Кто из ниже перечисленных мыслителей является представителем западноевропейского экзистенциализма

Что такое пантеизм

а) Учение о творении мира Богом;

б) Учение о том, что Бог создает мир, но после акта творения в мирские дела не вмешивается;

в)Учение о божественном предопределении всего сущего;

г)Учение, отожествляющее Бога и природу;

д) Учение, отрицающее существование Бога.

19. Князь«... не может соблюдать все, что дает людям добруюславу, так как он часто вынужден ради сохранения государства поступать про­тив верности, против любви к ближнему, против человечности, про­тив религии. Наконец, он должен быть всегдаготов обернуться в лю­бую минуту, смотря по тому, как велят ветры и колебания счастья, и... не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Каким термином, производным от имени известного мыслителя, обозначается такая позиция:

а) неоплатонизм;

б) эпикурейство;

в) макиавеллизм;

г) лютеранство.

20. Определите понимание человека, характерное для философии Воз­рождения:

а) Человек - это общественное животное;

б) Человек создан Богом;

в) Человек - это творец, художник.

21. Определите основополагающие темы исследования философии Нового времени:

а) духовный мир человека;

б) отношение человека к Богу;

в)природное окружение человека;

г)учение о государстве;

д) познание человеком окружающего мира.

22. Кто из философов XVII в. положил в основу своего учения сужде­ние: «Мыслю, следовательно, существую»:

а) Ф. Бекон;

б) Р. Декарт;

в) Б. Спиноза;

г) Д. Локк.

23. Выделите из ряда ниже перечисленных философов представителей рационализма:

а) Ф. Бекон;

б) Р. Декарт;

в) Б. Спиноза;

г) Д. Локк;

д) Т. Гоббс;

е) Г. Лейбниц;

ж) Д. Дидро.

24. Какую философскую позицию выражает суждение: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»:

а) сенсуализм;

б) рационализм;

в) диалектика;

г) номинализм;

д) агностицизм;

е) реализм.

25. Какое из ниже приведенных определений свободы принадлежит Б. Спинозе:

а) Свобода - возможность поступать так, как хочется. Свобода - это

свобода воли;

б) Свобода есть познание необходимости и согласие с необходимостью. Свобода есть господство разума над чувствами, преодоление чувст­венных аффектов страстью к познанию;

в) Свобода - независимость человеческого поведения от законов при­роды и общества. Такая независимость возможна потому, что чело­век является мыслящим и активно действующим существом.

26. Позиция какого философа отражена в следующем суждении: «Ес­тественное состояние общества - это состояние войны всех против всех. Необходимым условием перехода от естественного состояния к гражданскому обществу является санкционированная общест­венным договором абсолютная власть»:

а) Ж.-Ж. Руссо;

б) Д. Локк;

в) Т. Гоббс;

г) А. Вольтер;

д) Ш. Монтескье.

27. Кто из французских просветителей наиболее детально обосновал идею общественного прогресса, основанного на совершенствова­нии человеческого разума:

а) А. Вольтер;

б) Д. Дидро;

в) М. Кондорсе;

г) Ш. Монтескье.

28. Какую характерную черту философии эпохи Просвещении отража­ет следующее высказывание П. Гольбаха: «Народы будут счастли­вы лишь тогда, когда станут королями или когда короли будут философами»:

а) антиклерикализм;

б) рационализм;

в) гуманизм;

г) материализм.

29.Какой смысл имел провозглашенный философией Просвещении принцип равенства всех людей:

а) равенство экономических, социальных и прочих условий существования;

б) равенство возможностей разных людей, т.е. юридическое равенство;

в) равенство всех перед Богом.

30. Кто из немецких философов проанализировал историческое дви­жение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерноеразвитие в понятиях «мирового разума», «абсолютной идеи»:

а) И. Кант;

б) Н. Фихте;

в) Г. Гегель;

г) Л. Фейербах.

31. Какое из приведенных ниже положений соответствует нравствен­ной позиции И. Канта:

а) «Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай»;

б) «Всякий перед всеми за всех виноват»;

в) «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства».

32. Какое из приведенных ниже положений соответствует гегелевско­му пониманию источника развития:

а) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, дей­ствие внешних сил на тело;

б) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а зна­чит, оно имеет логическую, духовную природу; у

в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тен­денций, свойственных материальным образованиям;

г) Конечным источником всякого развития является Бог - «неподвижный перводвигатель».

33. Какое из приведенных ниже объяснений возникновения религии принадлежит Л. Фейербаху:

а) Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встре­тил первого дурака;

б) Религия - это опиум для народа;

в) Религия есть результат отчуждения сущности человека.

34. Укажите основные черты, которые характеризуют философию марксизма:

а)идея активного субъекта в познании;

б) открытие материалистического понимания истории;

в) формулировка категорического императива;

г) достижение единства материализма и диалектики;

д) преодоление созерцательности предшествующего материализма.

35. Ф. Энгельс утверждал, что «двумя великими открытиями мы обя­заны Марксу». Первое - это «открытие тайны прибавочной стои­мости». А что было вторым, философским открытием К. Маркса:

а) идея общественного прогресса;

б) открытие классов и классовой борьбы;

в) открытие материалистического понимания истории;

г) идея социализма как общественной системы без частной собственно­сти.

36. Какое из ниже перечисленных высказываний выражает суть мар­ксистского подхода к пониманию общественной жизни:

а) «Мир, в котором вы живете, определяется в первую очередь не внешними условиями и обстоятельствами, но мыслями, которые обычно заполняют ваше сознание... Чтобы изменить ваши обстоя­тельства, прежде всего начните думать иначе....»;

б) «.. .Планирующая работу голова уже на очень ранней ступени разви­тия общества... имела возможность заставить не свои, а чужие руки выполнять намеченную ею работу. Всю заслугу быстрого развития цивилизации стали приписывать голове, развитию и деятельности мозга. Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышле­ния, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей...»;

в) «Для того, чтобы изменить установившийся ход жизни в себе или людях, надо бороться не с событиями, а с теми мыслями, которые произвели их».

37. Какое из ниже перечисленных суждений отражает оригинальность марксистской гносеологии:

а) признание относительности любых истин;

б)Понимание познания как отражения действительности;

в) признание исходным пунктом познания наших ощущений;

г)введение категории «практики» в гносеологию.

Кто из ниже перечисленных мыслителей является представителем западноевропейского экзистенциализма

а) 3. Фрейд;

б) К. Ясперс

в) Ж.П. Сартр;

г) А. Камю;

д) Б. Рассел

39. «Наука не нуждается ни в какой стоящей над ней философии» - ло­зунг, характерный для:

а) экзистенциализма;

б) неотомизма;

в) позитивизма.

40. «Только та теория может быть признана научной, котораяв прин­ципе опровержима,т.е. которая способна доказать свою ложность». Формулировка какого принципа представлена в данном суждении:

а)принцип верификации;

б) принцип фальсификации;

в) принцип дополнительности;

г) принцип конкретности истины.

41. Прочитайте нижеследующие суждения. Какое из трех ведущих на­правлений философии XX в. характеризует этот набор идей:

неопозитивизм Абсурд заключен в противостоянии человеческой потребности в смысле, с одной стороны, и безразличного, бессмысленного мира, с дру­гой;

экзистенциализм Свобода накладывает на нас неизмеримую ответственность, и поэтому люди часто живут в «дурной вере», избегая ответственности за собственную жизнь посредством отрицания реальности своей свободы;

неотомизм ...Если даже бога нет, то есть по крайне мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является чело­век...

42. В русской философии истории сложились две концепции путей ис­торического развития России - славянофильство и западничество. Определите принадлежность перечисленных ниже мыслителей к этим направлениям:

1) славянофилы г) И.В. Киреевский;

ж) И.С. Аксаков;

з) Ю.Ф. Самарин.

2) западники; а) П.Я. Чаадаев;

б) А.И. Герцен;

в) А.С. Хомяков;

д) В.Г. Белинский;

е) Т.Н. Грановский;

43. Выделите из ниже приведенного списка тех русских мыслителей, основой философского мировоззрения которых был материализм:

а) А.С. Хомяков

б) П.Я. Чаадаев

в) А.И. Герцен

г) К.Н. Леонтьев

д) Н.Г. Чернышевский

е) B.C. Соловьев

ж) Н.А. Бердяев

3) К.Э. Циолковский

44. В русской философской мысли сложилось несколько самобытных концепций. Какое из этих направлений не имеет аналогов в запад­но-европейской философской мысли:

а) философия всеединства B.C. Соловьева, С.Г. Булгакова, П. Флоренско­го;

б) антропологический материализм Н.Г. Чернышевского;

в) космическая философия Н. Федорова, К.Э. Циолковского;

г) экзистенциальная философия Н.А. Бердяева, Л. Шестова.

45. Охарактеризуйте философскую позицию, заключенную в следую­щих словах П. Кабаниса: «Чтобы составить себе точное представ­ление об отправлениях, результатом которых является мысль, сле­дует рассматриватьголовной мозг как отдельный орган, предна­значенный исключительно дляее производства, подобно тому как желудок и кишки совершают пищеварение, печень вырабатывает желчь...»:

а) вульгарный материализм;

б) наивный, стихийный материализм древних;

в) субъективный идеализм;

г) дуализм.

46. Укажите философскую позицию, заключенную в следующем вы­сказывании врача-физиолога XIX в. Л. Бюхнера: «Материя... не бесчувственна, не лишена духа и мысли, а, наоборот, полна точ­нейшего ощущения...»:

а) вульгарный материализм;

б)гилозоизм;

в) дуализм.

47. Каково содержание методологической функции социальной фило­софии:

а) формирование общих представлений о социальном мире;

б) синтез различных социально-философских подходов;

в) определение перспектив общественного;

г) применение социально-философских положений различными обще­ственными науками.

48. Определите философскую позицию, лежащую в основе следующего высказывания: «Мы не можем утверждать, что пространство и время имеют реальное существование; они находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи... Пространство и время суть не реально­сти мира явлений, а способы, которыми мы воспринимаем вещи»:

а) вульгарный материализм;

б) субъективный идеализм;

в) объективный идеализм;

г) диалектический материализм.

49. Укажите, какая из приведенных составляющих философского зна­ния исторически первой обратилась к изучению природы:

а) натурфилософская;

б) антропологическая;

в) социологическая.

50.Из приведенного перечня выделите черты, присущие обществу как социальной системе:

а) сверхсложность;

б) устойчивость в развитии;

в) рефлексивность;

г) иррациональность;

д) изменчивость;

е) неустойчивость, слабая предсказуемость развития.

51. Выделите наиболее точную характеристику социальных отношений. Это:

а) Отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения;

б) Взаимоотношения, складывающиеся между людьми по отношению к собственности;

в) Связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них.

52. Кто сформулировал закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил:

а) О. Конт;

б) К. Маркс;

в) М. Вебер;

г) П. Сорокин.

53. Установите соответствие:

1) теоретический уровень познания; а) аксиоматический метод;

б) абстрагирование;

г) идеализация;

2) эмпирический уровень познания; в) наблюдение;

д) эксперимент;

е) моделирование.

54.Определите, какому понятию соответствует следующее определе­ние: «образ мышления, который провозглашает идею блага чело­века главной целью социального и культурного развития и отстаи­вает ценность человека как личности»:

а) гуманизм;

б) антропоцентризм;

в) рационализм;

г) экзистенциализм.

55. Укажите, что лежит в основе специфических ценностей западного и восточного обществ:

Б- 1) западное общество; а) единство общества и человека;

А- 2) восточное общество; б) противопоставление общества и человека.

56. Можно ли утверждать, что общественное мнение оказывает влия­ние на формирование ценностных ориентации личности:

а) да, так как индивидуальные ценности складываются в процессе со­циализации;

б) нет, так как общественные ценности не влияют на индивидуальные;

в) нет, так как ценностные ориентации личности формируются вопреки общественным.

57.Соотнесите основные модели членения исторического процесса и их авторов:

1) формационная; в) К. Маркс;

2) культурологическая; а) О. Шпенглер; г) Н.Я. Данилевский; д) П.А. Сорокин.

3) цивилизационная; б) А. Тойнби;

58. Выделите основные содержательные характеристики формационного подхода к пониманию развития общества:

а) признание многообразия исторического процесса;

б)европоцентризм;

в) констатация закономерности и единства истории;

г) прогрессизм;

д) признание диалогизма истории;

е) утверждение экономической детерминированности истории.

Наши рекомендации