Краткая биография фомы аквинского
Фома родился 25 января 1225 года. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кёльне. Существует легенда, что однажды, во время трапезы в монастыре, Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает»[источник не указан 321 день]. Фома решил, что ему пора уехать из монастыря.
Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 году. В 1252 году вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 года. Практически всю остальную часть жизни провёл в Италии, за исключением 1268—1272 годов, в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта.
Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.
Труды Фомы Аквинского включают:
- два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»)
- дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)
- комментарии на:
- несколько книг Библии
- 12 трактатов Аристотеля
- «Сентенции» Петра Ломбардского
- трактаты Боэция,
- трактаты Псевдо-Дионисия
- анонимную «Книгу о причинах»
- ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы
- несколько трактатов об алхимии
- стихотворные тексты для богослужения, например работа «Этика»
«Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.
Историко-философские истоки
Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески переосмысленный им; также заметно влияние неоплатоников, греческих и арабских комментаторов Аристотеля, Цицерона, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Аверроэса, Гебироля и Маймонида и многих других мыслителей.
16)Философия Нового времени. Эмпиризм Бэкона.
Мировозрие Нового Времени сформировалось под влиянием промышл-ой, научной, соц-ой и филос-ой революций. Если в античный и средневек-ый мир был замкнут и все было предопределено, то в новое время мир размыкается, станов-ся открытым. Центром мира стан-ся сам чел-ек и его способности.
Центр – Европа и Англия.
Переход от феодализма к капитализму.
С 17в. Начинается активное производство, происходит ряд буржуазных революций во Франции и Англии. Господствующей формой сознания становится наука.
Для эпохи нового времени характерно наукоцентризм. В центре располагается наука.
3 основных понятия:
1. природа (главный объект познания)
2. наука (инструмент)
3. польза (цель)
Две ключевых направления эпохи:
1. эмпиризм (Англичане)
2. рационализм (Франция, Голландия)
Для философского направления нового времени характерна проблематика гносеологии.
Френсис Бекон (1561-1626). Основные произведения: "О достоинстве и преумножении наук". Основной принцип эмпиризма: нет ничего в разуме, чего не было бы в первоначальных чувствах. Эмпиризм - философско-гносеологическое направление, которое в качестве основы знаний называет чувства и опыт. Бекон дает новое определение философии. Это наука о реальном мире. Она должна познавать природу и способствовать господству человека над ней. Философия это средство решения социальных проблем. Бекон приверженец теории 2-х истин. Наука основана на знании. Главный предмет философии - мир, постигаемый чувствами. Главный метод философии - индукция (метод обобщения от частного к общему). Индукция по Бекону - форма доказательства, которая присматривается к чувствам, стремиться постичь естественный ход вещей.
Метод Бекона. Задача не просто средство познания, это преобразующая сила, увеличивающая эффективность научной и философской деятельности. Метод состоит из таблиц направленных на изучение условий существования явлений:
- Таблица присутствия. Здесь исследователь фиксирует все встречающиеся в природе случаи изучаемого явления.
- Таблица отсутствия. Изучаются условия, при которых изучаемое явление не встречается.
- Таблица сравнения.
- Таблица отбрасывания.
- Таблица сбора плодов, выводы.
Бекон считал, что с помощью этого метода, любая наука сможет продвинуться в изучении явлений. Этод метод общенаучный.
17)философия нового времени. рационализм Декарта.
Рационализм - философско-гносеологическое направление, где основа знаний это разум.
Декарт (1596-1650) - Основное произведение "Рассуждения о методе". Задача философии - помощь в практических делах людей.
Пути человеческого познания (они разнонаправлены, но ведут к 1 результату)
- человек познает себя и свой разум, значит, познает природу.
- человек познавая природу, познает в ней себя.
Новый научный метод
Дедукция - способ рассуждения от общего к частному.
Правило методов
- принимать за истинное то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде, все сомнительное отсекается.
- каждую сложную проблему нужно разложить на анализ и дойти до самых простых и очевидных истин.
- идти от простых и доступных вещей к вещам более трудным для понимания.
- необходимо составить полный перечень фактов и открытий, систематизировать все познанное и определить границу неизвестного.
Рассуждая о способности человека к познанию, Декарт выделяет 2 вида идей присущих человеку: врожденные и идеи чувственного опыта. Человек имеет определенную предрасположенность к мышлению (врожденную). В сознании человека изначально закладываются некоторые истины, самые простые: идеи бытия, Бога, числа. Декарт предполагает наличие Бога, который вкладывает в сознание человека врожденные идеи.