Тема 3.2. Донаучный период и античная наука.
Донаучный период начинается с неолитической революции - X - VIII тысячелетия до н.э.. Неолитическая революция происходила в различных регионах земного шара независимым образом. В это время развивается производство: земледелие и животноводство, что способствовало развитию ремесел. Важнейшими изобретениями этого периода является изготовление тканей, обжиг изделий из глины, средства передвижения по воде, плуг, колесо, гончарный круг, стекло, глазурь, солнечные и водяные часы и др..
Выдающимся инженерным достижением древности можно считать мегалиты, которые играли ритуальную роль и были первыми астрономическими обсерваториями, например Стоунхендж.
Донаучный период характеризуется непосредственной связью процесса познания с трудом. Познание не развивается в качестве самостоятельной деятельности по производству знания. Древневосточная математика, например, фактически была искусством вычисления и измерения. Решение вычислительных задач было подчинено некоторым внешним условиям, будь то условия наследования, или установление нормы оплаты работников, которые и определяли способ решения задачи.
Важной предпосылкой возникновения науки является появление письменности - знаковой системы фиксации речи. В 4-3 тысячелетии до н.э. возникает словесно-слоговое письмо (Шумеры). Во второй половине второго тысячелетия до н.э. формируется консонантное письмо (финикийское письмо). В 10-8 в.в. до н.э. из финикийского консонантного письма возникает греческое алфавитное письмо. Усложнение операций вычисления способствовало созданию знаковой формы числа. Так счет вещей сам по себе не требует обозначения некоторого количества. Знаковая форма числа появляется лишь при операции сложения или вычитания. В таблицах сложения каждый из реальных предметов замещался знаком. Набор предметов изображался как система знаков (для «десятков», «сотен», «тысяч» и т.д. в египетской арифметике существовали свои знаки). Оперирование с предметами, объединяемыми в совокупность (сложение), и отделение от совокупности предметов или их групп (вычитание) изображались в правилах вычисления как действие со знаками. Несомненно, развитие знаковой формы числа является важной предпосылкой теоретического мышления. Одна из первых знаковых систем счисления является позиционная система счисления, возникшая в 4-3 тысячелетии до н.э. (Шумеры).
Древние умели различать различные формы, что свидетельствует о том, что они могли отвлекаться от многообразных чувственно-конкретных свойств вещей сводя их к протяженности. Способность мыслить форму вещи закономерный результат развития ремесел - процесса производства искусственных вещей.
На донаучной стадии развития познание не отделяется от ремесла, а потому не имеет самостоятельного интереса к объекту исследования. Поэтому и знания приписываются не объекту, а субъекту, относятся, например, к определенным вычислительным операциям. Изучение этих операций осуществляется догматически, выведение одних операций вычисления из других вообще не осуществляется.
Накопленные знания - рецепты решения различных задач передавались в особых школах, создаваемых при дворах либо при ведомствах (Древний Египет). Главным образом в школе изучали письменность и счет. Носители разнообразной деловой, научной магической информации (терракотовые пластинки, папирус и пр.) содержались в специальных хранилищах - библиотеках.
Доминирование в культурах кастовых и деспотических обществ Востока канонизированных форм мышления, традиций, ориентированных, прежде всего, на воспроизведение сложившихся форм и способов деятельности, накладывало серьезные ограничения на прогностические возможности познания, мешая ему выйти за рамки сложившихся стереотипов социального опыта.
Античная наука
Размышляя о возможности возникновения науки в древности Фридрих Энгельс писал: «пока человеческий труд был еще так малопроизводителен, что давал только ничтожный избыток над необходимыми жизненными средствами, до тех пор рост производительных сил, расширение обмена, развитие государства и права, создание искусства и науки - все это было возможно лишь при помощи усиленного разделения труда, имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также искусством и наукой.Простейшей, наиболее стихийно сложившейся формой этого разделения труда как раз и было рабство». [10.С. 186]. «Без рабства не было бы... греческой науки» [10. С. 185].
Поэтому именно у греков появляется форма общности, в которой интерес к теоретической деятельности развертывается, по словам Э. Гуссерля, из своего внутреннего основания, и возникает новая установка философов и ученых (математиков, астрономов и пр.) Эти люди связанные как личности совместной работой, занимаются теорией и только теорией, развивают только ее вместе друг с другом и друг для друга. Смысл этой работы в том, чтобы приобщиться к тому, что неподвластно времени: в конечном открыть бесконечное, вечное в преходящем. Поэтому любое ее достижение становится ступенью к новым открытиям. Меняется категориальный статус знаний - они могут соотноситься уже не только с осуществленным опытом, но и с качественно иной практикой будущего. Знания уже не формулируются только как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности самой по себе. Тем самым познание приобретает качественно новую форму, начинает развиваться в своих внутренних связях и отношения.
Так развивается новый тип культуры, который раньше человечество не знало. В рамках этой культуры как полагает Гуссерль могут формироваться наднациональные общности, какой и является Европа. [3.С.473-475]. Духовной основой этой общности становится теоретическое самосознание.
Это не означает, что греки не развивали прикладных знаний. П.П. Гайденко, в книге «Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ» [4.Гл.1], обращаясь к исследованиям известных историков науки, сообщает, что в Древней Греции так же, как и в Вавилоне и Египте, разрабатывалась техника вычислений, без которой невозможно было решать практические задачи строительства, военного дела, торговли, мореходства и т.д. Но важно иметь в виду, что сами греки называли приемы вычислительной арифметики и алгебры логистикой (logistika - счетное искусство, техника счисления) и отличали логистику как искусство вычисления от теоретической математики. Правила логистики излагались догматически так же, как это было принято в египетских папирусах и не снабжались доказательствами.
Важную методологическую роль в формировании науки Древней Греции играла философия, что определило характер не только древнегреческой науки, но и самой философии, особенно таких ее направлений, как пифагорейство, платонизм, а позднее - неоплатонизм. Не случайно время возникновения философии совпадает с периодом становления теоретической математики. Философия формировала культуру понятийного мышления, обеспечивала развивающееся теоретическое познание программами научного исследования. Атомистическая программа Левкиппа и Демокрита, платоно-пифагорейская программа обоснования математики, аристотелевская программа исследования природы - физика имели методологическое значение, выходящее за границы античности. В философии наука получает теоретическое самосознание относительно своей сущности и предназначения.
П.П. Гайденко, в книге «Связь древнегреческой философии и науки», исследуя платоновское понимание науки, доказывает, что у Платона теоретическое познание - наука неразрывно связаны с жизнедеятельностью человека и общества. Ни одна из наук не является для него частной в том смысле, как это впоследствии понимал Аристотель: все они вместе образуют единое целое, вершину которого составляет философия, а корни - математика и астрономия. Это целое есть смыслообразующее начало, которым держится и социальная жизнь полиса, и духовная - каждого индивида. Платоновская концепция философии и науки определялась жизнью полиса, который в его времена был единственной формой государственности, а потому требовал местного патриотизма и возлагал на активных граждан обязанность участвовать в государственной жизни.
С Аристотеля берет свое начало исторический взгляд на науку и история науки как специфическая область научного знания. Не только учения первых философов, но и верования предков не отбрасываются полностью Аристотелем, не объявляются простыми предрассудками, но рассматриваются в качестве "предварительного знания", с которого начинается научное рассмотрение предмета. Именно благодаря Аристотелю мы имеем сегодня более или менее отчетливое представление о ранних греческих философах, чьи сочинения не дошли до нас или дошли только в отрывках. Большинство античных свидетельств позднейших авторов также опираются на труды Аристотеля.
Представление Аристотеля о науке как продукте коллективного творчества, продукте деятельности многих умов имело и еще один важный аспект: убеждение в том, что научное исследование предполагает соединение усилий ученых. Аристотель в античном мире по существу является великим организатором науки. В 335 году до н. э. недалеко от Афин он основал школу, которая получила название Ликей -- перипатетическая школа. Представители перипатетической школы занимались философией и конкретными науками (теоретик музыки Аристоксен, историк и теоретик государства Дикеарх, физик Стратон из Лампсака, географ и астроном Аристарх Самосский и многие другие). Ликей просуществовал в течение 8 столетий, оставаясь одним из крупнейших научных и философских центров античности.
Античная наука включает в себя греческий и римский этап. Греческий этап развития античной науки можно разделить на натурфилософский, классический и эллинистический периоды. В натурфилософский период стихийно складывается теоретическое познание. В классический период разрабатываются программы научно-теоретического исследования. Но расцвет греческой науки выпадает на эллинистический период.
В начале 3 века до н. э., по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского, в Александрии, при участии виднейших греческих ученых и литераторов была основана богатейшая и знаменитейшая библиотека, явившаяся одним из самых крупных достижений культуры эпохи эллинизма. Рукописи собирались по всему греческому миру, систематизировались, редактировались, комментировались, переписывались, восточные тексты переводились. Кроме того, составлялись обширные каталоги и подробные указатели. При библиотеке работали ученые-филологи и переписчики. В период ее расцвета (первые три века существования) фонд Александрийской библиотеки достигал 700 тысяч томов (правда, античный «том» (свиток) по объему был значительно меньше современного). Рядом с библиотекой располагался Музей (по греческий «Мусейон» -- место пребывания муз), по существу, -- университет, где за государственный счет жили, работали и преподавали съезжавшиеся отовсюду ученые и литераторы. Здесь писали свои труды младший современник и друг Архимеда, древнегреческий астроном, математик, географ, этнограф и филолог Эратосфен, древнегреческий математик Евклид, древнегреческий географ и историк Страбон и др. ученые и философы. Они сделали Александрию центром культурной и научной жизни всего эллинистического мира. Общий упадок античной культуры привел к постепенному распылению и уничтожению Александрийской библиотеки. Ее последние остатки погибли при завоевании арабами Египта.
Римский этап античной науки главным образом связан с развитием прикладных знаний в области механики и математики. Знания в области географии (Страбон), историографии (Плиний старший), медицины (Гален), астрономии (Птолемей) у римлян приобретают энциклопедическую форму.