Уровни организации природы

Природа бывает неживой и живой. Уровни органи­зации неживой природы: вакуум, элементарные части­цы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, га­лактики, системы галактик, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клетки, многоклеточные организмы, популя­ции (особи одного вида), биоценозы (совокупность все­го живого на данном участке суши или водоема).

Уровни организации природы, как правило, нахо­дятся в определенной соподчинительной связи друг с другом. Более простой уровень составляет фундамент более сложного уровня. Все макротела состоят из молекул, сложные организмы содержат клетки и т.д.

Для всякого сложного уровня организации материи справедливы две вещи: 1) законы простого уровня ор­ганизации материи не отменяются, они продолжают существовать; 2) на законы фундамента надстраи­ваются новые законы. Так, в организме человека ато­мы следуют законам физики и химии, клетки же и ор­ганы подвержены биологическим закономерностям.

Пространство и Время

В мире природы важнейшее значение имеют про­странственные и временные характеристики объек­тов. Совокупность длин, площадей, объемов, соотноше­ний типа «слева», «справа», «ниже», «выше», «под углом» называется пространством. Совокупность длительно­стей и соотношений типа «раньше», «одновременно», «позднее» называется временем. Пространство харак­теризует сосуществование явлений, а время — их

сменяемость.

В современной физике не считают, что пустота су­ществует. То, что раньше считали пустотой, в действи­тельности оказалось определенной физической средой, вакуумом. Мы вспомнили о пустоте в связи с простран­ством, которое не есть ни пустота (ибо она не сущест­вует), ни вакуум (вакуум — это среда, обладающая про­странственными характеристиками).

В наши дни невозможно обосновать данными науки устаревшее представление, согласно которому простран­ство и время существуют сами по себе, вне объектов. После открытий в физике А. Эйнштейна стало особен­но очевидным, что пространственные и временные ха­рактеристики зависят от тех процессов, проявлениями которых они являются. Например, длина предмета

определяется тем, в какой системе она измеряется. Допустим, рост молодого человека 180 см. Для пасса­жира ракеты, проносящейся мимо Земли со скоро­стью, сравнимой со скоростью света, его рост в зави­симости от скорости ракеты может оказаться равным и 150 и 25 см.

Другой пример. На Земле родились двое близнецов. До 20 лет они не разлучались и всегда вместе отмеча­ли свой день рождения. На 21-м году жизни один из близнецов отправился в космическое путешествие на аппарате, который движется со скоростью, сравнимой со скоростью света. На Земле по календарю проходит 70 лет. Тот из близнецов, который остался на Земле, стал глубоким стариком, он отмечает свое 90-летие. На вопрос, что стало с его братом, старик отвечает: «Мы ждем его с минуты на минуту, корабль возвращается, моему брату всего-то 50 лет». Описанная ситуация фантастична в том смысле, что пока люди летают на ракетах, скорости которых «черепашьи» в сравнении со скоростью света в вакууме, равной 300 тыс. км в се­кунду. Но с точки зрения физика, работающего на ус­корителе элементарных частиц, ситуация с близнеца­ми крайне правдоподобна. Дело в том, что на элементарных частицах проверена правомерность тех формул, которые описывают «замедление» времени. Свой­ства физического пространства и времени изучаются в фи­зике. Время одномерно (в формулах оно обозначается одной переменной t)и необратимо (его нельзя повер­нуть вспять). Пространство трехмерно (в формулах для его обозначения используются три переменные х, у, z). Описанные нами свойства физического простран­ства и времени характерны для макромира — мира объ­ектов, обладающих масштабностью человеческого те-

ла. В микромире пространство и время обладают дру­гими характеристиками, например пространство может быть девятимерным.

Обратимся теперь к биологическим явлениям. Здесь физическое пространство и время приобретают допол­нительно к физической биологическую значимость. Поясним ситуацию примером.

Представьте себе старика 80 лет, который вел здо­ровый образ жизни, но состарился в силу естественных причин. Молодой 20-летний парень, употребляющий ал­коголь и наркотики, сумел довести свою печень точно до такого же состояния, как у старика. Физический воз­раст печени старика и парня различный — 80 и 20 лет соответственно, а их так называемый биологический воз­раст одинаков, он определяется теми изменениями, которые произошли в печени того и другого. Врач должен оценить эти изменения посредством количествен­ных данных, они-то и зададут величину биологическо­го возраста (в данном случае печени). Биологический возраст человека обычно задают степенью вероятнос­ти его смерти.

Ясно, что для нас, людей, пространственно-вре­менная определенность мира имеет огромнейшее зна­чение. Причем по достаточно простой причине наши про­странственные и временные ресурсы ограничены. Особенно неприятно, что человек — существо смертное. В этих условиях человек стремится выиграть время и про­странство, сделать максимально эффективным исполь­зование каждой единицы времени и пространства.

Выиграть время и пространство — значит добить­ся совершенства в жизни.

Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика

Для современности характерно стремление вернуть единство человека и природы. Не опасаясь впасть в преувеличение, можно сказать, что философия XX ве­ка решительно покинула характерное для Нового вре­мени противопоставление субъекта и объекта, челове­ка и природы. Природа стала пониматься как дом, в котором живет человек. Экология в дословном пере­воде с греческого означает наука о доме.

Увы, развитие экологии происходит под постоян­ный аккомпанемент грозящих человеку экологических катастроф, связанных с загрязнением среды, дефици­том ресурсов, перенаселением, разрушением системы «человечество — природа».

Умудрившееся попасть в экологический кризис че­ловечество не знает четких путей выхода из него. Не­смотря на реализацию программ по развитию безотход­ных производств, усовершенствованию экологического законодательства экологический кризис продолжается. Становится все более очевидным, что главная экологи­ческая проблема заключена не в природе, а в ценност­но-этических представлениях человека и общества.

Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманиз­ма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и становится экогуманизмом. Любовь человека, эгоистически направленная только на него самого, привела в конечном счете к экокризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гума­низма видит в природе бытие человека. Именно поэто­му человек вынужден относиться к ней так же бережно,

как к самому себе. Природа ценна для меня, тебя, нас, для нынешних и будущих социальных систем.

Нельзя забывать о том, что природа в соответствии с синергетическими представлениями может отреаги­ровать взрывом на незначительное воздействие на нее человека. Маленький кровопийца-комар надоел всем, но его полное уничтожение обернулось бы для челове­ка катастрофой, ибо в биосфере Земли он занимает предостойнейшее место.

Перед человеком стоит очень трудная задача — обеспечить совместную эволюцию общества и природы. Но для этого необходима, как отмечает академик Н.Н. Моисеев (на наш взгляд, это справедливо), обнов­ленная нравственность. Эта новая нравственность пред­ставляет собой, по мнению многих, конкретизацию этики ответственности применительно к природе. От­носясь ответственно к природе, человечество тем самым относится ответственно к самому себе.

У экологической этики обширнейшее поле про­блем: от экспертизы строительства нефтепроводов и атомных электростанций до заботы об одиноком де­реве, которое стремится срубить владелец престижно­го коттеджа. Столь же многогранны проблемы биоэти­ки, обсуждающей отношения человека с живой природой. В токийском зоопарке поставлен памят­ник умирающим в неволе животным. Но всегда ли че­ловек сознает свою вину перед животными? Кстати, в США издана пятитомная (!) энциклопедия по биоэти­ке. Объем энциклопедии показывает, сколь внима­тельно относятся американские ученые к проблемам

биоэтики.

Особое внимание привлекают вопросы медицин­ской этики, среди них отношение врача к пациентам,

умирающим, дефективным новорожденным, дебилам, проблема эвтаназии (убийства из милосердия).

Имеет ли человек право на смерть, право на аборт? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Здесь требуется очень детальный, кропотливый анализ, рав­но как и в случаях с клонированием — размножени­ем животных и людей бесполым образом (особь выра­щивается из биоклеточного материала донора, в итоге она вырастает в биологическом отношении идентичной своему донору). Если одни высказываются за клонирование, то другие против. Дискуссия, кажется, еще только начинается.

Отметим, в качестве вывода главную мысль: эти­ка ответственности предполагает тщательный фи­лософский анализ, сопоставление различных точек зре­ния, учет необходимых и случайных связей. Интересы человека должны быть защищены всесторонне. Чело­век существует не сам по себе, а посредством приро­ды. Экогуманизм — это ответственность.

Основные выводы

• Человек находится в определенных отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией.

• Природные системы существуют в соответствии с за­конами синергетики, описывающими соотношение ха­оса и порядка.

• Выиграть время и пространство, значит добиться совершенства в жизни.

• Экогуманизм — это ответственность.

Приложение 1. Курс Философии в таблицах

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

№ п/п Историческая эпоха философии Основной философский интерес
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э. Космос
Средние века IV— XIV вв. Бог
Новое время XV— XIX вв. Человек и общество
Новейшее время XX в. Язык

Таблица 2. Античная философия

Этап Основной философский интерес
Натурфилософия Материальная субстанция (Фалес, Герак­лит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.)
Интеллекту­ализм Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.)
Эллинисти­ческая фило­софия Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики)
Неоплатонизм Иерархия: Единое — Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя

Таблица 3. Средневековая философия

Этап Основные идеи Основной интерес
Философствование в вере Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Монотеизм
Теоцентризм
Воля как сущность личности Креационум
(Августин) Вера в Бога
  Свобода как черта воли (а не разума) Любовь к Богу
Надежда на спасение
Добрая воля
Гармонизация веры и разума Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Совесть
Духовность человека
Символизм
(Фома Аквинский) Философия — это введение к религии  
  Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога  

Примечание. В таблице в соответствии с избранной круп­номасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безуслов­но, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают са­мых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 4. Философия Нового времени

Этап Авторы философских концепций Основной интерес
XV-XVI вв.   Гуманизм Эстетическое отношение к действительности
XVII в. Декарт Ясные идеи и дедуктивные по­строения теории
Локк Теория познания: сенсуализм
XVIII в. Кант Априорные принципы и их во­площение в науке и морали
XIX в. Гегель Универсальная системная фило­софия идей
Маркс Концепция общественного руда, критика капитализма
Ницше Критика «разумных» ценностей

Таблица 5. Философия XX века

Главное философское направ­ление Главный философский интерес
Феноменология «Работа» сознания с феноменами
Герменевтика Бытие человека в мире, поиск сущего
Аналитическая философия Логический анализ языка, употребле­ние языка
Постмодернизм Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плю­рализм

Таблица 6. Философия о человеке

Истори­ческая эпо­ха филосо­фии Что такое человек?
Античность Микрокосм (Душа + тело ) Душа есть проявление идеи (Платон) Душа — это форма человека (Аристотель)
Средние века Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.
Новое вре­мя Существо разумное и действующее по зако­нам разума (Локк, Кант). Проявление общественных отношений (Маркс). Существо волевое и страстное (Ницше).
XX век Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи). Существо, бытийствующее в мире и стремя­щееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики). Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Ос­тин и другие философы-аналитики). Существо, всегда отличающее себя от приня­тых в обществе норм, бунтующее против од­нообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и дру­гие постмодернисты). Существо, в котором бессознательное господ­ствует над сознательным (Фрейд и его после­дователи).

Таблица 7. Философия об обществе

Историческая эпоха философии Что такое общество?
Античность Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справед­ливости.
Средние века «Град земной», стремящийся к «граду небесному».
Новое время Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным до­говором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой дея­тельности (Маркс).
XX век Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработ­кой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро­кин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.).

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего харак­теризуется в соответствии с избранными им ценностными ори­ентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, гер­меневтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Сферы жизнедеятельности человека Главные ценности
Практическая жизнь Добро
Чувственно-эстетическая жизнь Красота
Научная деятельность Истина

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использова­ния определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Историческая эпоха филосо­фии Что такое красота?
Античность Космически гармоничное и соразмерное
Средние века Символ божественного
Новое время Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготею­щего к принципам симметрии, пропор­ции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способно­сти личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм).
XX в. Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искус­ства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика). Эмоция (аналитическая философия). Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм).

Примечание. Под красотой в данном случае понимает­ся главная ценность чувственно-эстетической жизни челове­ка. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрас­ному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре

Историческая эпоха философии Идеалы добра Основные добродетели человека  
Античность Благо Мудрость, справедливость, мужество  
Средние века Бог Вера, любовь, надежда, совесть  
Новое время Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо). Рассудочность, свобода.  
 
 
Абсолютный нравственный закон (Кант). Разумность, свобода.  
 
Общество без эксплуатации (Маркс). Преданность делу пролетариата.  
 
Сверхчеловек (Ницше). Воля к власти.  
 
XX век Положительные ценности (феноменологи). Умение пользоваться феноменологическим методом.  
Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики). Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему.  
Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики). Быть последовательным в своих действиях.  
Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм). Умение «рассеивать» устоявшиеся ценности.  

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Философская концепция Основное содержание концепции
Локка Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.
Канта Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами.
Гуссерля Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Истори­ческая эпоха филосо­фии Природа рационального познания
Антич­ность Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в пра­вилах логики (Аристотель).
Средние века Рациональное познание оперирует универса­лиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в са­мих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают еди­ничные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобще­ния, концепции (концептуалисты).
Новое время Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возмож­ность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сен­суализм Локка). Мышление — это наивыс­шая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображе­ние практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).
   

Таблица 13. Три современные концепции истины

Концепция истины Что такое истина?
Соответствия Соответствие высказываний фактам.
Когерентности Согласованность высказываний, их непротиворечивость.
Прагматическая Убеждения, способствующие успеху практики.

Таблица 14. Что такое истина?

Историческая эпоха философии Природа истины
Античность Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель).
Средние века Бог, вот что является истиной.
Новое время Истина — это соответствие чувств и идей фактам.
XX в. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики).

Таблица 15. Уровни научного исследования

Уровень науч­ного исследо­вания Цели исследования
Эмпирический Добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.
Теоретический Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.

Таблица 16. Три теоретических метода

Теоретический метод Характеристика
Аксиома­тический Основанием теории избираются аксио­мы. Из аксиом выводят теоремы. Сопос­тавление знания с экспериментальными фактами не проводится.
Гипотетико-дедуктивны Выдвигаются гипотезы, из них дедуци­руются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопос­тавления теории с экспериментальными фактами.
Прагматический Интерпретация фактов проводится на основе ценностей.

Таблица 17. Философия языка

Философская концепция языка Главное содержание философских концепций языка
Философия имени Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)
Философия предложения Главной единицей языка, текста является предложение, высказыва­ние. Предложение, если оно по­строено правильно, обладает значе­нием и смыслом, функцией истинно­сти/ложности
Философия ценностных установок Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения кото­рых он добивается.

Таблица 18. Философия техники

Историчес­кая эпоха философии Интерпретации природы техники
Античность Техника — это воплощение умений ремес­ленника. Знание общего выше технического знания.
Средние века Техника — это творчество человека в качест­ве отблеска божественного творчества.
Новое вре­мя Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, кото­рая в качестве средств труда определяет раз­витие общества (Маркс).
XX век Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира че­ловека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не проду­мав ее содержание и самое главное то, в ка­кой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герме­невтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подхо­дящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий).

Таблица 19. Философия природы

Истори­ческая эпоха философии Интерпретация специфики природы
Античность Природа — это органическая часть космо­са. Часто природа считалась одушевленной.
Средние века Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном являет­ся природа.
Новое время Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью под­чинить ее себе.
XX век Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека долж­на стать царством господства разума, ноо­сферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональ­ности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа — это сложная система, для кото­рой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обес­печить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Мужественность Женственность Молодость
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие

Таблица 21. Две интерпретации образования

Образование — это подготовка Образование — это усвоение достижений культуры
Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нуж­ны непосредственно на будущем рабочем мес­те. Ничего лишнего, только самое необходи­мое. Философия на рабочем месте не нуж­на. Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как од­ного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всесто­роннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответствен­ность. Философия занимает в образовании достойнейшее место.

Таблицы как в книге

Приложение 1. Курс Философии в таблицах

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

№ п/п Историческая эпоха философии Основной философский интерес
  Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.   Космос  
  Средние века IV— XIV вв.   Бог  
  Новое время XV— XIX вв.   Человек и общество  
  Новейшее время XX в.   Язык  

Таблица 2. Античная философия

Этап Основной философский интерес
Натурфилософия   Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.)
Интеллекту­ализм   Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.)
Эллинисти­ческая фило­софия Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики)
Неоплатонизм Иерархия: Единое — Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя

Таблица 3. Средневековая философия

Этап Основные идеи Основной интерес
Философ- ствование в вере Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Монотеизм
Теоцентризм
Воля как сущность личности   Креационум
(Августин) Вера в Бога
  Свобода как черта воли (а не разума)     Любовь к Богу
Надежда на спасение
Добрая воля
Гармониза- ция веры и разума Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Совесть
Духовность человека
Символизм
(Фома Аквинский) Философия — это введение к религии  
 
  Свобода человека как разумная воля движения к совер- шенству Бога  

Примечание. В таблице в соответствии с избранной круп­номасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безуслов­но, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают са­мых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 4. Философия Нового времени

Этап Авторы философских концепций Основной интерес
XV-XVI вв.   Гуманизм Эстетическое отношение к действительности
XVII в. Декарт Ясные идеи и дедуктивные по­строения теории
Локк Теория познания: сенсуализм
XVIII в.   Кант   Априорные принципы и их во­площение в науке и морали
XIX в.   Гегель Универсальная системная фило­софия идей
Маркс Концепция общественного руда, критика капитализма
Ницше Критика «разумных» ценностей

Таблица 5. Философия XX века

Главное философское направ­ление Главный философский интерес
Феноменология «Работа» сознания с феноменами
Герменевтика Бытие человека в мире, поиск сущего
Аналитическая философия Логический анализ языка, употребле­ние языка
Постмодернизм Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плю­рализм

Таблица 6. Философия о человеке

Истори­ческая эпо­ха филосо­фии Что такое человек?
Античность Микрокосм Душа + тело ) Душа есть проявление идеи (Платон) Душа — это форма человека (Аристотель)
Средние века Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.
Новое вре­мя Существо разумное и действующее по зако­нам разума (Локк, Кант). Проявление общественных отношений (Маркс). Существо волевое и страстное (Ницше).
XX век Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи). Существо, бытийствующее в мире и стремя­щееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики). Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Ос­тин и другие философы-аналитики). Существо, всегда отличающее себя от приня­тых в обществе норм, бунтующее против од­нообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и дру­гие постмодернисты). Существо, в котором бессознательное господ­ствует над сознательным (Фрейд и его после­дователи).

Таблица 7. Философия об обществе

Историческая эпоха философии Что такое общество?
Античность Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справед­ливости.
Средние века «Град земной», стремящийся к «граду небесному».
Новое время Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным до­говором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой дея­тельности (Маркс).
XX век Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработ­кой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро­кин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.).

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего харак­теризуется в соответствии с избранными им ценностными ори­ентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, гер­меневтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Сферы жизнедеятельности человека Главные ценности
Практическая жизнь Добро
Чувственно-эстетическая жизнь Красота
Научная деятельность Истина

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использова­ния определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Историческая эпоха филосо­фии Что такое красота?  
Античность Космически гармоничное и соразмерное  
Средние века Символ божественного  
Новое время Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготею­щего к принципам симметрии, пропор­ции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способно­сти личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм).  
XX в. Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искус­ства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика). Эмоция (аналитическая философия). Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм).
       

Примечание. Под красотой в данном случае понимает­ся главная ценность чувственно-эстетической жизни челове­ка. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрас­ному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре

Историчес­кая эпоха философии Идеалы добра Основные добродетели человека  
Античность Благо Мудрость, справедливость, мужество  
Средние века Бог Вера, любовь, надежда, совесть  
Новое время Рассудочный свобод- ный человек (Локк, Руссо). Рассудочность, сво- бода.  
 
 
  Абсолютный нравст- венный закон (Кант). Разумность, свобода.  
   
  Общество без эксплуатации (Маркс). Преданность делу пролетариата.  
   
  Сверхчеловек (Ницше). Воля к власти.  
   
XX век Положительные цен- ности (феноменологи). Умение пользоваться феноменологическим методом.  
  Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики). Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему.  
  Умение посредством анализа языка учиты- вать последствия по- ступков (аналитики). Быть последователь- ным в своих дейст- виях.  
    Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм). Умение «рассеивать» устоявшиеся ценно- сти.  
         

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Философская концепция Основное содержание концепции
Локка Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.
Канта Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами.
Гуссерля Чувства вовлекаются в потоке воображе­ния, так образуется эйдос, знаком кото­рого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Истори­ческая эпоха филосо­фии Природа рационального познания  
Антич­ность Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в пра­вилах логики (Аристотель).  
Историчес­кая эпоха философии Природа рационального познания
Средние века Рациональное познание оперирует универса­лиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в са­мих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают еди­ничные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобще­ния, концепции (концептуалисты).
Новое время Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возмож­ность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сен­суализм Локка). Мышление — это наивыс­шая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображе­ние практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).

Таблица 13. Три современные концепции истины

Концепция истины Что такое истина?
Соответствия Соответствие высказываний фактам.
Когерентности Согласованность высказываний, их непротиворечивость.
Прагматическая Убеждения, способствующие успеху практики.

Таблица 14. Что такое истина?

Историческая эпоха филосо­фии Природа истины
Античность Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель).
Средние века Бог, вот что является истиной.
Новое время Истина — это соответствие чувств и идей фактам.
XX в. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики).

Таблица 15. Уровни научного исследования

Уровень науч­ного исследо­вания Цели исследования
Эмпирический Добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.
Теоретический Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.

Таблица 16. Три теоретических метода

Теоретический метод Характеристика
Аксиома­тический Основанием теории избираются аксио­мы. Из аксиом выводят теоремы. Сопос­тавление знания с экспериментальными фактами не проводится.
Гипотетико-дедуктивны Выдвигаются гипотезы, из них дедуци­руются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопос­тавления теории с экспериментальными фактами.
Прагматический Интерпретация фактов проводится на основе ценностей.

Таблица 17. Философия языка

Философская концепция языка Главное содержание философских концепций языка  
Философия имени Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)  
Философия предложения Главной единицей языка, текста является предложение, высказыва­ние. Предложение, если оно по­строено правильно, обладает значе­нием и смыслом, функцией истинно­сти/ложности  
Философия ценно­стных установок Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения кото­рых он добивается.
       

Таблица 18. Философия техники

Историчес­кая эпоха философии Интерпретации природы техники
Античность Техника — это воплощение умений ремес­ленника. Знание общего выше технического знания.
Средние века Техника — это творчество человека в качест­ве отблеска божественного творчества.
Новое вре­мя Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, кото­рая в качестве средств труда определяет раз­витие общества (Маркс).
XX век Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира че­ловека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не проду­мав ее содержание и самое главное то, в ка­кой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герме­невтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подхо­дящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий).

Таблица 19. Философия природы

Истори­ческая эпоха философии Интерпретация специфики природы  
Античность Природа — это органическая часть космо­са. Часто природа считалась одушевленной.  
Средние века Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном являет­ся природа.  
Новое время Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью под­чинить ее себе.
XX век Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека долж­на стать царством господства разума, ноо­сферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональ­ности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа — это сложная система, для кото­рой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обес­печить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Мужественность Женственность Молодость
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие

Таблица 21. Две интерпретации образования

Наши рекомендации