Задания по анализу текстов
Текст № 1
Сегодня умерла мама. А может быть, вчера – не знаю. Я получил из богадельни телеграмму: «Мать скончалась. Похороны завтра. Искренне соболезнуем». Это ничего не говорит – может быть, вчера умерла.
Богадельня для стариков находится в Маренго, в восьмидесяти километрах от Алжира. Отправляюсь двухчасовым автобусом, буду там в конце дня. Значит, смогу провести ночь возле тела, а завтра к вечеру вернуться. Я попросил у патрона отпуск на два дня, и он не мог мне отказать, раз такая уважительная причина. Но видно было, что он не доволен. Я даже сказал ему: «Это ведь не по моей вине». Он не ответил, и я подумал, что зря так сказал. В общем, незачем было извиняться. Скорее уж, ему следовало выразить мне сочувствие. Но вероятно, он сделает это послезавтра, когда увидит меня в трауре. А сейчас-то мама как будто и не умерла еще. После похорон, наоборот, все будет кончено и примет официальный характер (перевод Н. Немчиновой).
Каково композиционное и идейно-смысловое место данного фрагмента произведения? Охарактеризуйте особенности повествовательной манеры рассказчика. Какова эмоциональная окрашенность данного фрагмента? В чем заключается своеобразие оппозиции внутреннее/внешнее, скрытое/видимое?
Тексты №№ 2-3
1) Мы все выпили кофе, который нам подал сторож. А дальше я уж не знаю, что было. Прошла ночь. Помню, как на мгновение я открыл глаза и увидел, что старики спят, тяжело осев на стульях, и только один оперся на набалдашник своей палки, положил подбородок на руки и смотрит на меня в упор, будто ждет не дождется, когда же я проснусь. Потом я опять уснул. Проснулся из-за того, что очень больно было спине. Над стеклянным потолком брезжил рассвет. Один из стариков проснулся и сразу зашелся кашлем. Он отхаркивался в клетчатый платок, и казалось, что с каждым плевком у него что-то отрывается внутри. Он и других разбудил своим кашлем, и сторож сказал, что уже пора уходить. Старики встали. Всех утомило это бдение у гроба, у всех были серые, землистые лица. К моему удивлению, каждый на прощание пожал мне руку, как будто эта ночь, которую мы провели вместе, не перемолвившись ни словом, сблизила нас.
Я устал. Сторож позвал меня в свою каморку, и я немного привел себя в порядок. Потом я опять выпил очень вкусного кофе с молоком. Когда я вышел, уже совсем рассвело. Над холмами, отделяющими деревню Маренго от моря, в небе тянулись красные полосы. И ветер, налетавший оттуда, приносил запах соли. Занимался ясный, погожий день. Я давно уже не был за городом и с большим удовольствием пошел бы прогуляться, если бы не смерть мамы (перевод Н. Немчиновой).
2) Привратник налил всем кофе, и мы выпили. Что было дальше, не знаю. Миновала ночь. Помню, какую-то минуту я открыл глаза и вижу: все старики спят, обмякнув на стульях, только один не спит – стиснул обеими руками палку, оперся на них подбородком и уставился на меня, словно только того и ждал, чтоб я проснулся. Потом я опять задремал. Проснулся оттого, что у меня сильнее ныла поясница. Над стеклянной крышей посветлело. Немного погодя проснулся один из стариков и надолго раскашлялся. Он все сплевывал с огромный клетчатый платок, и всякий раз у него словно что-то рвалось внутри. Кашель разбудил остальных, и привратник сказал, что им пора уходить. Они поднялись. После утомительного бдения лица у всех стали серые. Очень странно: уходя, каждый пожал мне руку, будто эта ночь, когда мы не обменялись ни словом, нас сблизила.
Я устал, привратник проводил меня в сторожку, и я немного привел себя в порядок. Выпил еще чашку кофе с молоком, было очень вкусно. Когда я вышел из сторожки, уже совсем рассвело. Над холмами, которые отгораживают Маренго от моря, небо закраснелось. И ветер доносил из-за холмов соленый запах. Отличный начинался денек. Давно уже я не бывал за городом, и так приятно было бы прогуляться, если бы не мама (перевод Н. Гель).
Сравните переводы. Какой из них наиболее точно отражает эмоциональную выхолощенность стиля А. Камю? Аргументируйте свои суждения.
Какое значение имеет данный отрывок в развитии авторской мысли? Как мировоззрение автора отражается в стилистике этого фрагмента произведения? Как проявлена здесь асоциальность главного героя?
Тексты №№ 4-5
1) И все это тянется уже восемь лет. Селест всегда говорит: «Вот несчастные!», но кто разберется, верно ли это? Когда я встретился на лестнице с Саламано, он как раз ругал свою собаку: «Сволочь! Падаль!», а собака скулила. Я сказал: «Добрый вечер!», но старик все ругался. Тогда я спросил, что ему сделала собака. Он ничего не ответил, а только твердил: «Сволочь! Падаль!» Я смутно видел, что он наклонился над собакой и что-то поправляет на ее ошейнике. Я повторил вопрос громче. Тогда он, не оборачиваясь, ответил с каким-то сдержанным бешенством: «Пропади она пропадом!» И потащил за собой собаку, а она упиралась всеми четырьмя лапами и жалобно скулила (перевод Н. Немчиновой).
2) Все это длится восемь лет. Селест говорит, что Саламано – негодяй, но ведь никто не знает, как оно на самом деле. Когда встретил старика на лестнице, он осыпал пса бранью.
– Сволочь! – говорил он. – Подлюга!
Пес в ответ скулил. Я сказал:
– Добрый вечер!
Но старик все ругался. Тогда я спросил, что пес ему сделал. Саламано не ответил, только повторял:
– Сволочь! Подлюга!
В темноте я едва разглядел, что он наклонился над собакой и как будто поправляет ошейник. Я спросил еще раз погромче. Тогда он ответил, не оборачиваясь, с еле сдерживаемой яростью:
– Опостылел он мне...
И ушел, волоча за собой пса, а тот скулил и упирался всеми четырьмя лапами (перевод Н. Гель).
Какое значение имеет этот эпизод в раскрытии идеи произведения? Как охарактеризованы здесь персонажи и какими художественными средствами (учитывайте при ответе различные переводы фрагмента)?
Текст № 6
Я пообедал у Селеста. Уже принялся за еду, и вдруг вошла какая-то чудачка и спросила, можно ли сесть за мой столик. Можно, разумеется. Она была престранная: маленькая, движения порывистые, лицо как яблочко, глаза блестят. Она сбросила жакет, села и принялась лихорадочно просматривать меню. Подозвала Селеста и тотчас торопливо, но решительно заказала обед. Дожидаясь закуски, открыла сумку, достала листок бумаги и карандаш, заранее все подсчитала, вытащила из кошелька сколько надо, прибавила на чай и положила деньги у прибора. Тут ей подали закуску, и она мигом все уплела. Дожидаясь следующего блюда, опять открыла сумку, вынула синий карандаш и журнал, где печатают программу радиопередач на неделю. И принялась старательно отмечать птичками чуть ли не все передачи подряд. Программа была разбросана на десятке страниц, так что работы ей хватило на весь обед. Я уже поел, а она все еще усердно ставила птички. Потом поднялась, теми же отчетливыми движениями, как автомат, надела жакет и вышла. Я тоже вышел и от нечего делать двинулся следом. Она устремилась по самому краю тротуара, до неправдоподобия быстро и уверенно, строго по прямой, не отклоняясь и не оглядываясь. В конце концов я потерял ее из виду и повернул назад. Вот чудная, подумал я, но быстро о ней забыл (перевод Н. Гель).
Какими представлены в этом фрагменте мировоззренческие позиции автора и рассказчика? Объясните технику рассказа. Какие языковые средства используются здесь писателем?
Текст № 7
И вскоре я вернулся на пляж и пошел по его кромке. Кругом было все то же алое сверкание. На песок набегали мелкие волны, как будто слышалось быстрое приглушенное дыхание моря. Я медленно шел к скалам и чувствовал, что лоб у меня вздувается от солнца. Зной давил мне на голову, на плечи и мешал двигаться вперед. Каждый раз, как мое лицо обдавало жаром, я стискивал зубы, сжимал кулаки в карманах брюк, весь вытягивался вперед, чтобы одолеть солнце и пьяную одурь, которую оно насылало на меня. Как саблей, резали мне глаза солнечные блики, отражаясь от песка, от выбеленной морем раковины или от осколка стекла, и у меня от боли сжимались челюсти. Я шел долго.
Вдалеке я видел темную глыбу скалы, окруженную радужными отсветами солнца и водяной пыли. Я подумал о холодном ручье, протекавшем за скалой. Мне захотелось вновь услышать его журчание, убежать от солнца, от всяких усилий, от женских слез и отдохнуть наконец в тени. <…>
Как только араб увидел меня, он приподнялся и сунул руку в карман. Я, разумеется, нащупал в своей куртке револьвер Раймона. <…>
Я думал, что, стоит мне только повернуться, уйти, все будет кончено. Но ведь позади был огненный пляж, дрожащий от зноя воздух. Я сделал несколько шагов к ручью. Араб не пошевелился. Все-таки он был еще далеко от меня. Быть может, оттого что на лицо его падала тень, казалось, что он смеется. Я подождал. Солнце жгло мне щеки, я чувствовал, что в бровях у меня скапливаются капельки пота. Жара была такая же, как в день похорон мамы, и так же, как тогда, у меня болела голова, особенно лоб, вены на нем вздулись, и в них пульсировала кровь. Я больше не мог выносить нестерпимый зной и шагнул вперед. Я знал, что это глупо, что я не спрячусь от солнца, сделав один шаг. Но я сделал шаг, только один шаг. И тогда араб, не поднимаясь, вытащил нож и показал его мне. Солнце сверкнуло на стали, и меня как будто ударили в лоб длинным острым клинком. В то же мгновение капли пота, скопившиеся в бровях, вдруг потекли на веки, и глаза мне закрыла теплая плотная пелена, слепящая завеса из слез и соли. Я чувствовал только, как бьют у меня во лбу цимбалы солнца, а где-то впереди нож бросает сверкающий луч. Он сжигал мне ресницы, впивался в зрачки, и глазам было так больно. Все вокруг закачалось. Над морем пронеслось тяжелое жгучее дыхание. Как будто разверзлось небо и полил огненный дождь. Я весь напрягся, выхватил револьвер, ощутил выпуклость полированной рукоятки. Гашетка подалась, и вдруг раздался сухой и оглушительный звук выстрела. Я стряхнул капли пота и сверкание солнца. Сразу разрушилось равновесие дня, необычайная тишина песчаного берега, где только что мне было так хорошо. Тогда я выстрелил еще четыре раза в неподвижное тело, в которое пули вонзались незаметно. Я как будто постучался в дверь несчастья четырьмя короткими ударами (перевод Н. Немчиновой).
Какое композиционное и идейно-смысловое место в повести занимает данный фрагмент? Охарактеризуйте его образную систему (особенное внимание обратите на образ природы в соотнесенности с образом человека)?
Текст №8
Я жил вот так, а мог бы жить по-другому. Делал то и не делал этого. Поступал так, а не эдак. Ну и что? Как бы там ни было, а выходит я всегда ждал вот этой минуты, этого рассвета, тут-то и подтвердится моя правота. Все – все равно, все не имеет значения, и я прекрасно знаю почему. И он тоже знает. На притяжении всей моей нелепой жизни, через еще не наступившие годы, из глубины будущего неслось мне навстречу сумрачное дуновение и равняло все на своем пути, и от этого все, что мне сулили и навязывали, становилось столь же призрачным, как те годы, что я прожил на самом деле. Что мне смерть других людей, любовь матери, что мне бог, другие пути, которые можно избрать, – ведь мне предназначена одна-единственная судьба, мне и еще миллиардам избранных, всем, кто, как и он, называют себя моими братьями. Понятно ли ему, понятно ли, наконец? Все люди на свете – избранные. Других не существует. Рано или поздно всех осудят и приговорят (перевод Н. Гель).
Объясните композиционное и идейное значение этого отрывка в произведении. Охарактеризуйте основные положения философии героя в этом фрагменте монолога. Объясните особенности стиля и языка.
ТЕМА 2.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ И ПОЭТИКА СРЫВАНИЯ МАСОК В РОМАНЕ ГРЭМА ГРИНА «КОМЕДИАНТЫ»
(тема занятия разработана проф. Р. Ш. Царевой)
План:
1. Место Г. Грина в мировой и английской литературе.
2. Биография. Личность. Мироощущение и эстетические принципы.
а) тяготение к английской романной традиции и к эстетике «потерянного поколения»;
б)психоаналитическая критика о «личных демонах» писателя и «гринланде»;
в) отношение Грина к религиозным ценностям и неодномерность персонажей.
3. анализ философского романа «Комедианты»:
а) парадоксальность «географии» событийи политико-социальный ракурс. Композиционные и смысловые точки. Образ дома и его производных;
б) мотив несоответствия намерений и результатов. Обретение нового сознания в личных историях Джонса, Брауна, Смита;
в) преследование и поиск как факторы структуры смысловой и эмоциональной;
г) автор-повествователь и дистанция с читателем. Роль иронии и разновидность парадоксов. Многообразие типов «палачей» и «жертв»;
д) женщины-«комедиантки» в романе;
е) шекспировские и диккенсовские аллюзии вромане. Особенности гриновской «готики».
Литература:
1. Бэлза С. Политика, любовь и геометрия // Грин Г. Тихий американец. – М., 1986. – С. 172-185.
2. Зверев А. Крупным планом. Парадоксы Грэма Грина // Зверев А. Дворец на острие иглы. – М., 1989. – С. 198-229.
3. Ивашева В. Грэм Грин. Парадоксы сознания // Ивашева В. Что сохраняет время. – М., 1979. – С. 136-160.
4. Ивашева В. Новые черты реализма на Западе. – М., 1986.
5. Ивашева В. Судьба английский писателей. – М., 1989.
6. Кеттл А.Грэм Грин «Суть дела»// Кеттл А. Введение в историю английского романа. – М., 1966. – С. 388-394.
7. Красавченко Т. Н. Английская литературная критика XX века. – М., 1994.
8. Филюшкина С. Комментарии// Грин Г. Собр. соч.: В 6т. – М., 1996.