Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., Мысль, 1986.
2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М., Политиздат, 1991.
3. Хрестоматия по истории философии. В 3-ч. М., 1997.
Важнейшую роль в овладении философией играет самостоятельная работа студентов, без которой невозможно стать высококлассным педагогом. Самостоятельная работа студента призвана формировать у него такие знания, умения и навыки, которые способствуют становлению научно подготовленного специалиста, квалифицированно и ответственно выполняющего на практике свои профессиональные обязанности. В связи с этим в процессе учебы студент выполняет следующие основные виды самостоятельной работы:
1. Подготовка к лекциям. Студент должен иметь некоторый запас знаний, касающийся темы будущей лекции. Для этого ему необходимо познакомиться:
• с лекционным материалом, изложенным в учебниках, электронных источниках и др.;
• с основными категориями и понятиями, которые будут использованы на лекции;
• с теми дискуссионными проблемами, которые затрагивают тему лекции;
• подготовить вопросы, которые возникли у него при знакомстве с материалами будущей лекции.
2. Подготовка к практическим занятиям. Практическое занятие — одна из широко применимых форм изучения учебного материала, заключающаяся в организованном обсуждении поставленных вопросов. На них обучаемые углубляют, систематизируют и закрепляют знания, полученные на других видах занятий и в ходе самостоятельной работы. Подготовка к практическим занятиям предполагает:
• изучение материалов лекций, учебников и учебных пособий, первоисточников, материалов, помещенных в электронных средствах информации;
• формирование умения выделять проблемные вопросы и умения отвечать по существу на основные вопросы, сформулированные в планах занятий, а также в индивидуальных формах заданий;
• формирование умения обобщать изучаемый материал, а также строить достаточно и убедительно аргументированные и обоснованные выводы;
• при подготовке к практическим занятиям студентам важно выработать навыки самостоятельного поиска научной информации, овладеть навыками составления библиографии (списка литературы) и цитирования источников по изучаемой теме, которые необходимы при составлении докладов, эссе, презентаций проектов и других видов сообщений.
3. Самостоятельная работа студентов при подготовке к экзаменам.
• осмысление и приведение в систему знаний, полученных на лекциях и практических занятиях;
• знакомство с вопросами для самоконтроля и их уяснение;
• обращение к ранее изученным первоисточникам;
• выделение непонятных вопросов и обращение за консультацией к преподавателю.
В целом изучение систематического курса философии предполагает следующие виды самостоятельной работы:
— знакомство с первоисточниками философской мысли: либо непосредственно с работами отдельных авторов, либо на основании хрестоматии (рекомендуемые источники и хрестоматии приведены в списках литературы) и отчет о работе в виде конспекта при индивидуальном собеседовании с преподавателем на консультации;
— подготовка эссе, докладов, рефератов, презентаций с последующим обсуждением их на практических занятиях;
— обдумывание проблемных вопросов и проблемных ситуаций по тематике предстоящей лекции, практического занятия и выдвижение их для обсуждения;
— подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, студенческих конференциях;
— выполнение тестов для самоконтроля при подготовке к практическому занятию;
— подготовка к контрольному тестированию;
— опыт рецензирования прочитанной философской литературы, учебников, статей и т.п.