знанию об образце (подмножеству), полученным методическим отбором явлений из различных частей этого класса. Обе индукции—методом отбора и методом исключения являются частными случаями научной индукции, в которой обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.
Пример: открытия гелия по «лишним» линиям в солнечном спектре.
Модифицированный метод остатков
ABC abcd
A a
B b
C c
По видимому, существует некий Х, который вызывает d.
Пример: открытие радия Марией Склодовской-Кюри. Она установила, что некоторые урановые руды испускают радиоактивные лучи, превышающие по интенсивности излучение урана и пришла к выводу, что в этих соединениях имеются какие-то новые вещества.
Второй позитивизм Маха-- Авенариуса2 (махизм, или эмпириокритицизм
Второй позитивизм объединяет махизм, основателем которого стал известный физик Эрнст Мах (1883—1916) и эмпириокритицизм (критика опыта) швейцарского ученого Рихарда Авенариуса (1843-1896). В связи с сходством учений их принято объединять общим названием—махизм, или эмпириокритицизм.
Махизм фактически является попыткой реанимации субъективного идеализма Беркли на основе позитивизма. Новый позитивизм Маха сохранил основную установку «первого» позитивизма Конта-Спенсера о том, что действительным знанием является содержание эмпирических наук. Науки должны стать описательными, отвечать на вопрос «как», а не «почему».
Структура опыта
По Маху наш опыт сводится к наиболее простым ощущениям—элементам, они-- единственное что нам дано. Окружающие нас тела—это комплексы ощущений. «Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (комплексы ощущений) образуют тело». Все тела—это лишь абстрактные символы для комплексов элементов.
Нейтральные элементы
Мах называет элементы нейтральными, то есть они не психические и не физические. Деление ощущений на физические и психические восходит к первичным и вторичным качествам Локка. Первые отображают объективные свойства предметов, вторые связаны со спецификой наших органов чувств и нервной системы. Мах считает это деление лишенным основания и объявляет элементы нейтральными. Граница между психическим и физическим, по Маху, проводится исключительно лишь в соображениях практической пользы, и потому она условна.
«Экономия мышления»
Абсолютно одинаковыми комплексы ощущений никогда не бывают. Один и тот же человек, может быть по разному одет, может находится в дурном или хорошем настроении, но это не мешает нам узнавать в нем одного и того же человека. Таким образом есть некоторая «сумма постоянных элементов», которую мы, прибегая к «экономии мышления» называем одним именем. (Например, один и тот же стол может быть видим с различных сторон, он может быть накрыт или быть пустым; сознанию неудобно оперировать с таким множеством столов, гораздо легче выделить то основное, что отличает этот стол, и сформировать о нем общее представление-- в этом и состоит «экономия мышления».)
Цель физического исследования
Цель физического исследования заключается в установлении зависимости наших чувственных переживаний друг от друга. Понятия и теории физики—это лишь временные средства для решения этой задачи, применяемые нами в целях экономии мышления.
Фактически, Мах заменяет понятие истинности теории ее экономичностью, простотой. Теория Коперника лучше теории Птолемея тем, что она проще объясняет видимое нами движение планет.
Мах, фактически, распространяет этот принцип и на саму проблему познания. Рассмотрим акт познания: в нем участвует три составляющих объект, субъект (наблюдатель) и его ощущения. Система из двух объектов заведомо проще системы их трех объектов. Тогда, в целях экономии мышления устраним из этой схемы объект—останется только субъект и его ощущения. Мах в своей философии, фактически, проделывает такое «упрощение», говоря что тела – это лишь комплекс ощущений.
Неопозитивизм (третий позитивизм)
Неопозитивизм сформировался в 20-х годах ХХ века. На формирование неопозитивистских идей значительное влияние оказали английский логик и математик Бертран Рассел (1872-1970) и австрийский философ Людвиг Витгенштейн. Успешно применив метод логического анализа к математике, они пришли к выводу о его полезности во всех областях знания, в том числе и при решении философских проблем. Рассел считал, что наш язык затемняет подлинную логическую структуру мысли, вносит путаницу и не может применяться в науке (чем-то напоминает учение о «призраках рынка» Бэкона). Нужен строгий формализованный язык, логически безупречный.
Перечислить основные кружки неопозитивистов, имена наиболее заметных философов
Венский кружок в Австрии (Морис Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат), общество эмпирической философии в Германии (Ганс Рейхенбах)3.
Атомарные и молекулярные предложения
Рассел и Витгенштейн поставили своей задачей создание логически совершенного языка науки. Такой язык должен состоять из атомарных и молекулярных предложений. Атомарным предложениями называется простые, логически независимые, невыводимые из других утверждения. Сложные, состоящие из атомарных предложения называют молекулярными.
Протокольные предложения
2 Чуть не написал Маха-Цандера
3Были еще английская (А. Айер) и Львовско-Варшавская школа логиков (Н. Твардовский) – (но это врядли нужно)
Отталкиваясь от идеи атомарных предложений Рассела и Витгенштейна, Рудольф Карнап ввел понятие протокольных предложений. Протокольные предложения— это записи непосредственного опыта, без всякого осмысления и истолкования, то есть такие какими они предстают в лабораторном журнале. Эти предложения неопровержимы и в языке науки должны быть использованы как атомарные. Таким образом, концепция протокольных предложений есть соединение логической идеи атомарных предложений Витгенштейна с позитивистской гносеологической идеей «чистого опыта».
Продолжая эту идею Карнап разделил все предложения языка на бессмысленные, вненаучные и научные. Бессмысленные—синтаксически правильные, но не имеющие смысла («Луна умножает четырехугольно»-- пример Карнапа). Ко второму классу относятся все философские предложения, так как они не могут быть сведены к протокольным—они или непроверяемые или содержат «псевдопонятия» (например «Абсолют», «субстанция» и др4. ). И, наконец, только третьи, сводимые к протокольным являются подлинно научными.
Проблема верификации. Мягкая верификация
Один из основных принципов логического позитивизма—проблема верификации (проверки), согласно которому критерием истинности протокольных предложений является их соответствие фактам чувственного опыта. При таком подходе (жесткой верификации) оказываются неверифицируемыми (а значит, попадающими в разряд вненаучных предложений) большинство фундаментальных законов физики, не говоря уже о положениях философии. Неопозитивисты пытались выйти из этого положения введением принципа мягкой верификации – возможности частичной эмпирической проверки. Однако это не спасло позитивизм от субъективизма и исключения из науки общих положений, так как эмпирическая проверка сводилась к соотношению предложений с фактами, которые трактуются как состояния сознания (чувственные ощущения индивидуума).
4 Здесь четко прослеживается позитивистская установка, заданная еще Контом – избавиться от «метафизики» с ее первосущностями. 94
Вопрос 28 Основные направления развития современной методологии науки
Постпозитивизм
С 50-х годов неопозитивизм стал вытесняться «аналитической философией» из которой вырос постпозитивизм. Исследования постпозитивистов перемещаются с анализа языка науки к проблемам методологии науки, истории ее возникновения, развитию и смене научных теорий.
Карл Поппер
Основные идеи постпозитивизма выдвинул английский философ и логик Карл Поппер (1902-1994).
Демаркация. Фальсифицируемость
В своей философии он поставил проблему различения (демаркации) научного и ненаучного знания. Критерием разграничения Поппер выдвинул принцип фальсифицируемости, согласно которому подлинная научная теория открыта для фальсификации, то есть предполагает возможность опровержения (в случае если следствия, выводимые из нее будут противоречить опыту). Основой науки являются гипотезы, которые не могут быть до конца верифицированы, в этом ошибка неопозитивистов, по мнению Поппера.
Модус-Толленс (modus tollens)
Modus tollens—если следствие неверно, то неверна и теория. На modus tollens основана фальсификация. Формальная запись:
ab, b
----------, т.е. из а следует b , b неверно,
a следовательно неверно и а.
Сравни с верификацией: ab, b , т.е. если из а следует b и b верно, это
a--? еще не значит , что а верно.
Фаллибилизм
Поппер говорит, что нет критерия истинности, есть критерий неистинности. Всякая теория ошибочна (фаллибилизм) и работает пока ее не опровергли.
Три точки зрения на научное познание
Поппер выделяет три концепции науки, присущие различным мыслителям прошлого и настоящего.
1. Эссенциализм (essence – сущность) предполагает, что в науке нужно стремиться к окончательному объяснению сущности. Его типичным представителем является Галилей. Три тезиса Галилея:
1) Теория должна стремиться к истине
2) Истина достижима
3) Теория должна постигать «сущности» явлений.
Эссенциализм, по мнению Поппера опасен тем, что вера в «сущности» может препятствовать плодотворному познанию.
2. Инструментализм—любая теория—только инструмент, который помогает связывать ощущения между собой (Мах, Беркли). Поппер считает, что так рассуждать тоже неверно. Нельзя как, это делает Беркли, вовсе отвергать невоспринимаемые вещи. 95
Эссенциализм Инструментализм
(Галилей) (Мах, Бор, Гайзенберг)
Инструменты-теории,
связывающие ощущения α,β,
соответствующие a, b.
Галилей: Теории—это не только инструмент,
но и описание реального мира
3. Точка зрения Поппера. Поппер критикует крайности как эссенциализма, так и инструментализма. Теории недостоверны не по построению, а по невозможности полной исчерпывающей проверки. Для инструменталистов в чистом виде критерия истинности быть не может (инструмент не бывает истинным или неистинным, а только полезным или нет). Инструментализм не дает понятия о прогрессе мышления.
Поппер оставляет 2 тезис Галилея (первый признают все), но дополняет его тем, что теории не верифицируемы, а только фальсифицируемы.
Три мира Поппера. Концепция объективного знания
Первый мир—мир физических объектов
Второй мир—мир психический (состояний сознания субъекта).
Третий мир—мир объективного знания, не зависящий от субъекта.
Основными жителями третьего мира являются теории, научные проблемы. Они не сводимы ко второму миру (Со смертью ученого его знание не уничтожается, а продолжает жить в третьем мире. Если же уничтожить библиотеки и другие хранилища знания, потеря может быть невосполнимой). Третий мир—продукт нашего сознания, но он не оказывает на нас сильное обратное воздействие (такое как, например, мир идей1 Платона или мир абсолютной идеи Гегеля2 оказывал на людей). Вводя концепцию объективного знания Поппер спасает свою теорию от субъективизма, которым грешили неопозитивисты.
Схема науки
Наука, по Попперу развивается по следующему циклу: P1 TTEEP2, где P1, P2—проблемы, которые надо решить, ТТ—пробная теория (tentative theory), ЕЕ—исключение ошибок (error elimination).
1 По Платону третий мир – это божественный мир идей, он не продукт человека. В мире идей Платона нет ошибочных идей, там есть только окончательные истины. Человек рождается уже изначально наделенный этим знанием (врожденные идеи), но он его не помнит. Обучаясь и познавая этот мир он «вспоминает» идеи. Познавать, по Платону, значит вспоминать. (словосочетание «третий мир» применяется условно, у Платона его нет)
2 В «третем мире» Гегеля мысли сами развиваются, они не продукт человека. В человеке дух только познает самого себя. (словосочетание «третий мир» применяется условно, у Гегеля его нет)
Ньютон
Сущности A,B,C,
cтоящие за явлениями a,b,c
Феномены (явления) a,b,c
Инструменты
αβ
Феномены (явления) a,b,c
Инструменты
αβ
Томас Кун (род. 1922)
Томас Кун—американский философ и историк науки. Свою концепцию истории науки изложил в труде «Структура научных революций».
Парадигма
Парадигма—понятие, введенное Куном. Парадигмой называют признанную всеми модель постановки исследовательских проблем и методов их решения. Парадигма—это то, что объединяет научное сообщество. Это термин более широкий, чем теория, она включает в себя методы решения задач, допустимые степени погрешностей и пр.
Стадии развития науки
Согласно концепции Куна, научное знание развивается следующим образом. В период нормального развития подавляющее большинство ученых следует одной парадигме (только чудаки-одиночки выдумывают что-то свое). Это период спокойного развития науки. Под влиянием «аномалий», то есть проблем, не решаемых в рамках данной парадигмы, происходит «научная революция» в ходе которой формируются новые, конкурирующие парадигмы. Победа одной из них означает переход к новому периоду «нормальной науки». Сам этот переход (научная революция) носит иррациональный характер, не поддается логическому объяснению. Такой переворот в представлениях совершился в начале нашего века, когда на смену классической механике пришла теория относительности, а на смену классической электродинамике и термодинамике—квантовая теория (другие примеры парадигм: Птолемей «Альмагест» -- теория строения солнечной системы сменилась коперниковской; «Оптика» Ньютона сменилась волновой теорией Френеля).
Кун критикует неопозитивистов, так как они выступают за преемственность научного знания. По Куну новая парадигма не совместима со старой. Не прав тот, считает Кун, кто говорит, что классическая механика есть предельный случай специальной теории относительности ( v/c0). Название терминов – время, пространство, остаются теми же, а смысл их совершенно изменяется: абсолютное пространство и абсолютное время Ньютона не то, что пространство-время Эйнштейна.
Фактов независимых от теории не существует, поэтому неопозитивизм с его протокольными предложениями несостоятелен. Ученый видит мир сквозь «призму» своей парадигмы. При замене парадигмы меняется само восприятие тех же самых фактов, именно поэтому переход от одной парадигмы к другой—имеет скачкообразный характер и не поддается логическому объяснению. Научный прогресс существует только в рамках одной парадигмы. Периоды «нормальной науки», разделенные «научными революциями», по существу не связаны друг с другом.
Любимый вопрос Гришунина: кто виноват если, факты противоречат теории, ученый или парадигма? Отвечать надо: сам ученый.
Имре Лакатос
Имре Лакатос (1922-1974)—английский логик, философ науки.
Ввел понятие научно-исследовательских программ. Каждая программа заключает в себе положительную («позитивную») и отрицательную («негативную») эвристику. Первая определяет перспективные пути исследований, предсказывает новые неожиданные следствия, вторая выбрасывает «спасительные гипотезы» (см. ниже), приспосабливает теорию под факты.
Каждая научно-исследовательская программа содержит «жесткое ядро», которое представляет собой неопровержимые допущения—основные положения и «защитный пояс»-- состоящий из вспомогательных гипотез, обеспечивающих сохранность «жесткого ядра» (примерами таких «спасительных гипотез» являются постулаты Бора; другой пример: β—излучение имеет непрерывный спектр, что возможно объяснить только введением какой- то еще частицы. Паули предложил назвать ее нейтрино, впоследствии она действительно было обнаружена).
Программу называют прогрессивной, если ее теоретический рост опережает эмпирический, она предсказывает факты до их обнаружения.
Программу называют регрессивной, если ее теоретический рост отстает от эмпирического, она «подлаживается» под уже обнаруженные факты.
Прогрессивная программа может временно регрессировать, выкидывая спасительные гипотезы, этим Лакатос отличается от Поппера. Согласно Попперу, если теория не подтверждается ее следует немедленно отвергнуть (см. фальсификация). Лакатос дает ей время на ассимиляцию и модернизацию. Программы раз возникнув не исчезают.
Если критика, разрушив «защитный пояс», задевает «ядро», то это означает переход к новой научно-исследовательской программе. Так же как и у Куна они не совместимы. Каждая научно-исследовательская программа содержит не одну, а несколько теорий, которые конкурируют между собой.
Пол Фейерабенд
Пол Фейерабенд (1924-1994)—американский философ—сторонник плюрализма в методологии познания.
Фейерабенд подверг критике принцип фальсифицирования Поппера. Строгое выполнение этого принципа, считает он, фактически уничтожает науку. Для зрелой науки характерен плюрализм гипотез, «методологическая анархия». Реальность неисчерпаема и ход человеческой мысли многообразен. Нельзя отвергать никакие гипотезы, вплоть до самых фантастических, многие научные открытия делались не по правилам, а вопреки им. Он устраняет границы не только между научными гипотезами, но и между научным и ненаучным знанием—изыскания алхимиков, астрологические прогнозы, мифологические представления—все может пригодиться. «Anything goes»—«все сойдет»-- лозунг Фейерабенда.
Пролиферация научного знания—веерное разрастание научных гипотез. Если появляется некоторая концепция в науке (пусть даже все факты за нее) немедленно надо выдвинуть несколько альтернативных, в том числе и противоположную.
Американский прагматизм. Чарльз Сандерс Пирс
(Пирс о теории сомнения—веры)
1. Прагматизм
Термин «прагматизм» происходит от греческого πραγμα -- дело, действие. Представители этого философского направления считали, что назначение философии состоит не в том, чтобы созерцать и копировать внешнюю человеку реальность, а в том, чтобы помогать ему в решении встающих перед ним жизненных, практических задач. Прагматизм можно назвать национальной американской философией. Возник он в 70 годах прошлого века в США. Основополагающие идеи прагматизма были высказаны Чарльзом Пирсом, продолжили его разрабатывать Уильям Джеймс, Джон Дьюи и др.
2. Пирс
Чарль Сандерс Пирс – американский философ, математик, астроном, основатель новой науки—семиотики (науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем, главным образом, естественных и искусственных языков). Заложил основы субъективно—идеалистической философии прагматизма. (Напомню, что общей чертой всех субъективно-идеалистических систем является отрицание независимого от сознания (от субъекта) существование объектов, материи. Позитивизм Маха также относится к субъективному идеализму).
3. Критика Пирсом Декарта
Философская система Пирса исторически выросла из его критики рационализма Декарта. Он отвергает три основополагающих принципа Декарта: методологическое сомнение, интуицию и критерий истины как ясность и отчетливость идей.
...........................................................................................................................................................
Здесь придется кратко изложить суть философии Декарта. Декарт (Картезий) является представителем рационализма—направления в философии, признающего разум решающим (а у некоторых рационалистов и единственным) источником познания. Рационализм противоположен сенсуализму, делающему упор на чувственное, эмпирическое познание.
Главным методом познания Декарт считал рациональную дедукцию (наука должна строится по образцу геометрии), в противовес эмпирической индукции сенсуалистов.
Методологическое сомнение
Главным методом познания Декарт провозглашает принцип «во всем должно сомневаться». Но сомнение является не целью, а лишь средством, с помощью которого можно придти к истинному знанию. Поэтому сомнение (скепсис) Декарта называют методологическим скепсисом.