Активизация интереса к избранной специальности, выработка стремления к повышению профессиональной квалификации.
Цель и задачи дисциплины
Цель занятий по философии права – сформировать у учащихся юридическое мировоззрение, правовое сознание и правовую культуру, способность политико-правового анализа, умение разбираться в государственно-правовых явлениях.
Основными задачами учебного курса являются:
1. Знакомство с понятийно-категориальным аппаратом философии права как основы юридического мировоззрения.
2. Формирование юридического мировоззрения, правового сознания и правовой культуры.
3. Овладение более углубленными знаниями о государстве и праве, о их сути и социальной природе.
4. Становление у будущего юриста способности оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с формально-юридической, но и с философско-правовой точки зрения.
Активизация интереса к избранной специальности, выработка стремления к повышению профессиональной квалификации.
В результате изучения философии права обучающиеся должны:
- иметь представление об основных категориях и понятиях философии права;
- знать основные подходы к пониманию феноменов «государство» и «право», основные закономерности функционирования правовых явлений;
- уметь реализовывать на практике полученные в процессе обучения знания и навыки.
Организационно-методические указания сводятся к тому, что процесс овладения данной дисциплиной должен осуществляться систематически, в следующем определенном порядке.
Изучение конкретной темы обычно начинается с прослушивания и последующего усвоения лекционного материала. В ходе лекции учащийся имеет возможность, задавая вопросы, уточнить наиболее сложные аспекты освещаемой проблемы. На лекции, как правило, синтезируется самый важный, интересный и новый материал по рассматриваемой теме, в том числе недоступный учащимся. Курсант или слушатель должен внимательно слушать лекцию, стремиться выделить главное (смысл) и зафиксировать это главное в виде конспекта. Дословное конспектирование лекционного материала невозможно. Поэтому нужно выработать умение выделять главное и отражать его в конспекте в виде четких, более кратких по сравнению с речью лектора выражений. Скорость конспектирования можно увеличить за счет использования понятных и легко воспроизводимых в дальнейшем собственных сокращений. Конспекты лекций следует вести в отдельной тетради, обязательно проставляя дату, тему лекции и рассматриваемые вопросы. В тетради рекомендуется оставлять широкие поля, чтобы в ходе изучения лекционного материала можно было его уточнить, исправить или дополнить.
Следующей аудиторной формой вузовского учебного занятия является семинарское (практическое) занятие. Данное занятие позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями по поставленным вопросам, выяснить не до конца понятные моменты, а также связать теоретические положения с практикой. Цель семинарских (практических) занятий по философии права – сформировать у курсантов юридического мировоззрения, правового сознания и правовой культуры, способность оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с формально-юридической, но и с философско-правовой точки зрения, умение разбираться в государственно-правовых явлениях, закрепить и углубить полученные знания. Семинар (практическое занятие), как правило, следует за лекцией. Однако необходимо обращать внимание на самостоятельную работу курсантов, направленную как непосредственно на закрепление лекционных знаний, так и на подготовку к семинарскому (практическому) занятию.
Слушателям заочной формы обучения особое внимание необходимо обращать на самостоятельную работу. Самостоятельная работа позволяет не только усвоить обязательный материал по конкретной теме, изложенный в ходе лекции, а также содержащийся в рекомендованных учебниках и пособиях, но и углубить, расширить полученные знания в ходе работы с дополнительной научной литературой по соответствующей проблематике.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем |
1. | Общая характеристика философии права как науки и учебной дисциплины. |
2. | Генезис и эволюция философии права. |
3. | Категориальный аппарат философии права. |
4. | Правовые идеалы и ценности. |
5. | Типология правопонимания. |
6. | Государство, общество, личность: философско-правовые аспекты соотношения. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ