Глава ххi философия xvii-xviii вв. в европе
Что такое эмпиризм?
Отличие нового мира от более ранних форм обусловлено наукой. Новый мир начинается с XVII века. Основателем новой философии явился Рене Декарт.
В создании науки выдающее место принадлежит четырем великим личностям: Копернику, Кеплеру, Галилею и Ньютону.
Эмпиризм, Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк.
Эмпиризм (это греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте
и посредством опыта.
Френсис Бэкон
(1561-1626)
Основатель современного индуктивного метода.
Сын лорда, хранителя Большой печати, лорд канцлер, смещен с поста за взятки.
Цель философии – дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы. «Знание – сила».
Философия должна быть отделена от теологии. В познании подчеркивает важность индукции в противоположность дедукции. Этот метод показывал как классифицировать наблюдаемые факту, на которых должна базироваться наука.
«Мы не должны уподобляться ни паукам, которые ткут нить из самих себя, ни муравьям, которые просто собирают, а быть подобными пчелам, которые и собирают и упорядочивают».
Идолы познания
Идолы – плохие привычки ума, которые приводят людей к ошибкам.
5 видов:
1. Идолы рода – наследственные в природе человека (привычка ожидания большего порядка, чем действительно можно найти в явлениях природы).
2. Идолы пещеры – это личные суеверия, присущие отдельному исследователю.
3. Идолы рынка – это те, которые связаны с злоупотреблением в использовании слов и трудностью избежать их влияния на наш ум.
4. Идолы театра – это те, которые связаны с общепринятыми системами мышления (Аристотеля, схоластов).
5. Идолы приверженности к старым школам – заключаются
в предположении, что некое слепое правило может заменить рассудительность в исследовании.
Томас Гоббс
(1588–1679)
Основное сочинение «Левиафан»
Радикальный материализм.
Жизнь есть не что иное, как движение членов тела, и поэтому автоматы имеют искусственную жизнь.
Государство, которое он называет Левиафаном, – это создание искусства и фактически является искусственным человеком.
Верховная власть – это искусственная душа. Договоры и соглашения, при помощи которого был первоначально создан Левиафан, заняли место божьего повеления, когда тот сказал: «Да будет человек».
Люди равны от природы. Но в естественном состоянии, до того как появляется какая-либо власть, каждый человек не только хочет сохранить свою собственную свободу, но и приобрести господство над другими; оба эти желания диктуются инстинктом самосохранения.
Из противоречий возникает война всех против всех, что делает жизнь «беспросветной, звериной и временной».
В естественном состоянии нет собственности, нет справедливости или несправедливости, есть только война, а «сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями».
Люди избегают этих бед, объединившись в общины с подчинением каждой из них центральной власти. Это результат действия «общего договора».
Ряд людей собрались и договорились выбрать правителя или верховный орган, который будет пользоваться правами власти над ними и положит конец всеобщей войне.
Соглашение людей может быть только искусственным. Договор должен даровать власть одного человека или собранию лиц, т.к. иначе он не сможет принудить к подчинению. Когда правительство избрано, граждане теряют все права. Отрицается право восстания, потому что правитель не связан никаким договором, тогда как его подданные – связаны.
Объединенное таким образом множество людей называется государством. Это – Левиафан, смертное божество.
Монархия – лучшая форма правления. Власть неограниченна. Главное – сохранение внутреннего мира.
Подданные свободны там, где кончается действие законов. Но подданные имеют право самозащиты даже против монархов. Сопротивление правительству оправдано только в целях самозащиты, сопротивление же с целью защиты другого всегда преступно.
Человек не имеет обязанностей перед правителем, у которого нет силы защитить его.
Причины, вызывающие распад государства:
1. Предоставление суверену слишком малой власти.
2. Разрешение личных суждений подданным.
3. Теория о том, что все, что против совести, является грехом.
4. Вера со вдохновением.
5. Доктрина о том, что суверен должен подчиняться гражданским законам.
6. Признание абсолютного права частной собственности.
7. Разделение верховной власти.
8. Подражание грекам и римлянам.
9. Отделение светской власти от духовной: отказ суверену
в праве на налогообложение.
10. Популярность могущественных подданных и свобода спора с сувереном.
Король должен быть главой церкви.
Критика церкви за то, что она ставит духовную власть выше светской.
Что такое рационализм?
Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены
из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.
Рене Декарт
(1596–1650)
Философ, математик, ученый, основатель современной философии.
Основные сочинения: «Рассуждения о методе», «Начала философии», «Метафизические размышления».
Метод картезианского сомнения, сущность теории познания Декарта.
Сомневаться во всем, в чем он может сколько-нибудь усомниться.
1. Скептицизм относительно чувств.
«Могу я сомневаться в том, что я в халате сижу здесь у камина? Да, т.к. иногда мне снилось, что я был здесь же, тогда как фактически я лежал совсем раздетый в постели. Кроме того, иногда бывают галлюцинации у сумасшедших, так что, возможно, я могу быть в подобном состоянии» .
2. Телесных вещей и собственного тела, телесную природу вообще.
3. Арифметика и геометрия.
4. Физика и астрономия.
Однако остается что-то, в чем я не могу сомневаться: ни один демон, как бы он ни был коварен, не смог бы обмануть меня, если бы я не существовал. У меня может не быть тела: оно может быть иллюзией. Но с мыслью дело обстоит иначе.
«В то время как я готов мыслить, что все лоно, необходимо, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь»; заметив, что истина «я мыслю, следовательно, я существую столь же прочна и столь достоверна, что самые причудливые предложения скептиков неспособны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии» – картезианское сомнение.
Перестройка всего здания познания. Я, существование которого было доказано, является выводом из того факта, что я мыслю, следовательно, я существую тогда, когда я мыслю и только тогда.
Я – вещь, которая мыслит, субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком пространстве и ни в какой материальной вещи. Следовательно, душа совершенно отличная от тела и более легко познаваема, чем тело.
Как правило, он принимает принцип: все вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и вполне отчетливо, – истинны.
Познание посредством чувств беспорядочно и обще нам с животными, познание внешних вещей должно осуществляться разумом.
Нужно доказать существование мира, внешних вещей.
Для этого сначала нужно доказать существование бога, а из него можно вывести все остальное.
Бог добр, поэтому он не будет действовать подобно злому обманчивому демону.
Бог дал мне такую сильную склонность верить в существование тел, что он стал бы обманщиком, если бы ничего не существовало, следовательно, тела существуют. Кроме того, он дал мне способность исправлять ошибки. Поэтому все, что ясно и отчетливо – истинно. Это дает возможность знать физику, математику, истину
о телах с помощью одного ума и тела одновременно.
Вывод: у Декарта неразрешимый дуализм (разума и материи).
Лейбниц
(1646–1716)
Нем. философ.
Основные сочинения: «Монадология», «Начала природы и благодати», «Теодицея».
Основал свою философию на понятии субстанции.
Допускал три субстанции: Бога, дух и материю. Верит в бесконечное число субстанций, которые называет монадами.
Это физические точки, душа. Нет двух монад, которые могли бы иметь когда-нибудь какие-нибудь причинные отношения между собой. Монады не имеют окон. Между изменениями в одной монаде
и изменениями в другой существует «предустановленная гармония».
Монады образуют иерархию, в которой одни возвышаются над другими по их ясности и отчетливости, с которой они отражают Вселенную. Человеческое тело полностью составлено из монад, каждая из которых является душой человека, частью тела которого она является. Эта монада господствует не только в смысле обладания более ясными восприятиями, нежели у других, но также и в другом смысле. Изменения в человеческом теле происходят ради господствующей монады: когда моя рука двигается, то цель, которой служит это движение, находится в господствующей монаде, т.е. в моей душе, а не
в монадах, которые составляют мою руку. Вот где истина того, что кажется здравому смыслу контролем моей воли над моей рукой.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Новое время, рационализм, эмпиризм, индукция, объективный идеализм, субъективный идеализм.
ЛИТЕРАТУРА
Вундт В. Введение в философию. М., 1998.
Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993.
Идеи и наш мир: великие концепции прошлого и настоящего. М., 1998.
Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1988.
Кузнецов В.Н., Грязнов А.А., Мееровский Б.К. Западноевропейская философия ХVIII века.М., 1986.
Майоров Г.Г. Философия. Лейбница. М., 1991.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. М., 1999.
Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.
Человек. Хрестоматия. Кн. 1. М., 1991.
Каковы основные идеи философии
ХVII-ХVIII вв.?
Каковы особенности Философии Ф. Бэкона?
(1561 – 1626 гг.; «Новый органон», «Новая Атлантида»)
Каковы особенности философии
Р. Декарта (1596-1650 гг., Франция)?
Философия рационализма
Р. Декарт: учение о субстанции
В чем состоят особенности и значение
французского материализма XVIII в.?