Текст 3. Прочитайте приведенный ниже знаменитый текст-аллегорию Платона – «Миф о пещере».
Платон. «Государство».
После этого-то, сказал я, нашу природу, со стороны образования и необразованности, уподобь вот какому состоянию. Вообрази людей как бы в подземном пещерном жилище, которое имеет открытый сверху и длинный во всю пещеру вход для света. Пусть люди живут в ней с детства, скованные по ногам и по шее так, чтобы, пребывая здесь, могли видеть только то, что находится пред ними, а поворачивать голову вокруг от уз не могли. Пусть свет доходит до них от огня, горящего далеко вверху и позади их, а между огнем и узниками на высоте пусть идет дорога, против которой вообрази стену, построенную наподобие ширм, какие ставят фокусники пред зрителями, когда из-за них показывают фокусы. – Воображаю, сказал он. – Смотри же: мимо этой стены люди несут выставляющиеся над стеною разные сосуды, статуи и фигуры, то человеческие, то животные, то каменные, то деревянные, сделанные различным образом, и что будто бы одни из проносящих издают звуки, а другие молчат. – Странный начертываешь ты образ и странных узников, сказал он. – Похожих на нас, промолвил я.
Разве ты думаешь, что эти узники на первый раз как в себе, так и один в другом видели что-нибудь иное, а не тени, падавшие от огня на находящуюся пред ними пещеру? – Как же иначе, сказал он, если они принуждены во всю жизнь оставаться с неподвижными-то головами? – А предметы проносимые – не то же ли самое? – Что же иное? – Итак, если они в состоянии будут разговаривать друг с другом, не подумаешь ли, что им будет представляться, будто, называя видимое ими, они называют проносимое? – Необходимо. – Но что, если бы в этой темнице прямо против них откликались и эхо, как скоро кто из проходящих издавал бы звуки, к иному ли чему, думаешь, относили бы они эти звуки, а не к проходящей тени? – Клянусь Зевсом, не к иному, сказал он. – Да и истиною-то, примолвил я, эти люди будут почитать, без сомнения, не что иное, как тени. – Весьма необходимо, сказал он. – Наблюдай же, продолжал я, пусть бы при такой их природе, приходилось им быть разрешенными от уз и получить исцеление от бессмысленности, какова бы она ни была; пусть бы кого-нибудь из них развязали, вдруг принудили встать, поворачивать шею, ходить и смотреть вверх на свет: делая все это, не почувствовал ли бы он боли и от блеска, не ощутил бы бессилия взирать на то, чего прежде видел тени? И что, думаешь, сказал бы он, если бы кто стал говорить ему, что тогда он видел пустяки, а теперь, повернувшись ближе к сущему и более действительному, созерцает правильнее, и, если бы даже, указывая на каждый проходящий предмет, принудили его отвечать на вопрос, что такое он, пришел ли бы он, думаешь, в затруднение и не подумал ли бы, что виденное им тогда истиннее, чем указываемое теперь? – Конечно, сказал он. – Да, хотя бы и принудили его смотреть на свет, не страдал ли бы он глазами, не бежал ли бы, повернувшись к тому, что мог видеть, и не думал ли бы, что это действительно яснее указываемого? – Так, сказал он. – Если же кто, продолжал я, стал бы влечь его насильно по утесистому и крутому всходу и не оставил бы, пока не вытащил на солнечный свет, то не болезновал бы он и не досадовал ли бы на влекущего и, когда вышел бы на свет, ослепляемые блеском глаза могли ли бы даже видеть предметы, называемые теперь истинными? – Вдруг-то, конечно, не могли бы, сказал он. – Понадобилась бы, думаю, привычка, кто захотел бы созерцать горнее: сперва легко смотрел бы на тени, потом на отражающиеся в воде фигуры людей и других предметов, а, наконец, и на самые предметы; и из этих находящихся на небе и самое небо легче видел бы ночью, взирая на сияние звезд и луны, чем днем – солнце и свойства солнца. – Как не легче! – И только, наконец, уже, думаю, был бы в состоянии усмотреть и созерцать солнце – не изображение его в воде и в чуждом месте, а солнце само в себе, в собственной его области. – Необходимо, сказал он. – И после этого-то лишь заключил бы о нем, что оно означает времена и лета и, в видимом месте всем управляя, есть некоторым образом причина всего, что усматривали его товарищи. – Ясно, сказал он, что от того перешел бы он к этому. – Что же вспоминая о первом житье, о тамошней мудрости и о тогдашних узниках, не думаешь ли, что свою перемену будет он ублажать, а о других жалеть? – И очень. – Вспоминая также и о почестях и похвалах, какие тогда воздаваемы были им друг от друга, и о наградах тому, кто с проницательностью смотрел на проходящее и внимательно замечал, что обыкновенно бывает прежде, что потом, что идет вместе, и из этого то могущественно угадывал, что имеет быть – пристрастен ли он будет, думаешь, к этим вещам и станет ли завидовать людям между ними почетным и правительственным или скорее придет к мысли Гомера и сильно захочет лучше идти в деревню работать на другого человека, бедного, и терпеть что бы то ни было, чем водиться такими мнениями и так жить? – Так и я думаю, сказал он; лучше принять всякие мучения, чем жить по-тамошнему – Заметь и то, продолжал я, что если такой сошел опять в ту же сидельницу и сел, то после солнечного света глаза его не были ли бы вдруг объяты мраком? – Уж конечно, сказал он. – Но, указывая опять, если нужно, на прежние тени и споря с теми всегдашними узниками, пока не отупел бы, установив снова свое зрение – для чего требуется не кратковременная привычка, – не возбудил ли бы он в них смеха и не сказали ли бы они, что, побывав вверху, он возвратился с поврежденными глазами и что поэтому не следует даже пытаться восходить вверх? А кто взялся бы разрешить их и возвесть, того они, лишь бы могли взять в руки и убить, убили бы – Непременно, сказал он. – Так, этот-то образ, любезный Главкон, продолжал я, надобно весь прибавить к тому, что сказано прежде видимую область зрения уподобляя житью в узилище, а свет огня; в нем – силе солнца. Если притом положишь, что восхождение вверх и созерцание горнего есть восторжение души в место мыслимое, то не обманешь моей надежды, о которой желаешь слышать. Бог знает, верно ли это; но представляющееся мне представляется так: на пределах ведения идея блага едва созерцается; но, будучи предметом созерцания, дает право умозаключать, что она во всем есть причина всего правого и прекрасного, в видимом родившая свет и его господина, а в мыслимом сама госпожа, дающая истину и ум, и что желающий быть мудрым в делах частных и общественных должен видеть ее. – Тех же мыслей и я, сказал он, только бы мочь как-нибудь. – Ну так прими и ту мысль, примолвил я, и не удивляйся, что здешние пришлецы не хотят жить по-человечески, но душами своими возносятся вверх, чтоб обитать там; ибо это естественно, если только по начертанному образу, справедливо.
Задание. Заполните таблицу, содержащую информацию об основных институтах афинской демократии V-IV вв. до н.э.
Орган (институт) | Срок легислатуры | Состав участников | Процедурные особенности | Компетенция |
Народное собрание (экклесия) | ||||
Совет пятисот (буле) | ||||
Гелиэя | ||||
Стратег (коллегия стратегов) | ||||
Архонт |
Задание 4. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны. Ответ внесите в таблицу.
Первые философские учения складывались на западе Греции: возникшая в этой местности школа __(А) или __(Б) философии, дистанцируясь от иррационального античного мифологического мировоззрения, предприняла первые шаги по познанию мира в его __(В) единстве, доступном __(Г) осмыслению. Возникшая также на западе Греции __(Д) школа, родоначальником которой считается древнегреческий поэт и философ Ксенофан, занималась исследованием парадоксов __(Е). Так, самый знаменитый представитель этого учения Парменид выразил в афористической манере суть своих размышлений: «Только бытие есть, __(Ж) нет». Попытка познать фундаментальные закономерности природных явлений, характерная для античной мысли __(З) периода, обнаруживается в том числе в стремлении __(И) школы открыть структурные характеристики материи. Так, в качестве базовых элементов бытия Демокрит полагает реальность __(К) и __(Л).
Список терминов:
1. Бытие
2. Абсолютный
3. Апейрон
4. Рациональный
5. Пифагорейский
6. Пустота
7. Милетский
8. Субстанция
9. Натурфилософский
10. Самопознание
11. Ионийский
12. Космос
13. Прагматический
14. Эллинистический
15. Небытие
16. Атомистический
17. Релятивизм
18. Элеатский
19. Объективный
20. Софистический
21. Атом
22. Нравственность
Ответ:
А | |
Б | |
В | |
Г | |
Д | |
Е | |
Ж | |
З | |
И | |
К | |
Л |
Задание 5. Перед вами «визитные карточки» некоторых из известных вам древних цивилизаций (Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию, заключительный этап, 2011 г., 10 класс).
1-5. Назовите цивилизации и их «визитные карточки».
Какая из этих цивилизаций:
А) сохранила свои древнейшие непрерывные культурные традиции?
Б) может считаться колыбелью демократии, в которой сложились понятия таких духовных ценностей как: гражданская свобода, гражданский долг, человечность, гармоничность, ответственность?
В) является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи?
1 2 3 4 5
Ответ:
1. _____________
2. _____________
3. _____________
4. _____________
5. _____________
А) __________
Б) __________
В) __________
Задание 6. Соотнесите высказывание и мировоззренческую установку. Ответы внесите в таблицу (Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию, муниципальный этап, 2016 г., 9 класс).
Высказывание:
А) «Общепринятые книги – всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, – там обыкновенно воняет».
Б) «Кто пожелает отделаться от всесильных предрассудков обычая, тот обнаружит немало вещей, которые как будто и не вызывают сомнений, но вместе с тем и не имеют иной опоры, как только морщины и седина давно укоренившихся представлений. Сорвав же с подобных вещей эту личину и сопоставив их с истиною и разумом, такой человек почувствует, что, хотя прежние суждения его и полетели кувырком, всё же почва под ногами у него стала твёрже».
В) «Поскольку мораль основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя через свой разум безусловными законами, она, для того чтобы познать свой долг, не нуждается в идее о другом существе над ним, а для того чтобы исполнить этот долг, не нуждается в других мотивах, кроме самого закона. По крайней мере это вина самого человека, если в нём имеется такая потребность, хотя тогда ему уже нельзя помочь ничем другим, так как то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствие у него моральности».
Мировоззренческая установка:
скептицизм
стоицизм
цинизм
Высказывание | Мировоззренческая установка |
А | |
Б | |
В |
Задание 7. Установите соответствие между философами и их знаменитыми высказываниями (Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию, заключительный этап, 2013 г., 9 класс) (Высказываний представлено больше, чем имен философов).
Философы:
a) Платон
b) Эпикур
c) Гераклит
d) Аристотель
e) Сократ
f) Фалес
Высказывания:
1) Знание – сила
2) Мышление – безмолвная беседа души с самой собой
3) Все люди по природе стремятся к знанию
4) Я знаю, что я ничего не знаю
5) Мыслю, следовательно, существую
6) Пока я жив, смерти нет для меня, когда я умру, меня для нее не будет
7) Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все
8) Все течет, все изменяется
Ответ:
Задание 8. («Высшая проба», 2012 г, 10 класс). Один из мыслителей утверждал, что «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».
А) Кто этот мыслитель?
Б) Почему он утверждает, что существование и несуществование вещей зависит от человека? Разве Америка не существовала до путешествий Колумба и Веспуччи, т.е. в то время, когда любой европейский ученый с уверенностью утверждал бы ее несуществование?
В) Зачем данному мыслителю понадобилось высказывать столь уязвимое утверждение?
Ответ:
Задание 9. («Ломоносов» по обществознанию, 2015 г.). Ниже приводится текст, принадлежащий к одному из философских направлений. Изучите его и выполните задания, приведённые после текста.
Сходным образом и среди желаний наших следует одни считать естественными, другие – праздными; а среди естественных одни – необходимыми, другие – только естественными; а среди необходимых одни – необходимыми для счастья, другие – для спокойствия тела, третьи – просто для жизни. Если при таком рассмотрении не допускать ошибок, то всякое предпочтение и всякое избегание приведёт к телесному здоровью и душевной А, а это – конечная цель блаженной жизни. Ведь всё, что мы делаем, мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги; и когда это, наконец, достигнуто, то всякая буря души рассеивается, так как живому существу уже не надо к чему-то идти, словно к недостающему, и чего-то искать, словно для полноты душевных и телесных благ. В самом деле, ведь мы чувствуем нужду в наслаждении только тогда, когда страдаем от его отсутствия; а когда не страдаем, то и нужды не чувствуем. Потому мы и говорим, что наслаждение есть и начало, и конец блаженной жизни; его мы познали как первое благо, сродное нам, с него начинаем всякое предпочтение и избегание и к нему возвращаемся, пользуясь претерпеванием как мерилом всякого блага.
Так как наслаждение есть первое и сродное нам благо, то поэтому мы отдаём предпочтение не всякому наслаждению, но подчас многие из них обходим, если за ними следуют более значительные неприятности; и наоборот, часто боль мы предпочитаем наслаждениям, если, перетерпев долгую боль, мы ждём следом за нею большего наслаждения. Стало быть, всякое наслаждение, будучи от природы родственно нам, есть благо, но не всякое заслуживает предпочтения; равным образом и всякая В есть зло, но невсякой В следует избегать; а надо обо всём судить, рассматривая и соразмеряя полезное и неполезное – ведь порой мы и на благо смотрим как на зло и, напротив, на зло – как на благо.
1) К какому философскому направлению относится данный текст?
Ответ:
2) В каком веке появилось это направление?
Ответ:
3) Сформулируйте причину, по которой, на Ваш взгляд, данное философское течение обрело столь значительное признание у современников и потомков.
Ответ:
4) Укажите не менее двух философов-сторонников этого направления.
Ответ:
5) Назовите два понятия, зашифрованных в тексте буквами А и В.
Ответ:
Тема II