Э н е р г и я п о н и м а н и я
1. «Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе. Именно он субъект морального закона, который свят в силу автономии своей свободы» (Кант). Что означает, по Вашему мнению, отношение к человеку как средству и как цели? Почему личность не может быть средством?
2. Почему Кант не считает добродетельным торговца, честность которого обусловлена его интересами? Какой поступок Кант считает моральным?
3. «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать примером всеобщего законодательства» (Кант). Что такое «золотое правило» морали и как с ним соотносится категорический императив Канта?
4. Насколько категорический императив Канта может быть практическим руководством?
5. Почему «Наука логики» Г. Гегеля имеет такое название? Как оно отражает задачу, поставленную Гегелем?
6. «Всё действительное разумно, всё разумное действительно» (Гегель). Что это значит в философии Гегеля? Какие толкования еще могут быть?
7. Объясните логику Гегеля на примере саморазвития Абсолютной Идеи. Что такое Абсолютная Идея, почему она так называется? Какие синонимы этого понятия можно употребить? Является ли эта логика формой выражения пантеизма?
8. Как Л. Фейербах «обожествил человека» и «очеловечил Бога»?
9. В чем принципиальное различие диалектического метода Маркса и Гегеля? Что является основанием этого различия?
10. Объясните понятие «отчуждение» в учении Маркса. Какие формы отчуждения Вы можете привести?
Ф р а г м е н т ы и з к л а с с и ч е с к и х и с т о ч н и к о в
И. Кант
«Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, …ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе (хотя и не всегда исполнение); перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне и противодействовали. Где же твой достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения. Это может быть только то, что возвышает человека над самим собой. Это не что иное, как личность, т.е. свобода и независимость от механизма всей природы, рассматриваемая вместе с тем как способность существа, которое подчинено особым, а именно данным собственным разумом чистым практическим законам» («Критика практического разума»).
«Моральный закон свят (ненарушим). Человек, правда, не так уж свят, но человечество в его лице должно быть для него святым. Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе. Именно он субъект морального закона, который свят в силу автономии своей свободы» («Критика практического разума»).
Г. Гегель
«Постичь то, что есть, – вот в чем задача философии, ибо то, что есть, есть разум. Что же касается отдельных людей, то, уж конечно, каждый и без того сын своего времени; таким образом, и философия есть точно также современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. В качестве мысли о мире она появляется лишь тогда, когда действительность закончила свой процесс образования и завершила себя. Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, это показывает, что некоторая форма жизни постарела и своим серым по серому философия может не омолодить, а лишь понять ее. Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек» («Наука логики»).
«Так что надо было бы сказать: все вещи противоречивы в самих себе; и притом в том смысле, что это предложение выражает по сравнению с прочими истину и сущность вещей. Противоречие же есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом» («Наука логики»).
Таблица 2. Немецкая классическая философия
Главные представители | Основные идеи |
И. Кант | - выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познания внутренней сущности вещей и явлений окружающего («вещей в себе»); - выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия; - сформулировал моральный закон («категорический императив»). |
Г. Гегель | - отождествил бытие и мышление; - выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма; - исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов. |
Л. Фейербах | - подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира; - выступал как атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесение на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. |
К. Маркс | - выдвинул последовательную материалистическую картину мира; - показал роль экономики, производства для материального и общественного бытия; - осмысливал философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма); - рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм). |
×××××××××ØØØØØØØØØØ
[1] Тавтология – повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла, а потому излишнее. В логике – суждение, в котором подлежащее тождественно со сказуемым.