Постижение сущности сознания.
Природа сознания может быть понятной тогда, когда мы обратимся и попытаемся осмыслить многообразие философских размышлений, научных знаний, все богатство культуры человечества. Она также связана с историей религии, литературы, искусства. Выделим основные вехи развития знаний о природе сознания.
Особенностью античных философов было то, что они рассматривали сознание только с точки зрения его направленности на внешний мир. Аристотель определял сознание человека как его способность отражать внешний мир (действительность). Обратить внимание на внутренний мир самого сознания древние греки еще не могли. Им было свойственно размышлять о душе, но она трактовалась как явление, присущее и человеку, и животному. Даже вещи имели душу, по представлениям античных философов.
С появлением христианства связан повышенный интерес к природе человеческой души. Впервые возникает понимание того, что душа может иметь направленность не только на внешний мир, но и на себя. Это связывалось с пониманием своего «Я», имеющегося духовного опыта, внутренними переживаниями и в итоге с надеждой и верой.
С точки зрения основного вопроса философии, в рамках которого осуществляется попытка определить взаимоотношения материального и духовного начал в жизни, возникло такое понимание внутреннего мира человека, где доминирующим становится сознание, дух, где абсолютный дух (Бог) творит этот мир по своему усмотрению.
Сознание на протяжении длительного времени рассматривалось философами как способ рационального познания. Для понимания духовного наполнения сознания необходимо было, чтобы развились представления о сознании как способе чувственного, эмоционального, художественного и образного восприятия. Человечество должно было пройти немалый путь для того, чтобы можно было сказать: сознание - это не только рациональное мышление (и даже не только идея или мир идей), а прежде всего явление человеческого духа.
В философии Нового времени сущность сознания пополняется новыми чертами, из него постепенно начинает «вымываться» идея Бога. Человечество к этому времени накопило уже большой социальный и духовный опыт, и идея Бога как идея цементирующего начала в душе человека уже перестает быть необходимой. Мыслитель той эпохи стал искать опору сознания в самом себе. Сознание наполняется уже не страданием и надеждой на искупление греха, а приобретениями духовной культуры обществом, его духовным опытом, осмыслением, анализом. В структуру сознания включается самосознание. Сознание становится важной ценностью мира. При этом сознание не воспринималось как целостность.
Коренной поворот к пониманию целостности сознания начинается с Канта.По его мнению, в сознании существуют особые, непосредственные данные знания о чем-то целостном. Они присутствуют в человеке, и мы только тогда начинаем познавать мир, осознавать себя в нем, когда обнаруживаем их. Они даны человеку априори (изначально) и являются непосредственной данностью человеческого сознания. Когда человек осознает собственное «Я», то он уже противопоставляет это «Я» тому, чем является «не-Я». По Канту, такими цементирующими структурами выступают формы сознания, формы восприятия, общие для всех людей. Они как готовые формы предшествуют любому познавательному акту.
Кантовское понимание первичности познавательных форм сознания является революционным философским выводом. Противоположным данному выводу стал марксистский тезис о том, что сознание вторично, оно есть продукт материального мира. Идея К. Маркса о вторичности сознания была развита им в направлении определяющего влияния (детерминизма) материальных факторов. В общественной жизни эта идея представлялась как обусловленность духовной жизни общества его материальной жизнью, прежде всего материальным производством.
Марксистский принцип соотношения бытия и духа определял и решение основного вопроса философии – не сознание является определяющим бытие, а наоборот, бытие определяет сознание, не сознание конструирует мир - он существует вне и независимо от сознания. Сознание - продукт материального мира, результат длительной эволюции природы, ее высший продукт. Материальной основой сознания является человеческий мозг.
Такой подход к проблеме сознания и к основному вопросу философии называется философским материализмом. В марксистской философии проблема сознания нашла свое объяснение, но не следует полагать, что это объяснение абсолютно полно и правильно. За его пределами остались многие вопросы, которые в марксизме либо не затрагивались, либо нашли слишком упрощенное объяснение. В XX столетии не прекращались исследования проблем сознания. Делаются попытки моделировать сознание, имитировать его, прежде всего, создать искусственный интеллект. Эти попытки стали возможны благодаря развитию компьютерной техники. Компьютерная имитация сознания, конечно, это не само сознание. Но она способна раскрыть особенности работы некоторых механизмов человеческого сознания, в частности познавательных механизмов, механизмов памяти. Анализируется зависимость сознания от телесной организации человека, его строения и функций психики, а также от социального фона и исторического бытия человека.
Разум, мышление, душа.
Важное место в сознании занимают мыслительные процессы, о некоторых речь шла выше при рассмотрении мыслительной сферы сознания. Способность человека мыслить абстрактными категориями, а от них переходить к практике есть не что иное, как разум. Человек самое разумное существо на земле.
В философии под мышлением понимается высшая форма активного отражения объективной реальности, которая состоит в целенаправленном, обобщенном, абстрактном познании окружающего мира. Биологическая основа мышления - головной мозг человека. Осуществляется мышление в различных формах. К ним относятся: понятийные и категориальные формы, ассоциативно-образные, вербально - речевые, деятельностно – орудийные.
Средствами мышления выступает язык и другие значковые системы. Они используются для абстрагирования от конкретных свойств предметов, для получения обобщенного знания, имеющего универсальный характер.
Человеческое мышление - сложное социально – историческое явление. Его развитие характеризуется усилением средств абстрагирования, обобщения. Мышление первобытного человека характеризовалось чувственной конкретностью и предметностью. Мышление современного человека имеет большие обобщающие способности.На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления: мышление образное; мышление понятийное; мышление знаковое.
Первый исторический тип мышления - образное мышление, характерное для тех эпох, когда человека в процессе длительной эволюции и развития стали называть Homo Sapiens. Образное мышление было свойственно и человеку первых земных цивилизаций. Понятийное мышление формировалось вместе с увеличением сферы его приложения, с расширением человеческой практики. Сегодняшнее мышление человека – понятийное. Но в нем все больше и больше проявляются ростки знакового мышления. Это связано с проникновением в человеческое мировоззрение точных наук с их формализованным знанием, искусственными, знаковыми языками. Ясно, что в чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно, можно говорить только о доминировании того или другого типа мышления.
Понятие души также не является простым. Им принято обозначать представления о внутреннем мире человека. Традиционно в философии душа считалась нематериальной субстанцией, независимой от тела, продолжающей свою жизнь и после физической смерти тела.
Как философская категория душа имеет скорее историческое содержание. Сегодня эта категория больше используется в религиозной и мистической философии, в литературной практике и в обыденном сознании. Но все-таки сбрасывать со счетов это понятие, видимо, не следует, так как оно может быть тем самым «нечто», без которого вся структура сознания будет неполной. Какие бы здесь не предпринимались попытки системно и структурно организовать в органическую целостность разнородные сферы сознания и его состояния, все равно что-то исчезает, все равно чего-то не хватает. И не хватает, видимо, понятия души. Что же она характеризует? О ней можно сказать, что она все и ничто. Без нее деятельность превращается в обычную калькуляцию суждений, перцептивная сфера - в обычного «поставщика» чувственной информации, моральная сфера - в свод предписаний. Все это становится абстрактным и никчемным. Но душа в то же время ничто, поскольку не имеет конкретного аналога в сферах сознания, не является его структурой, не может быть системно организована или точно и корректно описана.
Можно утверждать, что душа, учитывая сказанное («все и ничто»), является особой формой самосознания. Она делает сознание индивидуальным, личностным - сознанием конкретного человека, а не сознанием вообще.