Аргумент первый: взаимопереход противоположностей.
Платон
Федон
Конспект.
Сократ приговорен к смертной казни. Каждый день его навещают друзья, и они коротают время в беседах, философствуя. Вопреки ожиданиям читателя, Сократ говорит об участи, которая его должна вскоре постигнуть, совершенно спокойно. Более того, с каким-то воодушевлением. Он призывает также и своих друзей не бояться смерти и учить других этому. Небывалое мужество проявляет он. А может и не мужество вовсе? Может это что-то иного рода? Предвидение или просто догадка? Сократ как будто знает, что его ждет. Вот его слова: «Я предстану пред богами, самыми добрыми из владык, — знайте и помните, это я утверждаю без колебаний, решительнее, чем что бы то ни было в подобном же роде!» Читателю, разумеется, подобное заявление покажется совершенно необоснованным, но это только на первый взгляд… Сократ способен доказать свои слова. Об этом нам поведает диалог Платона «Федон».
Сократу предстоит опровергнуть слова своего друга Кебета, а именно:
— Вот это — по крайней мере на мой взгляд — сказано прекрасно, кроме одного: то, что ты говорил о душе, вызывает у людей большие сомнения. Они опасаются, что, расставшись с телом, душа уже нигде больше не существует, но гибнет и уничтожается в тот самый день, как человек умирает. Едва расставшись с телом, выйдя из него, она рассеивается, словно дыхание или дым, разлетается, и ее уже решительно больше нет. Разумеется, если бы душа действительно могла где-то собраться сама по себе и вдобавок избавленная от всех зол, которые ты только что перечислил, это было бы, Сократ, источником великой и прекрасной надежды, что слова твои — истина. Но что душа умершего продолжает существовать и обладает известной способностью мыслить, — это, на мой взгляд, требует веских доказательств и обстоятельных разъяснений.
Рассмотрим четыре доказательства бессмертия души, представленные Сократом.
Аргумент первый: взаимопереход противоположностей.
— Хорошо, — промолвил Сократ. — Мне кажется, что теперь никто, даже комический поэт, не решится утверждать, будто я попусту мелю языком и разглагольствую о вещах, которые меня не касаются. Итак, если не возражаешь, приступим к рассуждению.
Начнем, пожалуй, вот с какого вопроса: что, души скончавшихся находятся в Аиде или же нет? Есть древнее учение — мы его уже вспоминали, — что души, пришедшие отсюда, находятся там и снова возвращаются сюда, возникая из умерших. Если это так, если живые вновь возникают из умерших, то, по-видимому, наши души должны побывать там, в Аиде, не правда ли? Если бы их там не было, они не могли бы и возникнуть; и если бы мы с полною ясностью обнаружили, что живые возникают из мертвых и никак не иначе, это было бы достаточным доказательством нашей правоты. Если же все это не так, поищем иных доводов.
— Отлично, — сказал Кебет.
— Тогда, — продолжал Сократ, — чтобы тебе было легче понять, не ограничивайся одними людьми, но взгляни шире, посмотри на всех животных, на растения — одним словом, на все, чему присуще возникновение, и давай подумаем, не таким ли образом возникает все вообще — противоположное из противоположного — в любом случае, когда налицо две противоположности. Возьми, например, прекрасное и безобразное, или справедливое и несправедливое, или тысячи иных противоположностей. Давай спросим себя: если существуют противоположные вещи, необходимо ли, чтобы одна непременно возникала из другой, ей противоположной? Например, когда что-нибудь становится больше, значит ли это с необходимостью, что сперва оно было меньшим, а потом из меньшего становится большим?
Суть дальнейших рассуждений состоит в том, что противоположное всегда возникает из противоположного. Одно постоянно сменяет другое и это смене нет конца. Без одного не может существовать другое. Без смерти не было бы жизни, а без жизни смерти.
Подобные утверждения Сократа уже кажутся нам совершенно немыслимыми и, в тоже время, неопровержимыми. Но это далеко не конец.